О проблемах введения федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Advertisements

Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Об итогах первого года реализации ФГОС НОО: ошибки и трудности в составлении основной образовательной программы начального общего образования.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения. Организация учебно-воспитательного процесса в школах в учебном году г. Краснодар,
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГОС НОО Материалы для родительского собрания. Новая школа для нас МБОУ СОШ 5 Ст. Веселой 2012 год.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Образовательная программа школы 81 Июнь 2011 г.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Изменения в ФГОС НОО утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. 2357, зарегистрированы Министерством.
Транксрипт:

О проблемах введения федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области

При разработке образовательной программы НОО в соответствии с ФГОС 2009 года выявлены следующие нарушения: 1) Образовательная программа не адаптирована к специфике учреждения и содержит в основном теоретический материал. 2) В структуру образовательной программы не внесены изменения в соответствие с требованиями пункта 16 ФГОС НОО, утверждёнными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. 2357,а именно отсутствуют разделы целевой, содержательный и организационный….

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: 1) В основном содержит теоретические положения. 2) Не адаптирована к специфике учреждения. 3) Нет взаимосвязи с планом внеурочной деятельности. 4) Не отражено формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. 5) Не учитывает историко-культурную особенность региона.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни не содержит: 1.Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 2. Критерии, показатели эффективности деятельности общеобразовательного учреждения в части формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся. 3. Методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Учебный план В соответствии с п. 15 ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20%. Данное требование распространяется и на учебный план, который является составной частью ООП НОО.

Базисный учебный план 2009 года Федеральный Базисный учебный план 2004 года 1.Примерная основная общеобразовательная программа НОО не утверждена на федеральном уровне, поэтому она не является нормативным документом. Базисный учебный план является частью примерной основной образовательной программы, (а не частью стандарта), поэтому он тоже не является нормативным документом. 1.Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года 1312 (с изменениями от 20 августа 2008 года 241, от 30 августа 2010 г. 889, от 3 июня 2011 г. N 1994).

2. Учебный план и образовательная программа НОО содержат в себе обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%). Обязательная часть (80%) является инвариантной, то есть одинаковой для всех образовательных учреждений, часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%) – это вариативная часть, которая формируется самостоятельно образовательным учреждением. Для первого класса это соотношение составляет - 17 часов и 4 часа. Для 2–4 классов при пятидневной учебной неделе составляет – 18 часов и 5 часов. 2.Устанавлено соотношение между федеральным компонентом, региональным компонентом и компонентом образовательного учреждения. федеральный компонент – не более 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП, региональный компонент – не менее 10%, компонент образовательного учреждения - не менее 10%.

3.Учебный план в соответствии с п ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Образовательное учреждение, используя эти параметры, может самостоятельно сконструировать новую модель учебного плана, который отвечал бы современным требованиям. 3. В федеральном компоненте указаны предметы, которые необходимо изучить, указаны классы и общее количество часов для каждого предмета, для каждого класса на неделю. В результате появляется учебный план – в 1-м классе 21 час, 3–4-й классы по 23 часа. Все часы жестко привязаны к классам, к учебным предметам и, поэтому самостоятельных действий по реализации основной образовательной программы у образовательного учреждения практически нет.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ 1-2-Х КЛАССОВ НА 2012/2013 УЧ. ГОД Предметные областиУчебные предметы КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1 класс2 класс ФилологияРусский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика ЕстествознаниеОкружающий мир ИскусствоМузыка ИЗО Технология Физическая культура ИТОГО1718\19 Часть, формируемая участниками образовательного процесса (5- дневная неделя) 45 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка (5- дневная неделя) 2123

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (6- дневная неделя) 7 Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка2126 Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов

При реализации учебного плана в 1-2 классах выявлены следующие нарушения ФГОС НОО: 1) Пункта 15: в пояснительной записке учебного плана не указано как реализуется часть, формируемая участниками образовательного процесса (20%) при пятидневной учебной неделе. 2) Пункта 19.3 в учебном плане не отражены основные показатели базисного учебного плана: объем аудиторной нагрузки обучающихся на год.

При реализации учебного плана в 1 классах выявлены следующие нарушения пункта 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» : 1.Продолжительность обучения, указанная в календарно-тематическом планировании, не соответствует продолжительности обучения, установленной годовым календарным учебным графиком.

Учебный план разрабатывается в соответствии с годовым календарным учебным графиком За невыполнение учебного плана на основании ч.2 ст КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении. Часть 2 ст КоАП РФ Реализация не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса тыс. руб. на должностных лиц; тыс. руб. на юридических лиц. направления внеурочной деятельности не соответствуют установленным государственного образовательного стандарта требованиям. нарушение пункта федерального начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (с изменениями от ) –

Рабочие учебные программы Структура и содержание рабочих учебных программ разрабатываются в соответствии с п ФГОС НОО. Должны содержать: 1.Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса. 2. Общую характеристику учебного предмета, курса. 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. 6. Содержание учебного предмета, курса. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

При анализе рабочих учебных программ в 1-2(3) классах выявлены следующие нарушения: 1.Структура и содержание рабочих учебных программ по музыке, физической культуре, ИЗО для 1-2 классов класса не соответствуют требованиям п ФГОС НОО. 2. В содержании рабочих учебных программ не указаны: ценностные ориентиры содержания учебного предмета; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

При реализации внеурочной деятельности выявлены следующие нарушения требований ФГОС НОО (с изменениями от ): Пункт 16: В образовательную программу не включён план внеурочной деятельности. Пункт 19.10: Направления внеурочной деятельности не соответствуют установленным требованиям (спортивно-оздоровительное, духовно нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

При реализации внеурочной деятельности выявлены следующие нарушения требований ФГОС НОО: В план внеурочной деятельности не включены такие формы работы, как экскурсии, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики.

Проблемы при организации внеурочной деятельности 1)План внеурочной деятельности в ОП разработан только для 1-2(3)классов. 2) Не указан объем внеурочной деятельности за год (4 года). 3) Транслирование педагогом способов урочной деятельности на внеурочную. 4)Замещение внеурочной деятельности кружковой работой.

Проблемы при организации внеурочной деятельности Линейная модель (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года). Модульная модель (концентрация видов и программ внеурочной деятельности в определенном периоде времени) Смешанная модель (элементы линейной и модульной моделей)

Примерный план внеурочной деятельности Направления внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Количество часов 1кл2кл3кл4кл духовно- нравственное Экскурсии в музеи4566 Экскурсионные поездки по местам боевой славы 1 Праздники, торжественные линейки, посвященные Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и др Кружок3334 Проект 17

Рабочие учебные программы внеурочной деятельности составлены без учёта требований п. 9 ФГОС НОО Не установлены требования к результатам обучающихся: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.