1 Исследовательская работа школьников в образовании Межрегиональный семинар Автор - методист краеведческого отдела Родионова Нина Васильевна 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Advertisements

Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
А.А.Каврева. Этапы исследовательской краеведческой работы сбор материала оформление устная защита.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Подробный план создания исследовательской работы.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования детей «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения» дистанционный.
Организация исследовательской деятельности школьников.
Учитель физики МОУ Гимназии 11 г. Ельца Липецкой области Австриевских Н.М.
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Актуальные вопросы организации исследовательской деятельности учащихся Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного образования.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научное направление «Химия и химические технологии». Cтруктура учебно- исследовательской работы.
Транксрипт:

1 Исследовательская работа школьников в образовании Межрегиональный семинар Автор - методист краеведческого отдела Родионова Нина Васильевна 2009 г.

2 Цель: изучить основные понятия, цели, основные этапы работы над исследованием, методы исследования на разных этапах, структуру исследовательской работы; практически проработать их по теме семинара.

3 Задачи: 1. Показать значение исследовательских работ школьников; 2. Познакомить с понятиями: исследование; исследование; краеведческое исследование; краеведческое исследование; научное исследование; научное исследование; научно-исследовательская работа; научно-исследовательская работа; исследовательская деятельность учащихся; исследовательская деятельность учащихся; учебное исследование; учебное исследование; исследовательская работа. исследовательская работа. 3. Изучить основные этапы работы над исследованием и методы исследования на каждом этапе. 3. Изучить основные этапы работы над исследованием и методы исследования на каждом этапе. 4. Изучить структуру исследовательской работы: 4. Изучить структуру исследовательской работы: основные понятия главы «Введение»; основные понятия главы «Введение»; собственно исследовательсую работу; собственно исследовательсую работу; основные позиции главы «Заключение»; основные позиции главы «Заключение»; справочный аппарат. справочный аппарат.

4 5.Закрепить на практике основные позиции главы «введение» по темам: «Деятельность колхоза…, совхоза…»; «Деятельность колхоза…, совхоза…»; «Исторический путь села…»; «Исторический путь села…»; «История фабрики;» «История фабрики;» «История завода»; «История завода»; «История храма»; «История храма»; «Усадьба»; «Усадьба»; «Роль ж/д станции…». «Роль ж/д станции…».

5 Значение детских исследовательских работ: 1.Учебно-исследовательская работа школьников – условие развития их познавательной активности и творчески- интеллектуальной деятельности; 2.Учебно-исследовательская деятельность школьников – это технология развивающего образования, эффективное средство повышения качества образования, поиск талантов, условие развития творческой личности.

6 Основные правила написания исследовательских работ школьниками

7 это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно- новых знаний о закономерностях каких- либо явлений Исследование –

8 это изучение объектов, процессов и явлений, характерных для конкретного региона, края. Краеведческое исследование –

9 это процесс вырабатки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Научное исследование –

10 работа, связанная с наукой, с исследованиями в науке. Научно-исследовательская работа –

11 Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, научный комментарий, собственные выводы. собственные выводы.

12 главный смысл исследования с сфере образования – то, что оно является учебным. Учебное исследование –

13 Его главной целью является: развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке; развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке; приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности; приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности; развитие способности к исследовательскому типу мышления. развитие способности к исследовательскому типу мышления.

14 Основные этапы работы над исследованием: Накопление материала (сбор), Накопление материала (сбор), Осмысление собранного материала, Осмысление собранного материала, Проверка и уточнение фактов. Проверка и уточнение фактов.

15 Исследовательские работы – творческие работы: выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики; выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики; имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления.

16 Композиция работы – последовательность расположения основных частей, к которым относят основной текст (т.е. главы и параграфы), а так же части ее справочно- сопроводительного аппарата.

17 Композиционная структура представления исследовательской работы

18 Основные элементы в порядке их расположения: Титульный лист Титульный лист Оглавление, Оглавление, Введение, Введение, Главы основной части, Главы основной части, Заключение, Заключение, Библиографический список, Библиографический список, Приложения, Приложения, Вспомогательные указания. Вспомогательные указания.

19 Титульный лист: полное наименование учебного заведения, полное наименование учебного заведения, ФИО автора, ФИО автора, заглавие работы, заглавие работы, фамилия и инициалы научного руководителя, его ученое звание и ученая степень, фамилия и инициалы научного руководителя, его ученое звание и ученая степень, место и год издания. место и год издания.

20 В оглавлении: приводятся все заголовки работы и страницы. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

21 В введении: обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формируется проблема, объект и предмет исследования, сообщается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

22 Тема научно- исследовательской работы: то главное, о чем в ней говорится. Это и: материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования; материал, отобранный и организованный в соответствии с задачами исследования; предмет изучения, отраженный в определенном аспекте. предмет изучения, отраженный в определенном аспекте.

23 При выборе темы целесообразно ставить задачу «узкого» плана с тем, чтобы можно было ее глубже проработать.

24 Выбрать тему исследования помогут следующие приемы: просмотр тем, уже выполненных в избранной области работ, в том числе и тех, которые велись в своем образовательном учреждении; просмотр тем, уже выполненных в избранной области работ, в том числе и тех, которые велись в своем образовательном учреждении; ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях; ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях; обращение внимания на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей области знания». обращение внимания на возможность применения «чужих» методов, используемых в смежных областях, применительно к изучению «своей области знания».

25 Проблема – постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено.

26 Проблему часто путают с вопросом. Специфической чертой проблемы является то, что для ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания.

27 Цель исследования – это его конечный желаемый результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти.

28 (изучить, описать, установить, вывести и т.д.). Очень тщательно формулировать задачи. Описание их решений должно составить содержание глав исследовательской работы. Формулируем задачи исследования

29 Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

30 Объект – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

31 Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное, т.е. предмет исследования находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения.

32 Актуальность работы (темы) – важность и злободневность данной работы в настоящее время. важность и злободневность данной работы в настоящее время.

33 Практическая значимость (прикладное значение) – возможность применения исследовательской работы на практике.

34 Методика исследования – совокупность различных методов, приемов, способов для систематического, последовательного осуществления исследования.

35 Методы исследования – способы, приемы при помощи которых осуществляется исследование.

36 Методы проведения исследования на разных этапах

37 1. Накопление материала (сбор): изучение литературы и источников, изучение литературы и источников, ознакомление с теорией и историей вопроса, достижениями в смежных областях, ознакомление с теорией и историей вопроса, достижениями в смежных областях, консультация, консультация, наблюдение. наблюдение.

38 2. Осмысление собранного материала: сравнение, сравнение, измерение, измерение, анализ и синтез, анализ и синтез, обобщение, обобщение, аналогия, аналогия, моделирование. моделирование.

39 3.Проверка и уточнение фактов: критика, критика, уточнение сделанных выводов, уточнение сделанных выводов, корректировка, корректировка, обсуждение результатов, обсуждение результатов, эксперимент, эксперимент, проверка на практике. проверка на практике.

40 Изученность темы: как правило, это небольшой по объему пункт главы «Введение», отражающий ситуацию по данной проблеме, теме, вопросу.

41 Характеристика основных источников получения информации: письменные, письменные, устные, устные, изобразительные, изобразительные, вещественные, вещественные, технотронные, технотронные, комплексные. комплексные.

42 Историография темы - историческая литература по данному вопросу, проблеме, периоду

43 Анализ источников

44 Основная часть: в ее главах подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание глав должно точно соответствовать теме исследования и полностью ее раскрывать.

45 Задача исследователя – продемонстрировать умение сжато, логично и аргументировано излагать свой материал.

46 Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения.

47 Заключение: синтез описанного в работе материала; синтез описанного в работе материала; подведение итогов (в виде абзацев): подведение итогов (в виде абзацев): - главный смысл работы, - главный смысл работы, - полученные важные побочные результаты - полученные важные побочные результаты новые научные задачи, встающие в связи с проведением исследования; новые научные задачи, встающие в связи с проведением исследования; практические предложения. практические предложения.

48 Библиографический список использованной литературы Каждый источник должен иметь отражение в тексте работы. Источники, откуда заимствуются факты или цитаты чьих-то работ должны быть обязательно указаны в подстрочной ссылке. Не рекомендуется включать в библиографический список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте.

49 Приложения: если используется более одного материала в приложении, то надо сделать их список. если используется более одного материала в приложении, то надо сделать их список. Приложения к работе необходимо аннотировать. Приложения к работе необходимо аннотировать. Подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т. д. оформляют с учетом принятых в исторической науке правил описания

50 Например: Например: Фотография – кто на фото, справа-слева, дата съемки, где хранится. Фотография – кто на фото, справа-слева, дата съемки, где хранится.

51 При цитировании отдельных высказываний и другой текстовой информации необходимо указывать в сноске ссылку на первоисточник с указанием страниц. При цитировании отдельных высказываний и другой текстовой информации необходимо указывать в сноске ссылку на первоисточник с указанием страниц.

52 При использовании других источников информации (письмо, картина, справка и т.д.) надо указывать место хранения данного первоисточника (музей, архив [государственный или личный]) с указанием фонда и других выходных данных. При использовании других источников информации (письмо, картина, справка и т.д.) надо указывать место хранения данного первоисточника (музей, архив [государственный или личный]) с указанием фонда и других выходных данных.

53 При использовании в работе архивных материалов, необходимо полностью указывать название архива, фонд, дело, опись, лист и т.д., т.е. шифр использованного в работе источника. При использовании в работе архивных материалов, необходимо полностью указывать название архива, фонд, дело, опись, лист и т.д., т.е. шифр использованного в работе источника.

54 При окончательном оформлении работы следует пронумеровать все страницы включая приложения, за исключением титульного листа. При окончательном оформлении работы следует пронумеровать все страницы включая приложения, за исключением титульного листа.