К уроку литературы в 11 классе Ястрикова Ольга Алексеевна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 1 г. Нарьян-Мара»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
Advertisements

Николай Гумилёв. Жираф. Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд.
«Прекрасная ясность», логичность, чёткость, контрастность Стремление заново открыть жизнь в её простоте, основа – память, опора на разнообразные культурные.
Серебряный век. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог. О. Мандельштам.
Мир образов Николая Гумилева Акмеизм Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову.
Вся в снегу, кудрявом, благовонном, Вся-то ты гудишь блаженным звоном пчёл и ос, от солнца золотых. Старишься, подруга дорогая? Не беда. Вот будет ли такая.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
- период высшего духовного и художественного развития в русской литературе и искусстве в конце 19 – начала 20 века.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф"
Философия наука живопись музыка театр литература серебряный век.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Брусинская Людмила Владимировна. Н АШИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ : 1. Углубить свои знания о литературном направлении – футуризме 2. Познакомиться с ярким представителем.
Философия наука живопись музыка театр литература серебряный век Презентация урока литературы в 9 классе по теме: «Русская культура Серебряного века» выполнена.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК Период русской литературы XIX-XX в., связанный с новыми модернистскими течениями.
Это период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую,
Транксрипт:

К уроку литературы в 11 классе Ястрикова Ольга Алексеевна, заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 1 г. Нарьян-Мара» Материал данной презентации может обогатить содержание вводного урока по теме «Серебряный век русской литературы»

Серебряный век русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А. Ахматова («Поэма без героя») 1890 – 1917

«Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлёт русской культуры конца 19 – начала 20 веков. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение феномена «серебряный век»

Расцвет науки и культуры: Философия: Н. Бердяев, В. Соловьёв, П. Флоренский; наука: И. Павлов, А. Попов; живопись: И.Репин, М. Врубель, М. Нестеров, К. Петров-Водкин, группа «Мир искусства» (В. Серов, А. Бенуа, Н. Рерих, В. Кустодиев); театр: - Ф. Шаляпин, В. Комиссаржевская, М. Чехов, В. Мейерхольд, К. Станиславский, В. Качалов; музыка: А. Скрябин, С. Рахманинов, И. Стравинский.

Символизм – одно из модернистских течений русской поэзии рубежа веков (1890 – 1910) Основные принципы символизма: - искусство «постижение мира иными, не рассудочными путями» (В.Я. Брюсов), возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность» (В. Иванов), поэзия – «тайнопись неизречённого» (В. Иванов), выражение движений души поэта; - символ (греч. – условный знак) – поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления, в поэзии символизма передаёт индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта, использование звуковых и ритмических средств поэзии.

Символизм. «Старшие символисты». Д. Мережковский (1866 – 1941) (портрет И. Репина) З. Гиппиус (1869 – 1945) (портрет И. Репина) К. Бальмонт (1867 – 1943) (портрет И. Репина) В. Брюсов (1873 – 1924) (портрет М. Врубеля)

Младшие символисты («Младосимволисты») А. Белый (Б.Н. Бугаев) 1880 – 1934) Портрет Петрова-Водкина А. Блок (1880 – 1921 Портрет К Сомова Вяч. Иванов (1866 – 1949) Портрет К. Сомова)

«Символ – окно «Символ только в бесконечность» (Ф. Сологуб) тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен» (В. Иванов) СИМВОЛ Недосказанность, утаённость смысла Расчёт на читателя, (творца, соавтора)

Стихотворение В. Иванова «Любовь» Мы – два грозой зажжённые ствола, Два пламени полуночного бора; Мы – два в ночи летящих метеора, Одной судьбы двужалая стрела! Мы – два коня, чьи держит удила Одна рука, - одна язвит их шпора; Два ока мы единственного взора, Мечты одной два трепетных крыла! Мы – двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота. Единых тайн двуглавые уста Себе самим мы – Сфинкс единый оба, Мы – две руки единого креста.

Акмеизм (греч. аkme – высшая степень чего-либо) Модернистское течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма Основные принципы Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности, предметность и четкость образов, отточенность деталей

Издательство «Скорпион» Альманах «Северные цветы» Журналы: «Весы», «Золотое руно» 1910 г. – кризис символизма, появление новых течений.

Поэты - акмеисты О. Мандельштам (1891 – 1938) Н. Гумилёв (1886 –1921) А. Ахматова (Горенко, 1889 – 1966) С. Городецкий, (1884 – 1967)

Литературное объединение - «Цех поэтов» Журнал «Аполлон»

Николай Гумилёв «Жираф» Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв, Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озёр. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полёт. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю весёлые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман, Ты верит не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай… далеко на озере Чад Изысканный бродит жираф…

Футуризм (лат. futurum – будущее) Авангардистское течение 20 века (1910- годы) Основные принципы: Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Плакат, лозунг. Поиски «самовитого» слова

Кубофутуристы В. Маяковский (1893 – 1930) В. Каменский, (1884 – 1961, ПОРТРЕТ Д. Бурлюка) Д. Бурлюк, (1882 – 1967)

В. Хлебников Мы желаем звездам тыкать, Мы устали звёздам выкать, Мы узнали сладость рыкать. Заклятие смехом. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешиш надсмеяльных – смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики, О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Эгофутурист (лат. еgo – я) Игорь Северянин (И. Лотарёв) 1887 – 1941) «Король поэтов»

Новокрестьянские поэты С. Есенин (1895 – 1925) Н. Клюев (1884 – 1937) Я последний поэт деревни…

Поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам И. Бунин (1870 – 1953) М. Цветаева (1892 – 1941)

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу её существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули Родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Бунин… В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилёв, Мандельштам, Клюев… Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева…

ПОЭТЫ А. Блок За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты,- и каждый встречал Другого надменной улыбкой. Напрасно и день светозарный вставал Над этим печальным болотом; Его обитатель свой день посвящал Вину и усердным работам. Когда напивались, то в дружбе клялись, Болтали цинично и прямо. Под утро их рвало. Потом, запершись, Работали тупо и рьяно. Потом вылезали из будок, как псы, Смотрели, как море горело. И золотом каждой прохожей косы Пленялись со знанием дела. Разнежась, мечтали о веке златом, Ругали издателей дружно. И плакали горько над малым цветком, Над маленькой тучкой жемчужной...

Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть,- хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи? Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж недоступно все это!.. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцей, А вот у поэта - всемирный запой, И мало ему конституций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала,- Я верю: то бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала!

Интернет ресурсы Портрет Д. Мережковского Портрет З. Гиппиус Портрет К. Бальмонта Портрет В.Брюсова Портрет А.Блока Портрет А. Белого Портрет Вяч. Иванова Портрет О. Мандельштама Портрет А. Ахматовой театральный/ театральный/ Портрет Н. Гумилёва Портрет С. Городецкого Портрет Маяковского Портрет В. Каменского Портрет Д. Бурлюка Портрет И. Северянина Портрет С. Есенина Портрет Н. Клюева Портрет И. Бунина Портрет М. Цветаевой