Проведение мониторинга и анализа оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин, Заместитель руководителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Приложение 2. Блок-схема основных направлений Рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Применение биржевых механизмов в антимонопольном регулировании Москва, 2012 год.
Москва, 2010 г. О ценообразовании на нефтепродукты в Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Товарные деривативы на примере рынка нефтепродуктов.
Федеральная антимонопольная служба Антимонопольное регулирование цен на нефтепродукты А.Н. Голомолзин.
Политика ФАС России: последствия для российской нефтепереработки Иван Хомутов, консультант Исследовательская группа «Петромаркет» Семинар «Экономическая.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Методология определения продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин,
«Об изменениях в законодательстве в области обязательного подтверждения соответствия товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» Доклад.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Развитие интеграции ЕврАзЭС отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории государств- членов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Реализация полномочий по выдаче предписаний о реализации продукции на товарной бирже и согласование формирования стартовой.
ИНДЕКСЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ ММВБ-РТС 26 Июня СРОЧНЫЙ РЫНОК ММВБ-РТС – ЛИКВИДНЫЙ И БЫСТРОРАСТУЩИЙ Входит в ТОП-10 ведущих деривативных бирж мира Ежедневный.
Антимонопольное регулирование и контроль на рынках нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба Д.Н. Махонин, Начальник Управления контроля ТЭК ФАС.
Транксрипт:

Проведение мониторинга и анализа оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов Федеральная антимонопольная служба А.Н. Голомолзин, Заместитель руководителя ФАС России г. Казань, 11 сентября 2012 года

2 Мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах Хозяйствующие субъекты: -ВИНК, -Независимые (от ВИНК) МОНИТОРИНГ Территория: -Российская Федерация - Регионы (в том числе муниципальные образования) Показатели: Реализация топлива ВИНК /независимые Остатки опт Цены мелкий опт розница Индексы оптовых цен: Биржевые Внебиржевые Мировые (приведенные по условиям сопоставимости) Более 5 лет постоянного мониторинга, который детализируется и становится базой анализа рынка и принятия решений.

3 ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах. По состоянию на сентябрь 2012 года ФАС России осуществляет следующие виды мониторинга: с мая 2007 года - еженедельный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты в разрезе регионов Российской Федерации, с мая 2007 года – еженедельный мониторинг динамики изменения стоимости авиакеросина, услуг заправки и хранения в регионах Российской Федерации, где расположены аэропорты федерального значения, с 2009 года - ежемесячный мониторинг средневзвешенной величины оптовой надбавки, февраля 2011 года - ежедневный мониторинг мелкооптовых и розничных цен на нефтепродукты в разрезе регионов Российской Федерации, с апреля 2011 года – ежедневный мониторинг реализации нефтепродуктов крупными ВИНК, с мая 2011 года - еженедельный мониторинг по движению моторного топлива в регионах Российской Федерации и по отпуску нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам. Мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах

4 Рынки нефтепродуктов и мониторинги нефтепродуктов ВИНК (производители бензина, дизельного топлива и авиакеросина) Нефтебазы Топливно-заправочные комплексы Мониторинги оптового рынка Мониторинг остатков нефтепродуктов Мониторинги цен оптового и розничного рынка АЗС Мониторинг цен на авиакеросин Бензин и дизельное топливо Авиакеросин

ФАС России осуществляет сбор и анализ информации, представленной компаниями ВИНК на ежедневной основе Компании ВИНК представляют информацию в соответствии с запросом ФАС России на ежедневной основе (отчетное время 10:00 ) Шаг 1 Шаг 2 ОАО «НК «Роснефть» ОАО «Лукойл» Центральный аппарат ФАС России ОАО «Сургутнефтегаз» ОАО «Газпром» ОАО «ТНК-ВР Холдинг» ОАО «Газпром нефть» ОАО «НК «Альянс»ОАО АНК «Башнефть» Ежедневный мониторинг крупнооптовых и мелкооптовых цен на нефтепродукты

Анализ ФАС России информации, представленной территориальными управлениями Информация направляется в ФАС России: 1)по электронной почте 2)вводится на PSD portal УФАС осуществляют сбор и анализ информации представленной ВИНК на еженедельной (отчетный день вторник) и ежедневной основе (отчетное время 12:00) ВИНК представляют информацию в УФАС на еженедельной (отчетный день вторник) и ежедневной основе (отчетное время 10:00) Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 ОАО «НК «Роснефть» ОАО «Газпром нефть» ОАО «ТНК-ВР Холдинг» ОАО АНК «Башнефть» ОАО «Сургутнефтегаз» ОАО «НК «Альянс» ОАО «Лукойл» 82 территориальных Управлений ФАС России Центральный аппарат ФАС России psd portal - автоматизированная подсистема предназначенная для сбора данных с территориальных управлений ФАС России через web. Ежедневный и еженедельный мониторинг розничных и мелкооптовых цен на нефтепродукты, а также мониторинг движения и остатков нефтепродуктов на нефтебазах электронная почта ФАС России

Еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты (psd portal )

8 Ежедневный мониторинг оптовых и розничных цен: анализ данных Максимальные розничные цены: Республика Саха (Якутия) - 36,46 руб/литр Забайкальский край – 32,45 руб./литр Иркутская область – 30,5 руб./литр Минимальные розничные цены: Новосибирская область - 25,3 руб./литр Алтайский край – 25,05 руб./литр Томская область - руб./литр Пользовательские формы анализа данных в Statistica 8.0 Макрос, рассчитывающий основные статистические показатели в Excel Макрос, рассчитывающий основные статистические показатели в Excel

Регион Основные поставщики нефтепродуктов: - ОАО «Х», ОАО «У» Количество АЗС: 174 Принадлежащих ВИНК: 62, независимым: 112 Дела возбужденные в области: По ст.11 (согласованные действия) - 1 дело нефтебазы в регионе и их максимальная мощность названиемощность ВИНК32634,63 независимый11414,33 Паспорт региона Хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию в области: ОАО «Х», ОАО «У» Ежедневный мониторинг опт % розница % ОАО «Х" АИ ,90%26,2526,852,29% АИ ,45%28,1528,551,42% ДТ ,12%28,0028,200,71% ОАО «У" АИ ,86%26,9027,401,86% АИ ,22%28,8029,552,60% ДТ ,77%28,3328,25-0,28% независимые АИ-92 26,0826,832,88% АИ-95 27,9828,602,22% ДТз 28,1928,220,11% В среднем по региону АИ ,88%26,4127,032,33% АИ ,84%28,3128,902,08% ДТ ,50%28,1728,220,18%

10 Мониторинг рынка авиакеросина: выявление тенденций Основные тенденции : 1. Цены на авиакеросин одновременно повышаются во всех аэропортах 2. Повышение цены привело к разделению на 3 группы в зависимости от географического расположения и региональные и международные хабы

ФАС России также осуществляется мониторинг трех базовых индекса рыночных цен, а именно: биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты, внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, сопоставимые цены зарубежных рынков. Ценовой арбитраж между индексами цен сопоставимых зарубежных рынков, внебиржевых сделок и биржевых цен позволит сформировать внутренний индикатор цен на нефтепродукты. Внутренний рынок Прямые контракты: внебиржевые цены Биржа: биржевые котировки Экспорт: сопоставимые цены зарубежных рынков Крупнооптовая продажа:

Уфимский НПЗ

Премиальный Net-Back, авиакеросин, данные ИЦ КОРТЕС и ФАС России(руб/тн), на NetBack КНОС 13793руб/тн, премиальный(max)

Премиальный Net-Back, авиакеросин, данные РТС-ММВБ и ФАС России(руб/тн), на NetBack КНОС руб/тн, премиальный(max) ** *

Премиальный Net-Back, дизельное топливо (летнее), данные ИЦ КОРТЕС и ФАС России(руб/тн), на Акциз. = руб/тн Внутренний налог

Премиальный Net-Back, дизельное топливо (летнее), данные РТС-ММВБ и ФАС России(руб/тн), на

18 В целях повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефтепродуктов Российской Федерации необходимо: Реализация положений «третьего антимонопольного пакета», в части формирования условий ликвидной биржевой торговли. Принятие разработанных ФАС России законопроектов: «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» Комплекс мер, разработанный ФАС России

Биржевые индексы. Принципы проведения конкурентных организованных торгов («третий антимонопольный пакет»): реализация определенного объема продукции на бирже равномерно и регулярно проведение биржевых торгов, соответствующим требованиям ФАС России и Минэнерго России регистрация долгосрочных договоров поставки на бирже направление бирже перечня аффилированных лиц в установленном ФАС России порядке отсутствие признаков манипулирования рынком анонимность участников торгов и их клиентов согласование ФАС России порядка формирования стартовой цены

Законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» запрещается совмещать оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов в рамках одного юр.лица доминирующим хозяйствующим субъектам не допускать сделок слияний и приобретений или выделение земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение предоставлять услуги по хранению (если емкость хранилищ превышает пороговое значение от общей емкости хранилищ в субъекте РФ) на недискриминационных условиях Независимые АЗС будут покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК Развитие до нескольких сбытовых сетей ВИНК в субъектах Российской Федерации окажет положительное влияние на состояние конкуренции на розничных рынках нефтепродуктов Равный доступ к мощностям по хранению участникам рынка, как входящим в ВИНК, так и независимым, позволит предотвратить возможность действий (бездействий), которые могут привести к ограничению конкуренции и/или ущемлению интересов иных лиц услуги по транспортировке нефти/нефтепродуктов ж/д и/или трубопроводным транспортом предоставляются в приоритетном порядке участникам биржевых торгов Стимулирование спроса на биржевых торгах

21 Законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» Хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую и/или розничную торговлю нефтепродуктами / предоставляющие услуги по хранению топлива, ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности: 1) производство нефтепродуктов (по видам нефтепродуктов); 2) крупнооптовая торговля нефтепродуктами (по видам нефтепродуктов); 3) мелкооптовая торговля нефтепродуктами (по видам нефтепродуктов); 4) розничная торговля нефтепродуктами (по видам нефтепродуктов) Будет способствовать обеспечению прозрачности рынков реализации нефтепродуктов и развития конкуренции на них Позволит контролировать ценообразование на моторные топлива Обеспечит прозрачность структуры издержек на содержание инфраструктуры, ее открытость для заинтересованных сторон Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынках нефти и нефтепродуктов, обязаны раскрывать информацию1) об объёмах добытой нефти2) об объемах остатков нефти на нефтехранилищах,3) об объемах переработанной нефти,4) об объемах произведенных нефтепродуктов,5) об объемах остатков нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах

22 Согласно предписанию ФАС России, выданного в рамках третьей «волны» дел, ОАО «ТНК-ВР Холдинг» представило в ФАС России процедуру «Порядок ценообразования и общие принципы реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках на территории Российской Федерации». ( В основу Процедуры легли нормы законопроекта «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации».В стадии согласования аналогичные процедуры по дизельному топливу и авиакеросину Процедура предусматривает формирование ОАО «ТНК-ВР Холдинг» единого подхода к условиям реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках, а также установления единых принципов ценообразования при реализации автомобильных бензинов на территории Российской Федерации. Представленный ОАО «ТНК-ВР Холдинг» порядок основан на следующих принципах: преимущественное удовлетворение потребностей в нефтепродуктах на внутреннем рынке РФ, равнодоступность и равные условия сделок для всех контрагентов; единый для всех контрагентов порядок ценообразования; публичность и доступность информации о порядке ценообразования; недопустимость экономически и (или) технологически необоснованных отказов от заключения договоров с покупателями. Этот документ и практика его применения станут важным шагом в формировании цивилизованных рыночных условий на рынках нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации.

Гармонизация налоговой и таможенно-тарифной политики в рамках Таможенного союза Ставки акциза и НДС на нефтепродукты в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан и долл.США (по состоянию на середину 2012 года): Вид нефтепродуктаАкцизНДС РоссияБеларусьКазахстанРоссияБеларусьКазахстан Автомобильный бензин Аи Автомобильный бензин Аи Дизельное топливо90,91733, Авиакеросин Мазут Российская ФедерацияРеспублика БеларусьРеспублика Казахстан Бензины302,9354,4164,97 Дизельное топливо222,1259,9157 Авиакеросин222,1259,9164,97 Мазут222,1259,918 нефть336,6393,840 Ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан в долл.США (по состоянию на середину 2012 года): Отмечается различие в налоговой и таможенно-тарифной политике в Республике Казахстан и Российской Федерации

Решением Комиссии Таможенного союза от принят технический регламент Таможенного союза (вступает в силу с 31 декабря 2012 года). Согласно Техрегламенту выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина на единой таможенной территории Таможенного союза в зависимости от экологического класса не допускается: Гармонизация налоговой и таможенно-тарифной политики в рамках Таможенного союза РоссияБелоруссияКазахстан класс 2с 31 декабря 2012 годас 1 января 2014 года класс 3с 1 января 2015 годас 1 января 2016 года класс 4с 1 января 2016 года* переход на выпуск 4 класса не позднее 1 января 2016 года класс 5не ограничен Согласно Техрегламенту выпуск в обращение и обращение дизельного топлива на единой таможенной территории Таможенного союза в зависимости от экологического класса не допускается: РоссияБелоруссияКазахстан класс 2с 31 декабря 2012 годас 1 января 2014 года класс 3с 1 января 2015 года-с 1 января 2016 года класс 4с 1 января 2016 годас 1 января 2015 года * переход на выпуск 4 класса не позднее 1 января 2016 года класс 5не ограничен

25 Мировой фактор, влияющий на цену: - страны импортеры, -курс евро, -высокая налоговая составляющая в цене 1 литра бензина (от 51 до 55%, из них акцизы ~ 37%, НДС ~ 16%) - страны импортеры, -курс евро, -высокая налоговая составляющая в цене 1 литра бензина (от 51 до 55%, из них акцизы ~ 37%, НДС ~ 16%) государственное регулирование Запрет на продажу «чистого» бензина. Составляющие бензина: спирт и бензин - снижение зависимости от импорта, - развитая конкуренция - курс доллара, - минимальные налоги (12-13%) - снижение зависимости от импорта, - развитая конкуренция - курс доллара, - минимальные налоги (12-13%) - неразвитая конкуренция, -курс доллара, -высокая налоговая составляющая в цене 1 литра бензина (порядка 60%, из них акцизы ~ 15-25% (в зависимости от класса и вида топлива), НДС - 18%). - рост акцизов (с 2011 года акцизы на бензин выросли в 1,3-2 раза, дизтопливо – в 2,4-3,5 раза в зависимости от класса топлива), -¾ корзины нефти и нефтепродуктов экспортируется - неразвитая конкуренция, -курс доллара, -высокая налоговая составляющая в цене 1 литра бензина (порядка 60%, из них акцизы ~ 15-25% (в зависимости от класса и вида топлива), НДС - 18%). - рост акцизов (с 2011 года акцизы на бензин выросли в 1,3-2 раза, дизтопливо – в 2,4-3,5 раза в зависимости от класса топлива), -¾ корзины нефти и нефтепродуктов экспортируется -налоговая нагрузка, -высокая доля экспорта нефтепродуктов -налоговая нагрузка, -высокая доля экспорта нефтепродуктов Предпринимаемые меры по недопущению роста цен: Розничная цена на автомобильный бензин Аи-95: снижение государственной пошлины на нефтепродукты, снижение акциза на топливные сборы налоговые послабления гибкая система налогообложения антимонопольный контроль, гибкая система налогообложения: к уровню цен на внешнем рынке привязаны пошлины на нефть и на нефтепродукты, а также основной нефтяной налог – НДПИ. Необходимо снижать акцизы и переходить на «гибкую» шкалу антимонопольный контроль, гибкая система налогообложения: к уровню цен на внешнем рынке привязаны пошлины на нефть и на нефтепродукты, а также основной нефтяной налог – НДПИ. Необходимо снижать акцизы и переходить на «гибкую» шкалу Страновые факторы, влияющие на цену: мировые цены на нефть и нефтепродукты

26 Результаты деятельности Рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования, а также основные направления на ближайшую перспективу. Изучение вопросов ценообразования на нефть и нефтепродукты на национальных рынках, в том числе влияние мировых цен на ценообразование на национальных рынках Обсуждение существующих подходов к проведению мониторинга и анализа оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов Обмен опытом и подходами по применению антимонопольного законодательства на рынке нефти и нефтепродуктов Обсуждение порядка осуществления обмена информацией, не носящей конфиденциального характера, между членами рабочей группы Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 3 (11 сентября 2012 г., г.Казань, РФ) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 3 (11 сентября 2012 г., г.Казань, РФ) Подготовка антимонопольными органами предложений для национальных правительств по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 4 (4-5 октября 2012 г., Лондон, UK, Platt's) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 4 (4-5 октября 2012 г., Лондон, UK, Platt's) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 5 ( ) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 5 ( ) III Международный форум: «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Принятие решения о создании рабочей группы. Определение целей, задач и основных направлений деятельности рабочей группы. III Международный форум: «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Принятие решения о создании рабочей группы. Определение целей, задач и основных направлений деятельности рабочей группы. Выработка методологии определения продуктовых и географических границ оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 2 (29июня 2012 г, г.Вена, Австрия) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 2 (29июня 2012 г, г.Вена, Австрия) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 1 (24 января 2012 г., г. Москва, РФ) Заседание рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования 1 (24 января 2012 г., г. Москва, РФ) Результатом деятельности рабочей группы должно стать:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! fas.gov.ru FAS-book rus_fas fasovka anticartel.ru

Премиальный Net-Back, автобензин (АИ-95), данные ИЦ КОРТЕС и ФАС России(руб/тн), на

Премиальный Net-Back, автобензин (АИ-95), данные РТС-ММВБ и ФАС России(руб/тн), на