Учебно - методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы Семинар - совещание преподавателей естественнонаучных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Круглый стол» для преподавателей естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Тема: «Внедрение модульно- компетентностного подхода в образовательный процесс ОУ.
Advertisements

Математика Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Колледж сферы.
Круглый стол для преподавателей математики, физики и информатики в рамках реализации образовательного проекта «Учебное занятие on-line» как средство повышения.
Городской семинар по теме: «Комплексный подход к внедрению профильных программ по общеобразовательным дисциплинам в ОУ СПО. Роль современных педагогических.
Круглый стол для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в рамках реализации образовательного проекта «Учебное занятие on-line» как средство повышения.
УУД как основа результатов реализации ФГОС НОО. Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Методист ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ Дубровина Надежда Владимировна.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Семинар для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений СВАО г. Москвы «Управление процессом формирования универсальных учебных действий.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Транксрипт:

Учебно - методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы Семинар - совещание преподавателей естественнонаучных дисциплин « Использование компетентностного подхода к обучению в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин » года

Цель : внедрение в практику преподавания компетентностного подхода к обучению для формирования общеучебных компетенций обучающихся ОУ СПО в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям / специальностям Задачи : совершенствование методики преподавания общеобразовательных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям / специальностям и документами, регламентирующими развитие профессионального образования ; ознакомление с методическими подходами к организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся для формирования информационной и коммуникативной компетенций ; повышение уровня профессионального мастерства преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Программа : 1. « Компетентностный подход к обучению как средство формирования общеучебных компетенций обучающихся ОУ СПО в соответствии с требованиями ФГОС по профессиям / специальностям » Гамаюнова Н. Ф. – руководитель отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ. 2. « Технологическая карта учебного занятия для организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся в рамках изучения нового учебного материала » Гудкова Е. С. – преподаватель естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Колледж городской инфраструктуры и строительства 1.

3. « Отражение внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся ОУ СПО в рабочей учебно - программной документации преподавателя ООД ». Архангельская О. В. – заместитель директора по УМР ОУ СПО Железнодорожный колледж « Дидактические единицы программы по ООД, обеспечивающие профессиональную направленность в соответствии с ОПОП ФГОС по 5.профессии / специальности » Копейкина Е. Д. – преподаватель естественнонаучных дисциплин ОУ СПО Политехнический колледж Обсуждение выступлений. Выработка и принятие решений по результатам совещания.

Обоснование необходимости использования компетентностного подхода к обучению Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих и специалистов на базе основного общего образования, реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт среднего ( полного ) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального / среднего профессионального образования ( далее – ОПОП ), в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Цель обучения в СПО в рамках реализации общеобразовательных программ – качественная реализация примерных профильных программ по ООД Качество общеобразовательной подготовки – уровень сформированности у обучающихся общеобразовательных знаний, умений, навыков, общих учебных компетенций, необходимый для освоения профессиональных и специальных дисциплин в учреждениях СПО и на последующих этапах обучения и переобучения в течение всей жизни

Учебная деятельность обучающихся колледжей в своей основе - это самостоятельная деятельность обучающихся на основе самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, самоуправления учебно-познавательной деятельностью

Основные компоненты высокого качества образования : знание обучающимися теоретических основ дисциплины ООД в соответствии с требованиями ФКГСОО ; овладение информационными технологиями и знаниями о своем здоровье ; умение решать проблемные ситуации с профессиональной направленностью, применять теоретические знания в быту и в будущей профессиональной деятельности ; переход от простого запоминания большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектной, творческой, исследовательской, способствующих самореализации обучающихся ; способность самосовершенствоваться

И еще немаловажный компонент: подготовка специалистов, которые могли бы реализоваться в профессиональном плане, т.е. социализация обучающихся. Достижение: за счет междисциплинарных или межпредметных связей – это основа развития активной познавательной деятельности обучающихся и получения качественного профессионального образования.

В основе ФГОС по профессиям / специальностям заложено формирование у обучающихся профессиональных компетенций, в том числе базовых общих ( общеучебных ) компетенций по 4 блокам. « Столичное образование – 5» п внедрение технологий системно - деятельностного, компетентностно - ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека ( информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования ).

Какими бы педагогическими технологиями и приемами не пользовался преподаватель, главное – мотивировать обучающихся на изучение общеобразовательной дисциплины. При этом акцент должен быть сделан на профессиональную направленность изучения общеобразовательной дисциплины. С самых первых занятий надо делать упор на то, что без знания той или иной общеобразовательной дисциплины невозможно качественно освоить ОПОП ФГОС по уже выбранной профессии/специальности, хорошо трудоустроиться, выстроить профессиональную карьеру

Одной из форм компетентностного подхода к обучению в организации образовательного процесса, обеспечивающей формирование навыков самостоятельной работы обучающихся, может служить технологическая карта учебного занятия. Технологические карты могут оказать практическую помощь обучающимся при самостоятельном изучении учебного материала дисциплины (аудиторная самостоятельная работа), а также при самостоятельном изучении тем и разделов обучающимися в случае пропуска ими учебных занятий.

Методическое обеспечение реализации программы по ООД Обоснование : ФГОС по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования Раздел VII « Требования к условиям реализации ОПОП » П « ОПОП должна обеспечиваться учебно - методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП »

Методическая документация, разрабатываемая преподавателями в рамках должностных обязанностей 1. Рабочие программы учебных дисциплин 2. Календарно - тематические планы 3. Экзаменационные вопросы ( материалы итогового контроля знаний ) 4. Экзаменационные билеты 5. УМК дисциплины

6. Планы учебных занятий ( технологические карты ) 7. Материалы опроса по текущему учебному материалу и вопросы для закрепления знаний 8. Тестовые задания (« входной » контроль, текущий и итоговый 9. Дидактический раздаточный материал 10. Методические указания по проведению лабораторных работ и практических занятий

11. Методические указания по выполнению домашних заданий 12. Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы 13. Методические разработки по углубленному изучению тем дисциплины, имеющих профильную направленность 14. Методические разработки по изучению тем дисциплины, которые являются наиболее сложными для усвоения обучающимися, но являющиеся основополагающими, ключевыми

Требования к подготовке и оформлению учебно - методической документации Подготовка ( разработка ) учебно - методической документации планируется из расчета полного обеспечения ею общеобразовательной дисциплины ( должен быть обеспечен контроль со стороны председателя ПЦК, методистов ОУ СПО ); Перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно - методической документации фиксируются в планах работы самого преподавателя ООД, председателя ПЦК, методической службы ОУ СПО ; Рабочая учебно - программная документация составляется в 2- х экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй – у автора ( преподавателя ООД )

Педагогическое мастерство и педагогическая техника Педагогическое мастерство Преподаватель учреждения среднего профессионального образования, в свете современных требований к качеству профессионального образования, должен быть нацелен на овладение технологиями развития у обучающихся компетенций, уметь осваивать необходимые для реализации компетентностного подхода знания используемой педагогической технологии и достигать значимых результатов в повышении качества общеобразовательной, а на её основе и профессиональной подготовки

Педагогическая техника Это совокупность умений и навыков преподавателя, которые необходимы для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных обучающихся и коллектив в целом : - Умения выбрать правильный стиль и тон в общении с обучающимися ; - Умения управлять их вниманием ; - Умения выбирать чувство темпа ; - Иметь навыки управления поступками обучающихся, правильно демонстрировать свое отношение к ним и т. п. Пример : « Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить « иди сюда » с оттенками, когда научился давать 20 ньюансов в постановке лица, фигуры, голоса..» Антон Семенович Макаренко

Современные педагогические технологии Классификация актуальных педагогических образовательных технологий : - деятельностные педагогические технологии ( обучение в деятельности ) - обеспечивают результативность профессиональной подготовки ; - технологии управления ( учебной деятельностью ) ( компетенция самоорганизация ) - обусловлены особенностями усвоения обучающимися профессиональных знаний ; - Компетентностный подход к обучению.

Системно - деятельностный подход в обучении Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся. Развитие личности обучающегося в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания ( в первую очередь в области своей будущей профессиональной деятельности ) и мотивацию к обучению.

В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком ( собственно психологическом значении ) термин « универсальные учебные действия » можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают : - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности « научить учиться », толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности ; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учебной деятельностью, развивать познавательную деятельность обучающихся. Позиция преподавателя : к обучающимся не с ответом ( готовые знания, умения, навыки ), а с вопросом. Позиция обучающихся : убежденность в обучении « За познание мира » ( в специально организованных для этого условиях ). Учебная дидактическая задача – это задача, решая которую, обучающийся выполняет работу, выполненная работа ведет к достижению цели, поставленной преподавателем ( в рамках освоения всей программы по дисциплине, разделу, темы ).

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею ! У меня получится ! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так, потому что …. ( формирование мировоззрения )

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к обучающимся приоритетной целью современного образования становится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Компетентностный подход в обучении Компетентностный подход – это системообразующий элемент ( во время проведения учебных занятий ) формирования общеучебных компетенций обучающихся с позиции субъекта деятельности, требующий понимания цели обучения, умения использовать средства обучения, адекватные современным требованиям.

Единицей квалификации при компетентностном подходе к обучению становится компетенция ( общеучебная / общая, профессиональ ная ), которая формируется в рамках изучения учебного материала.

Компетенция – интегрированный результат профессионального образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями ( сфера приложения ЗУН человека ). Компетентный человек – это человек осведомленный, являющийся знатоком в каком - то деле, способный, умеющий интегрировать имеющиеся знания. Специальные компетенции – относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой способность субъекта к эффективному решению определенного класса профессиональных задач.

Общие ( общеучебные ) – инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности и характеризуют способность личности решать общие для различных областей задачи, связанные с умением человека взаимодействовать с другими людьми, решать проблемы, работать с литературой, информацией, заниматься самообразованием и др. Общеучебные компетенции – ЗУН, связанные с самоорганизацией студентов, со способностью обучающихся самостоятельно добывать знания, уметь их интегрировать, грамотно использовать учебную литературу, осуществлять применение и взаимосвязь знаний по различным направлениям учебной деятельности.

Наиболее значимые функции контроля со стороны преподавателя при компетентностном подходе к обучению организующая - организация повседневной систематической работы обучающихся по усвоению и совершенствованию знаний ; контролирующая - слежение за процессом обучения ; развивающая - стимулирование познавательной активности обучающихся, развитие их творческого начала ; обучающая - обобщение и систематизация знаний ; ориентирующая - получение сведений о степени достижения цели обучения ( индивидуально и группой ); методическая - деятельность преподавателя при реализации данного принципа заключается, в первую очередь, в том, что он выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

- воспитывающая - воспитание у обучающихся моральной ответственности за результаты своей деятельности в процессе обучения ( на данный момент ) и в будущем - в процессе своей работы по избранной профессии ; - диагностическая - регулярное получение информации о пробелах в знаниях, недочетах, ошибках, выработка решений по их устранению ; - прогностическая - акцентирование внимания на ход дальнейшего обучения как по « горизонтали », так и по « вертикали », планирование обучающимся своей учебной деятельности.

При организации учебного процесса преподавателю необходимо проводить диагностику ( мониторинг ) результатов обучения и иметь в виду, что : При аттестации образовательных учреждений результат считается положительным, если 51% студентов предложенную проверочную работу выполнили правильно. В связи с этим преподавателю необходимо знать и делать ориентировку : на четыре уровня качества обучения ( по Н. Н. Решетникову ): оптимальный – с заданием справляются % учащихся ; тревожный – с заданием справляются 75-95% учащихся ; критический – с заданием справляются 55-75% учащихся ; катастрофический – с заданием справляются ниже 55% учащихся.

Общие компетенции обучающихся Пример из ФГОС ( профессия « Автомеханик ») ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ( в общем социализация ). ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя их цели и способов ее достижения, определенных руководителем ( самоорганизация ). ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ( самоорганизация ). ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ( информационный блок ). ОК 5. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности ( самообучение ). ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ( коммуникативный блок ). ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний ( для юношей ).

Профессиональные компетенции ( взяты выборочно ). ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы ( умение проводить анализ ). ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности. ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию ( умение составлять отчет ) ( лаборат. работы ). ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров ( умение работать в соответствии с инструкциями ). ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы ( умение работать в соответствии с установленными требованиями ; самоорганизация ). ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях ( умение работать в соответствии с инструкциями ).

При составлении рабочей учебно - программной документации преподавателю необходимо учитывать требования к минимуму знаний за курс среднего ( полного ) общего образования для освоения основных профессиональных образовательных программ ФГОС по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования ( с учетом профильной направленности на примере ФГОС )

Уровни среднего ( полного ) общего образования 1. Базовый уровень : ориентирован на формирование общей культуры, связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации 2. Профильный уровень : реализация общеобразовательной дисциплины предусматривает углубленное изучение разделов и тем, необходимых для освоения ОПОП ФГОС, а также обязательный экзамен по окончании ее реализации 3. Профессиональная направленность изучения общеобразовательных дисциплин предусмотрена на всех уровнях. 4. Использование современных педагогических технологий – обязательная часть организации образовательного процесса для формирования общеучебных компетенций обучающихся ОУ СПО

Значение общеобразовательной подготовки в ОУ СПО 1. Качество ООП – основа качества профессиональной подготовки 2. ООП – фундаментальная ( базовая ) составляющая профессионального образования 3. ООП реализуется в пределах ОПОП ФГОС по профессиям / специальностям с учетом профиля получаемого профессионального образования 4. Освоение обучающимися на углубленном уровне дидактических единиц программы по ООД, необходимых при освоении ОПОП ФГОС по профессии / специальности и в будущей профессиональной деятельности

Цель обучения в рамках ООП – качественная реализация примерных профильных программ по ООД ( с учетом требований ФКГСОО ) и требований ФГОС по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования