Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 2»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Advertisements

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Программа воспитания классного руководителя Инкиной Н.С. 11Б класс.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Программа « Волшебные острова» 1.воспитание направлено на всестороннее развитие ребёнка, основой развития младшего школьника является нравственное формирование.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Составила: Гришина Е.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Социально- психологические технологии формирования личности МБОУДОД СЮТ, педагог дополнительного образования Реутова О. О.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 2» г. Вологда Образовательная программа Развитие личности в Школе Вологодского баскетбола Для обучающихся от 13 до 17 лет Срок реализации программы 4 года Автор-составитель: Овчинникова Ольга Валиковна-тренер-преподаватель первой квалификационной категории; Боровик Ольга Николаевна-заведующая методическим отделом

Актуальность темы Тема развития личности в современных условиях актуальна для дополнительного образования детей. Развитие личности является приоритетным направлением работы педагогов. Во-первых, оно прописано в нормативно-правовой базе для системы дополнительного образования детей. В методических рекомендациях «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Минобразования РФ от г /16) обозначены важные направления деятельности системы дополнительного образования: создание условий для развития личности; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучий ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от г., 233 изменения и дополнения – постановление Правительства РФ от г. 212) обозначено основное предназначение системы дополнительного образования: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Следовательно, основными задачи учреждения является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда; адаптация детей к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. Данные нормативно-правовые документы наравне с рабочей типовой программой по баскетболу являются основополагающими в деятельности тренера-преподавателя. Во-вторых, развитие личности является социальным заказом дополнительного образования детей. На данном этапе развития общества востребованы граждане страны со следующими характеристиками: умение ставить цели, анализировать результаты собственных достижений, творчески подходить к решению задач, так же на современном рынке труда востребованы специалисты, умеющие работать в команде, т.к. во многих организациях развивается корпоративная культура. Таким образом, в работе тренера-преподавателя важным направлением является создание условий для формирования личности, способной нести ответственность за собственное благополучие и благополучие страны. В-третьих, особенностью образовательного процесса в дополнительном образовании детей, как фактора развития личности. В процессе жизни обучение и развитие взаимодействуют между собой. Известный тезис Л.С. Выготского [13]: обучение ведет за собой развитие может быть продолжен: «а развитие расширяет возможности обучения».

Специфика деятельности тренера-преподавателя Школы вологодского баскетбола Целью деятельности тренера является: развитие личности, формирование здорового образа жизни и социальной адаптации через достижение успехов в баскетболе всеми детьми, сообразно способностям. В соответствие с целью выделяются следующие задачи деятельности тренера-преподавателя: Развитие мотивации личности к всестороннему удовлетворению физкультурно- оздоровительных и спортивных потребностей; Развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств через самосовершенствование личности; Профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений; Формирование морально-этических и волевых качеств личности; Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. С точки зрения Э. Хана [2, с.8], тренер-преподаватель должен выполнять следующие функции: «мотивация, обучение, усвоение, подготовка, оказание помощи, руководство, консультативная деятельность, регуляция, восстановление».

Тренер – преподаватель Руководство Консультативная деятельность Регуляция Восстановление Оказание помощиПодготовка Мотивация Обучение Усвоение

Формирование личности юных баскетболисток происходит в процессе активной деятельности в учебно-тренировочном, воспитательном, развивающем процессе через взаимодействие друг с другом, командой и социумом. Условия формирования личности Целенаправленно организованная деятельность Учебно - тренировочный процесс Воспитательный процесс Взаимодействие с социумом развитие, общение

Учебно-тренировочный процесс - основа деятельности тренера-преподавателя Учебно-тренировочный процесс строится на основании типовой рабочей программы по баскетболу, которая рассчитана на 8 лет обучения (Рабочая программа по баскетболу). Учебно-тренировочный процесс в Школе Вологодского баскетбола – это совместная жизнедеятельность детей и взрослых, практическое освоение азов мастерства и непосредственное участие в и индивидуальной и коллективной деятельности. Для наиболее эффективной подготовки юных баскетболистов обучение в Школе построено по следующим направлениям: повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки; усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствования навыков выполнения технических приемов и их способов; повышение роли и объема тактической подготовки, как важнейшего условия реализации индивидуального потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом, в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите; осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки; повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение учащихся и выпускников Школы Вологодского баскетбола в команды высокого класса.

Воспитательный процесс - ресурс развития личности Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер- преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах, в спортивно- оздоровительных лагерях, где используется свободное время. Воспитательная работа на занятиях: - развитие качеств личности, таких как целеустремленность, дисциплинированность, волевая саморегуляция, трудолюбие, настойчивость, правдивость, честность, самокритичность, требовательность к себе, общительность, отзывчивость, дружелюбие, чувство собственного достоинства; - развитие приемов и способов самопознания: самонаблюдения (фиксация в «Рефлексивном дневнике» - самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться); самоанализа (определение ошибок, выявление причины, постановка корректирующей цели). Воспитательная работа на учебно-тренировочных сборах: - развитие коммуникативных качеств: эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения; - оптимизация межличностных отношений; - сплочение команды.

Организация деятельности детей в группе Cамоутверждение в команде и выработка общественно приемлемого поведения Воспитательная работа Обучение приемам самопознания Создание благоприятного нравственно – психологического климата Оказание помощи в поисках и обретении ценностей, смыслов жизни Выстраивание субъект - субъектных отношений

Воспитательный процесс строится на нескольких уровнях: - 1 уровень – внутри команды. Проведение внутригрупповых праздников (День рождения команды, Вечерняя свечка, тренинги); - 2 уровень – внутри СДЮСШОР – Посвящение в СДЮСШОРовцы, День тренера; - 3 уровень – городской, областной, региональный (День знаний, Кросс Нации, мастер- класс для учителей области). Деятельность тренера-преподавателя по организации взаимодействия с социумом ВНЕШНЯЯ СРЕДА Направления сотрудничества команды баскетболисток с внешней и внутренней средой Баскетбольный клуб «Чеваката» Обслуживание игр детьми Участие в самоуправлении СДЮСШОР 2 Помощь в проведении спортивно–массовых мероприятий школы Помощь тренеру на учебно- тренировочных занятиях с младшим возрастом Центр внешкольной экскурсионной работы Обучение в школе вожатого «ШТОРМ» Инструкторско-судейская практика на соревнованиях городского и областного уровня Заполнение протоколов, хронометрирование

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА При этом становление личности, формирование основ здоровья, самосознания, индивидуальности, социализации, приобщение ребенка к культуре, общечеловеческим ценностям особенно значимо в системе дополнительного образования детей. В связи с этим возникла необходимость в качественном улучшении и совершенствовании процесса физического воспитания в Школе Вологодского баскетбола, создание условий для удовлетворения потребности в двигательной активности юных баскетболистов, использовании средств физического воспитания в контексте становления личности ребенка, улучшения состояния здоровья, развития его физической и психической сфер. Для реализации всех этих потребностей у Школы вологодского баскетбола есть возможность в организации специальных занятий по развитию личности обучающихся. В связи с этим разработана данная программа: «Развитие личности в Школе вологодского баскетбола».

Особенности программы Цель программы: создание условий для развития социально – активной личности. В соответствие с целью выделяются следующие задачи: Обучающие: осваивать приемы и способы самопознания, самонаблюдения, самоанализа и др.; ориентировать учащихся на спортивные профессии (тренера, спортивного врача, журналиста); Развивающие: развивать познавательный интерес; развивать деловые качества (самостоятельность, ответственность, активность, креативность, конкурентоспособность); развивать рефлексию; развивать навыки организации и планирования деятельности, умение работать в группе; развивать коммуникативные качества: эмпатию, сочувствие, сопереживание, умение выстраивать конструктивные отношения; Воспитательные: воспитывать уважение к людям, толерантность, эмпатию; воспитывать активную гражданскую позицию; воспитывать здоровый образ жизни.

Принципы деятельности по программе: единства и целостности; уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью; активности и самостоятельности, учащихся в сочетании с педагогическим руководством; индивидуализация воспитания; воспитание в условиях коллектива; связи с жизнью; соответствие воспитательного процесса возрастным и индивидуальным способностям ребенка. Организационные условия: создание комфортной среды общения между педагогом и воспитанниками через создание субъект-субъектных отношений; создание условий для сплочения команды через организацию самоуправления; создание условий для самореализации, саморазвития и самовоспитания через делегирование полномочий организатора мероприятий, способствующих ориентации подростков на здоровый образ жизни.

Программа рассчитана на подростков в возрасте от 13 до 17лет. Срок реализации программы: 4 года. Режим занятий согласуется с учебно – тренировочным и соревновательным процессом, в том числе учебно-тренировочными сборами и летними лагерями. Занятия проводятся не менее 2-х раз в неделю. Продолжительность занятий 1,5 – 2 часа. Формы работы по изучению теоретического материала – индивидуальные и групповые занятия в форме: лекций, бесед, дискуссий, круглых столов, тренингов. Формы работы над практическим материалом: разработки коллективно-творческих дел (КТД), тренинги, деловые или сюжетно- ролевые игры.

Подходы в воспитательной работе: Личностный подход: признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Деятельностный подход: ребенок не готовится к будущей жизни, он уже живет реальной сегодняшней жизнью. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям, деятельность: игровая, досуговая, творческая, трудовая, оздоровительная и т. д. Средовый подход: включение каждого ребенка в деятельность и проблемы социума, ближайшего окружения. Комплексный подход: воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка параллельно, а не по очереди. Единство воспитания и обучения. Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение к ребенку как личности. Ребенок субъект в воспитании, а не объект. Содержание программы строится соответственно особенностям психического развития подростков. Для оценки эффективности данной программы разработан мониторинг результатов обучающихся. Критерии и показатели выбраны и разработаны в соответствии с целевыми установками программы. Мониторинг проводится два раза в год, результаты фиксируются в рефлексивных дневниках. Рефлексивный дневник позволяет отслеживать динамику образовательных результатов и личностного развития обучающихся, в ходе реализации данной образовательной программы.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются: Детей отличает высокая познавательная мотивация; Они легче адаптируются в ВУЗах, часто занимают лидерские позиции; Хорошо осознают свои возможности и свои ограничения, обладают позитивной Я-Концепцией; Легко формулируют свои жизненные цели, обладают развитой рефлексией; Умееют работать в команде; Обладают социальной устойчивостью к негативным факторам внешней среды.

Содержание программы 1 год обучения Развитие личностного потенциала у подростка Теория. Понятие личности. Структура личности. Индивидуальность. Потребность. Сила воли. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость. Выдержка и самообладание. Решительность. Честность. Самокритичность. Требовательность к себе. Общительность. Отзывчивость. Дружелюбие. Чувство собственного достоинства. Чувства и эмоции. Самоанализ. Самонаблюдение. Самооценка. Рефлексия. Самовоспитание. Технология самовоспитания по В. Р. Маралову. Средства и приемы самовоспитания. Стресс. Виды стресса: «стрессы ожидания», «рабочие» стрессы, посттравматические расстройства. Причины возникновения стрессовых ситуаций. Влияние стресса на здоровье человека. Саморегуляция. Выбор и ответственность. Способы саморегуляции в ситуациях нервного напряжения. Практика. Анализ качеств личности и выявление уровня развития собственного Я (телесного, социального, рефлексивного, духовного). Изучение подростками своих потребностей и формирование экологически оправданных потребностей. Отработка навыков правильного выражения чувств и эмоций. Изучение собственной самооценки подростком. Отработка навыков адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между желаниями и возможностями. Обучение приемам самовоспитания. Отработка навыков стрессоустойчивого поведения. Анализ своего поведения и принятия решения в проблемных ситуациях. Тренинги.

2 год обучения Межличностное общение в команде Теория. Общение. Вербальные и невербальные средства общения. Условия эффективного общения. Использование невербальных средств для повышения эффективности общения. Эмпатия. Сочувствие. Сопереживание. Умение выстраивать конструктивные отношения. Конфликт и конфликтная ситуация. Типы конфликтов: случайный, истинный, подмененный, безатрибутивный, латентный (скрытый) и фальшивый. Понятие конфликтной личности. Признаки перехода от бесконфликтного поведения к конфликтному. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Приемы аргументации. Поиск компромиссов. Способы эффективной передачи информации. Критика. Способы правильного реагирования на критику. Обращение за помощью. Поиск единомышленников. Самоуправление. Практика. Отработка навыков эмпатии, активного слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений. Определение признаков перехода от бесконфликтного поведения к конфликтному. Оптимизация межличностных отношений. Сплочение команды. Веревочный курс. Тренинги.

3 – 4 год обучения Социально – значимая деятельность Теория. Основные закономерности, формы и методы групповой работы. Понятие КТД. Типы КТД. Технология проведения КТД. Тренинг. Правила проведения тренинга. Виды стенной печати. Макет газеты. Практика. Проведение занятий, направленных на формирование у подростков жизненно важных навыков (стрессоустойчивого поведения; анализирования своего поведения и принятия решения в проблемных ситуациях; эмпатии, активного слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений; определения перехода от бесконфликтного поведения к конфликтному; распознавания способов группового давления). Организация и проведение учебно–тренировочных занятий у групп СОГ. Выпуск газет и наглядной агитации. Оказание первой медицинской помощи при незначительных травмах. Организация и проведение КТД. Организация и проведение мероприятий по плану. Варианты массовых мероприятий: Спортивные: походы, Дни здоровья, День семьи, соревнования, загородные лагеря, спортивные праздники, эстафеты. Культурно-массовые: ярмарки, День семьи, театрализованное представление, аудио- и видеопостановки, концерты, КВН, выставки, экскурсии, конкурсы, акции, встречи с известными спортсменами, клубы единомышленников. Трудовые: трудовой десант (шефская помощь детскому саду или школе), субботники и другие мероприятия в зависимости от потребности образовательного учреждения и задач.

Тематическое планирование Тематические разделы Первый год Второй годТретий, четвертый года ТеорияПрактикаТеорияПрактикаТеорияПрактика 1. Развитие личностного потенциала Волевые качества2422 Моральные качества2422 Поведенческие навыки3632 Развитие способов самоанализа Развитие способов самонаблюдения266 Развитие самооценки266

2.Межличностное общение в команде Навыки коммуникативности 510 Межличностные отношения в группе51024 Развитие навыков самоуправления Социально – значимая деятельность Развитие творческих способностей20 Пробы профессиональной деятельности2040 КТД10 Организация и проведение мероприятий50 Всего 305

Методическое обеспечение Формы, методы и приемы работы Формы занятий Методы и приемы образовательного процесса Методы и приемы воспитательного процесса Дидактический материал Комбинированное занятиеБеседа, упражнение, анкетирование, инструктаж Положительный и отрицательный пример, объяснение, упражнение, убеждение, стимулирование (поощрение, похвала), ролевая игра, мозговой штурм, воспитывающая ситуация, педагогическая поддержка, консультирование Методические пособия, видеоматериалы Лекция, круглый стол, встреча с интересными людьми, со специалиста ми, дебаты, час вопросов и ответов Дискуссия, беседа, диалог, объяснение, консультация, обсуждение, анкетирование, наглядные методы Лекционный и диагностический материал, видеоматериалы, методические пособия, пакет нормативно- правовых документов Тренинг, игра (деловая, сюжетно-ролевая), практическое занятие Упражнение, объяснение, наблюдение, моделирование проблемной ситуации, инструктаж, рефлексия Набор игр и упражнений, видеоматериалы, пособия, разработки занятий Семинар, беседа, практическое занятие, игра (познавательная и деловая), КТД Мозговой штурм, анкетирование, планирование, наблюдение, консультирование, тестирование, пробы, рефлексия, проблемное изложение материала Диагностический материал, карточки с заданиями, методические пособия Поход, ярмарка, выставка, спектакль, экскурсия, игра, соревнование, праздник, акция Показ, наблюдение, консультирование, деловая игра, соревнование, проект, мозговой штурм, репетиция, моделирование ситуации, наглядные методы Сборники сценариев, разработки занятий, методические пособия

Мониторинг эффективности деятельности по программе КритерииПоказателиИнструментарий Теоретическая подготовка обучающихся Уровень соответствия теоретических знаний программному материалу: минимальный уровень (обучающийся усвоил менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (обучающийся усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период) Педагогическое наблюдение, тестирование, собеседование Практическая подготовка обучающихся Уровень соответствия практических умений и навыков программным требованиям и умение применить знания на практике: минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем 1/2 объема умений и навыков, предусмотренных программой); средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) Тестирование, тренинги, игры, педагогическое наблюдение Уровень точности и грамотности выполнения упражнений, творческих заданий. Степень выраженности показателя: низкий уровень (обучающийся редко выполняет упражнения и творческие задания, предлагаемые педагогом точно и грамотно); средний уровень (обучающийся практически всегда точно и грамотно выполняет упражнения и творческие задания, предлагаемые педагогом); высокий уровень (обучающийся точно и грамотно выполняет упражнения и творческие задания, предлагаемые педагогом) Тестирование, педагогическое наблюдение, тренинги, игры, творческое задание Креативность в выполнении практических заданий: репродуктивный уровень (обучающийся в состоянии выполнить лишь простейшие задания); продуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) Тестирование, игры

Сформированность параметров образовательной деятельности - Умение целеобразования и рефлексии- Наблюдение педагога за деятельностью на тренировке - Рефлексивные дневники. Умение работать в команде уровень межличностных отношений в коллективе. Уровень дружелюбия, согласия, удовлетворенности, увлеченности. продуктивности. теплоты, сотрудничества, взаимной поддержки, занимательности, успешности по 8- ми бальной шкале диагностическая шкала Ф. Фидлера Уровень развития самоуправления в коллективе низкий уровень (если один из коэффициентов первых трех блоков меньше 0,5); средний уровень (если один из коэффициентов первых трех блоков больше 0,5 и меньше 0,8); высокий уровень (если один из коэффициентов первых трех блоков больше 0,8) «Определение уровня развития самоуправления в коллективе» - методика М. И. Рожкова Уровень удовлетворенности подростка различными сторонам жизни коллектива низкий уровень (обучающийся почти всегда не удовлетворен всеми сторонами жизни коллектива); средний уровень (обучающийся удовлетворен практически всеми сторонами жизни коллектива); высокий уровень (обучающийся удовлетворен всеми сторонами жизни коллектива) «Наши отношения» - методика Л. М. Фридман

Психологическая комфортность - Межличностные отношения; - Степень привлекательности команды для обучающихся; - Мотивация на спортивные достижения; -Взаимоотношения между тренером и спортсменом; - Условия, повышающие эффективность тренировки; - Уровень постановки и реализации личностно-значимых целей; - Социометрия. - Индекс групповой сплоченности Сишора, адаптированный и модифицированный ВЛНИИФКе. - Методика оценки потребностно-мотивационного потенциала (Ю.Киселева). - Шкала «тренер-спортсмен». - Шкала оценки условий, повышающих эффективность тренировки. - Рефлексивный дневник учащегося. Социальная адаптация- Бесконфликтное общение - Уровень притязаний - Тренинги. - Методика для изучения социализированности личности учащегося – методика М. И. Рожкова Эмоционально-волевая сфера. - Соревновательная эмоциональная устойчивость; - Саморегуляция; - Мотивационно-энергетический компонент; - Стабильность; - Помехоустойчивость Методика оценки психической надежность В.Э. Мильмана Успехи обучающихся.- Участие в официальных Первенствах и соревнованиях всех уровней от Всероссийских до городских. - Участие в товарищеских встречах всех уровней от международных до городских Протоколы соревнований, Грамоты, дипломы