П ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Транксрипт:

п ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОУ

Междисциплинарные программы Технологии реализации Формирование УУД Технологии формирования ментального опыта Формирование ИКТ- компетентностей Создание информационной среды, ИКТ Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности Технологии учебно- исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Технологии работы с содержанием (критическое мышление) ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ

Ментальный опытМентальное развитие Особая форма организации индивидуального умственного опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Формирование способностей к управлению собственным мышлением и деятельностью через освоение схем, планов, и программ использования интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация и т.д.), решающих правил и критериев предпочтительности достижения цели. МЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ И МЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО ЧЕМУ НАДО ОБУЧАТЬ? ЧТО ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ КАЖДЫЙ УЧАЩИЙСЯ? Фундаментальное ядро, общая характеристика основных идей, понятий, ценностей Деятельность (умения или компетенции (?), которые связаны с развитием способностей субъекта деятельности)

Организация учебного сотрудничества ученика с учителем: совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы Организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организация ориентировочной деятельности учащихся. Организация как предметной учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости Организация рефлексии учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности. ИНВАРИАНТНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Деятельность учителя Деятельность учащегося Внешние воздействия Внутренние закономерности процесса учения Требования учителяПотребности учащихся

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВнешнееВнутреннее Заученная и воспроизведенная в качестве ответа на поставленный вопрос фраза мыслью не является Мысль проявляет себя не только в слове. Существует довербальный период. Активность готовности освоения ЗУН, основанных на внутренней потребности. Сознанием движет потребность.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВнешнееВнутреннее Усвоение новых норм и правил Стремление донести свою мысль. Нормы и правила будут все больше и больше о себе заявлять, когда излагаемая учащимся мысль не сможет без них обойтись То, что надоБез этого не могу быть успешным

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВнешнееВнутреннее Проблема в «бедности словарного запаса», неумении «отвечать полным ответом», незнании норм и правил, низкой мотивации учащихся, способностях Проблема в неразвитости внутренней системной рефлексии, из-за которой мысль не определена

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Внешнее Практичес- кое использо- вание знаний Проблемное обучение Развивающее обучение (рассогласование между эмоциональной сферой и разумом: 1)неуправляемость спонтанно возникающих процессов; 2)избыточная рассудочность, приводящая к душевной сухости)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (компетентностная парадигма) - Формирование мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, получать, использовать, создавать разнообразную информацию, на основе полученных знаний, умений, навыков решать жизненные проблемы, принимать обоснованные решения

СТАНДАРТ УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ: - Существенные идеи науки и культуры; - Универсальные учебные действия: (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - Личностные; - Метапредметные; - Предметные

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНЫЕ – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные способы деятельности) МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам ЛИЧНОСТНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МАТЕМАТИКА – основная задача – развитие логического мышления, значит, содержание может быть вариативным

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРАВНИВАТЬ МОДЕЛИРОВАТЬ СОСТАВЛЯТЬ ГРУППИРОВАТЬ ПЛАНИРОВАТЬ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ НАБЛЮДАТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРЕЗЕНТОВАТЬ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ИССЛЕДОВАТЬ КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАТЬ ОБЪЯСНЯТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ

СРАВНИВАТЬ Числа по классам и разрядам; Разные способы вычислений, выбирать удобный; Геометрические фигуры по величине; Информацию, представленную в строках (столбцах) таблицы.

МОДЕЛИРОВАТЬ Ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим; Ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; Изученные арифметические зависимости; Разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Регулятивные – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, планирование и организация деятельности, целеобразование, самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане. Условия формирования. Организация учебного сотрудничества ученика с учителем. Наилучшим методом организации такого сотрудничества является совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы. Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: 1. Инициации внутренних мотивов учения школьников. 2. Поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости. 3. Использования групповых коллективных форм работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МЕТАСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Структура деятельности ПОТРЕБНОСТЬ МОТИВ ЦЕЛЬ ПОСТУПКИ, ДЕЙСТВИЯ, ОПЕРАЦИИ СРЕДСТВА ПРЕДМЕТ РЕЗУЛЬТАТ Наличие осознанной, то есть имеющей личностный смысл цели; Наличие программы, плана достижения этой цели; Наличие периодически осуществляемой рефлексии

РЕФЛЕКСИЯ Способность занимать в сознании «внешнюю» позицию по отношению к «своему Я» и мышлению; Осуществляется в проблемной ситуации и параллельно производимой деятельности, выполняя роль самоконтроля; В мышлении позволяет отличать «объект мысли» от способов и процедур его порождения; Делает возможным анализ оснований производимых действий; Позволяет в ситуации коммуникации реконструировать основания высказывания, что и позволяет понять его суть.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Традиционная система обучения; Проблемное обучение; Проектное обучение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Самореализация: 1) Цель: Собственное развитие 2) План: План по собственному развитию 3) Рефлексия: Рефлексия собственного роста

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ созревание и рост по сути природы; специально сконструированная «деятельность развития» по сути социума; структурное преобразование собственной самости по сути человека деятельность как совокупность результатов и последствий (производство); деятельность как процесс преодоления трудностей (труд); деятельность как процесс самоизменения человека (самодеятельность); деятельность как всеобщий способ бытия, как действительность (практика)

МЕТАСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Результативный план; Обратная связь; Генетический план

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПЛАН Основной R – опыт деятельности – что будет уметь учащийся в результате обучения: что будет уметь делать учащийся, в каких условиях, с какими объектами. Промежуточные результаты: - R - знание – какие мыслительные операции будет производить обучаемый, над какими объектами (содержание); - R – навык – в каких условиях обучаемый сможет выполнять мыслительные операции (уровень).

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН Организация образовательного процесса на возрастных особенностях. Если: - Предшкола – это подготовка к школе; - Школа – это подготовка в ВУЗ; - ВУЗ – это подготовка к работе; - Работа – это подготовка к пенсии; - Пенсия - это? Детство – это?

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.), действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты), действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии. Условия формирования. Внедрение разнообразных форм сотрудничества и общения в контексте как учебной, так и внеучебной деятельности: парная и групповая работа, дискуссии, проектная деятельность.

ОБЩЕНИЕ Коммуника- тивная сторона (обмен информацией) Интерактивная сторона (взаимодейст- вие в совместной деятельности) Перцептивная сторона (восприятие и понимание другого)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ Не одностороннее движение информации от субъекта к объекту, а активный обмен значимой информацией, которая понята, осмыслена, переработана Обмен информацией предполагает воздействие на партнера, в целях изменения его поведения

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования В условиях коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер

МНОГОКРАТНОЕ ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ТЕКСТ вторичный ТЕКСТ внешний ТЕКСТ код интеллекта Инновационный подход 1. Структура 2. Текст Традиционный подход 1. Текст 2. Структура ПОНИМАНИЕ

ИНТЕРАКЦИЯ Физическая активность Социальная активность Познавательная активность

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Меняют рабочее место, пересаживаются; Говорят; Пишут; Слушают; Рисуют; И т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Задают вопросы; Отвечают на вопросы; Обмениваются мнением; И т.д.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Вносят дополнение или поправки в изложение учителя; Выступают как один из источников опыта; Сами находят решение проблемы; И т.д.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ Эмпатия – умение сопереживать; Уважение – принятие учащихся как конструктивной личности; Искренность – умение учителем открыто проявлять свои чувства; Конкретность коммуникации – умение точно описать свои переживания и желания

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные – общеучебные: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - рефлексия способов и условий действий; - смысловое чтение; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих эту модель.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные – логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные – постановка и решение проблем: - формулирование проблем; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Исследовательские действия (поиск информации и исследование), сложные формы опосредствования познавательной деятельности, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение), элементы комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико- дедуктивного интеллекта, работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента логического мышления. Условия формирования. Включение учащихся в исследовательскую деятельность, предполагающую: 1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). 2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. 3. Обеспечение эмоционального благополучия детей. 4. Удовлетворение познавательной потребности. 5. Удовлетворение потребности в межличностном общении. 6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. 7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. 8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ Одним их важнейших познавательных универсальных действий названо умение решать проблемы или задачи. Данное универсальное умение формируется на основе общего приема решения задач, который в свою очередь рассматривается как модельное универсальное действие для всей системы познавательных действий

ЗАДАЧА О ЛЮБОПЫТНОЙ МУХЕ Из пунктов А и В выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Они движутся с одинаковой скоростью по 15 км/ч. Когда между ними остается 300 км, с плеча велосипедиста «А» слетает «любопытная» муха и летит навстречу велосипедисту «В»; так как она летит со скоростью 20 км/ч, она встречается с ним раньше, чем велосипедист «А». Заинтересованная пробегом муха летает от одного велосипедиста к другому, пока они не встретятся. Спрашивается, какой путь проделала муха?

ОБЩИЙ ПРИЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ «включает: знания этапов решения (процессов), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями».

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО ПРИЕМА 1) Анализ текста задачи (семантический, логический, предметный); 2) Перевод текста на язык науки с помощью вербальных и невербальных средств; 3) Установление отношений между данными и вопросом; 4) Составление плана решения; 5) Осуществление плана решения; 6) Проверка и оценка решения задачи.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ПРИЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ - фиксированным набором типов задач, которые выступают в качестве ключевых; - формированием умения решать эти ключевые задачи в логике укрупнения дидактических единиц (прямые и обратные задачи); - сопровождение четкими алгоритмами их решения и описанием процесса рассуждения (анализ текста и моделирование, механизм перевода в знаково-символическую форму).

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ? ? I – II – I – II – на (в) > (

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ? ? на (в) I – II – Было – Действие – Стало (осталось) -

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ? В единицеКол-воВсего I ? Всего – Часть – Сколько составляет -

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ I х = = : = :

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 1 колонка связана с единицей: 2 колонка - это количество: 3 колонка-это сколько всего: цена - количество денег, которые заплатили за единицу товара; штук - в одной коробке, ящике и т.д.; человек - в одном отряде, классе, бригаде, палатке и т.д. метров - в одном мотке, на одно платье и т.д. - купленных товаров; - ящиков, коробок и т.д.; -отрядов, классов и т.д.; - мотков, платьев и т.д. - стоит покупка одного вида товаров; - килограмм, штук одного вида товаров; -человек во всех палатках, домах и т.д. - метров во всех мотках, пошло на все платья, костюмы и т.д. I

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В одной коробкеКол-во коробокВсего I вид 62? II вид 41? «Дальше рассуждай, начиная с главного вопроса задачи так: «Чтобы найти, сколько всего камней у Вани, нужно знать, сколько камней в коробках I вида и в коробках II вида. Так как у Вани, всего одна коробка II вида, то всего в них камней 4. Но мы не знаем, сколько камней в коробках I вида. В строке, соответствующей коробкам первого вида одно неизвестное, значит, можно воспользоваться взаимосвязью между элементами таблицы и найти, сколько камней в коробках I вида. А затем найти, сколько всего камней у Вани. Запиши решение задачи.»

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом, какое значение и какой смысл для меня имеет обучение); - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения, Я-концепция и самооценка, моральное сознание и ориентировка учащихся в сфере нравственно-этических отношений. Условия формирования. Организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организация ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Раскрытие перед учащимися личностного смысла самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни. Организация как предметной учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Организация рефлексии учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, задающих новые уровни мотивации.

МОРАЛЬНЫЕ ИНСТАНЦИИ (Л.И.Божович) Базовые потребности личности (цели самореализации) Требования образовательного процесса (образовательные цели) Внутренняя мотивация

ЗУН в ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗУН УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ ЗНАЧЕНИЕ СМЫСЛ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОЛЛЕКТИВНАЯ (форма присвоения знания)

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ОБРАЗОВАНИЯ Проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных учебных действий

ЧАСТНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД Цели обучения и состояние обучаемого – «успеваемость»; Обобщение опыта успешных учителей; Выделение типичной последовательности действий – «технология»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД Диагностично и операционально выраженные цели; Непрерывная диагностика результативности образовательного процесса; Адекватность методов, форм, приемов, средств достижения целей

СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Самоактуализация, неповторимость индивидуальности; Прогноз тенденций развития каждого ученика на микро- и макроуровне; Индивидуальные траектории движения в учебном материале, отвечающие целям, потребностям и интересам учащегося за счет изменения свойств обучающей среды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Должна мотивировать и инициировать к самостоятельному действию; В ней обязательно должен присутствовать момент обучения способам мышления, понимания или действия, которые соответствуют самостоятельному движению учащихся; Они должны быть как-то представлены учащимся и апробированы ими.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Индивидуальное пространство личности (учет психофизиологичес- ких закономерностей) Социальное пространство личности (естественные формы общения и деятельности)

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО учет особенностей функционирования мозга в процессе обучения (рефлексия цели саморазвития; гармоничное формирование «право» и «левополушарного» мышления; механизмы записи информации в долговременную память; формирование когнитивной картины мира);

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД (С.Е.Шишов) ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ (Занков Л.В.) ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская) СМЫСЛОВАЯ ПЕДАГОГИКА ВАРИАТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, Е.А.Ямбург) КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД (А.А.Вербицкий) СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (Л.С.Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин)

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПО Л.В.ЗАНКОВУ 1. Ведущая роль теоретических знаний в содержании обучения (освоение навыков должно происходить на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей); 2. Осознание учащимися всех звеньев процесса учения и необходимость работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых; 3. Обучение на высоком уровне трудности (трудность – преодоление препятствий, трудность в познании взаимозависимости явлений, их внутренней связи); 4. В изучении программного материала идти вперед быстрым темпом.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ (В.В.Давыдов) 1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями. Последние выводятся самими учащимися из общего и абстрактного как из своей единой основы. 2. Знания, конкретизирующие раздел, усваиваются учащимися в процессе анализа условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми. 3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний, учащиеся должны прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ (В.В.Давыдов) 4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде. 5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно. 6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (П.Я.Гальперин) Формирование умственных действий проходит шесть этапов: мотивационный; усвоения ориентировочной основы действий (ООД); выполнения действий в материальной (материализованной) форме; этап выполнения действий в громкой речи; этап выполнения действий в речи про себя; этап выполнения действий в умственной форме

Условия, «вынуждающие» ученика действовать правильно (П.Я.Гальперин) Условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия Условие, обеспечивающее «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа действия Условия, позволяющие уверенно и полностью переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (П.Я.Гальперин) Выделено три типа ООД: 1) Ориентиры неполны, поскольку выделяются самим учащимся путем проб и ошибок, процесс формирования умственных действий осуществляется медленно со многими ошибками; 2) Ученик в готовом виде получает полную схему ООД, и формирование умственных действий идет быстро и безошибочно; 3) ООД составляется учащимися самостоятельно с помощью данного преподавателем или разработанного им самим метода, формирование умственных действий происходит на творчества, быстро и эффективно.

Личностно- ориентированное обучение Задача личностно-ориентированного обучения – раскрытие субъектных ценностей и формирование на этой основе общественнозначимых ценностей Задача учителя – раскрыть содержание субъектного опыта ученика, максимально опираться на него при организации обучения.

Содержание субъектного опыта 1) Предметы, представления, понятия; 2) Операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); 3) Информационные коды (когнитивные - схемы, эмоциональные - личностные смыслы, установки, стереотипы) Все составляющие могут быть представлены по-разному, обязательно во взаимосвязи

Личностно- ориентированное обучение Функция субъектного опыта – с его помощью «наводится порядок» в восприятии действительности через своеобразную избирательность, обеспечивающую индивидуальное видение бытия. Субъектный опыт делает всех учеников разными, неповторимыми. Цель личностно-ориентированного обучения – максимально раскрыть эти различия, а не нивелировать их.

КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ориентировано на результат: - R – что будет уметь делать человек после завершения обучения; - R – компетенции – способность целостного использования в деятельности освоенных знаний, умений, опыта и ценностных установок; - R – не в образовательной среде, а в сфере личностных приращений.

КОМПЕТНОСТНО- ООГРИРЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Обучение – создание условий для учения Учение – учится каждый сам: познавательная активность, ответственность за собственное личностное развитие

ЗНАНИЕ Сокращается «жизненный цикл» знаний, умений, профессий; В деятельности ценность имеют не знания человека как таковые (какую школу закончил, какой аттестат получил) и не то, какие умения он освоил, а то, насколько эффективно он способен актуализировать совокупность этих знаний и умений в реальной деятельности

ЗНАНИЕ Явное Не явное – умения адаптировать и использовать знания

ЗНАНИЕ Формальное Неформальное – кодифицированное и переданное через компьютерные сети

СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА Модульный принцип структурирования программ обучения, обеспечивающий автономное освоение явления (как целого), позволяющего человеку успешно использовать его в различных ситуациях

СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА Не более 25% учебного времени на изучение теории

СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА Ясное описание результатов обучения, а вся деятельность по реализации обучения (учебный процесс) направлена на достижение и оценку четко описанных результатов. В этом случае обучение становится прозрачным (для обучающегося и родителя)

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Модульно-блочное – построено на теоретической единице материала (чему учить = что усвоит) Компетнтностно- ориентированное – построено на профиле результата (чему учить что усвоит)

Система, основанная на освоении программы Система, основанная на результатах Разработка программыОпределение результата Обучение в рамках образовательной программы Сценирование процесса обучения (обеспечение среды) Оценка результатаОценка деятельности (достижений) обучающихся относительно результата Определение необходимого дополнительного обучения Оценка деятельности относительно результата ( и т.д. пока не будет достигнут R)

КОПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Позволяет строить индивидуальные планы обучения самому обучаемому (не «штудирование» программ, а рефлексия результата); Нацеленность на результат позволяет легко адаптировать процесс обучения к изменяющимся условиям (изменился R – изменяем сценарий); Требует переосмысления функций преподавателя и создание инновационных методик обучения, обеспечивающих образовательную среду, а не «дрессуру»

Теорема Т.Гилберта «Для каждой конкретной деятельности недостаток эффективности (компетентности) имеет в качестве причины изъян в поведенческом репертуаре (знание, способности, мотивы) или в среде (информация, инструменты, стимулы), поддерживающей данный репертуар, или и в том и другом».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ «Обучение, действительно, ведущее за собой развитие должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна выступать система научных понятий» Л.С.Выгодский «Уровень достигаемый в сотрудничестве – это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем» Л.С.Выгодский «Изменение когнитивных способностей детей и их опыта обеспечивает формирование структур, необходимых для универсального учебного действия нравственно-этического оценивания…..происходит изменение критериев оценки морального поступка, меняются представления детей о справедливости» Ж.Пиаже

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ обеспечивает хранение, упорядочение и преобразование наличной и поступающей информации, способствует воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых закономерностей его окружений обеспечивает продуктивность совместной деятельности и общения, способность понимать себя и других в условиях динамики психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды обеспечивает способность быть субъектом деятельности и успешно управлять ею «на основе анализа и осознания уже выполненных ранее деятельностей и полученных в них продуктов» (Г.П.Щедровицкий)

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТЕКСТНОГО ТИПА

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 1. Освоение социального опыта осуществляется не путем передачи учащемуся информации, а в процессе организации учебно-познавательной деятельности контекстного типа, позволяющей включить обучающегося в предметную, социальную и рефлексивную деятельность одновременно.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 2. В рамках контекстно-контекстной модели обучения цель обучающегося состоит «не просто в усвоении научных знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны), а в овладении целостной деятельностью, где знания выступают ориентировочной основой, средством ее осуществления» (А.А. Вербицкий).

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 3. Содержание усваиваемых школьниками научных знаний выстраивается не линейно, малыми дозами в логике его изложения в традиционном учебнике, а упаковано в гипертексты – формы организации материала, при которых он предстает как многомерная сеть, как система конкретно указанных возможных переходов, связей между структурными единицами

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 4. В качестве основного механизма, позволяющего обучающемуся освоить способы компетентного действия на основе знания, выступает разрешение проблемной ситуации. Таким образом, в компетентностно-контекстной модели проблематизируются не знания, а способы их использования в контексте социального компонента учебно-познавательной деятельности

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 5. В компетентностно-контекстной модели обучения проблемные ситуации на уровне способов деятельности определяют единицу деятельности обучающегося, в качестве которой выступает поступок в котором выражается система отношений человека к природе, обществу, другим людям и к самому себе. Утверждение поступка в качестве единицы деятельности расширяет воспитательные возможности компетентностно-контекстной модели обучения и обеспечивает формирование личностных результатов образования как ценностных ориентиров деятельности

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Поступки, действия, операции Средства Цель Мотив Потребность Результат Предмет

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТЕКСТНОГО ТИПА

Основные этапы изучения темы в компетентностно-контекстной модели процесса обучения 1 этап – осознание структуры изучаемого явления - у учащихся формируется когнитивная схема изучаемого явления 2 этап - осознание генезиса способов деятельности - формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. 3 этап – самореализация - формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержание образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем) 4 этап – рефлексия уровня достижений - осуществляется формирование рефлексивного мышления. Формирование регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий Предметные результаты и познавательные универсальные учебные действия, которые непосредственно связаны с содержанием образования, конкретизируются в каждой изучаемой теме по каждому предмету в учебно-тематическом плане учителя

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 1 этап2 этап3 этап4 этап 20%10%40%30% Проблем- ное изложени е материала семинар, в процессе которого организо- вана деятель- ность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятель- ности) практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно- значимых целей обучения (на этом же этапе могут проводиться лабораторные и практические работы, если это предусмотрено учебным планом) двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: предытоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщаюший урок), итоговая работа. Две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору (на этом же этапе проводится урок защиты проектов, если предусмотрено планом) указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы

КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ТЕМА ПОСТУПОК ЗАДАЧА СЦЕНАРИЙ СЦЕНИРОВАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРА НАРРАТИВ СМЫСЛ ГЕНЕЗИС

РЫБАКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, доцент кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о.Смара Эл. почта: