Чащина Галина Францевна МАОУ гимназия 32. В основе ФГОС второго поколения лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Формирование универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС ОО «Великая цель образования – это не знания, а действия» Г.Спенсер Заседание методического.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Транксрипт:

Чащина Галина Францевна МАОУ гимназия 32

В основе ФГОС второго поколения лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира, составляет цель и основной результат образования

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий» «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

ВИДЫ УУД 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные

Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация

Личностные УУД действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД Целеполагание СаморегуляцияПланирование Оценка ПрогнозированиеКоррекция Контроль

Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Регулятивные действия контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Общеучебные универсальные действия Знаково- символические действия Логические действия Постановка и решение проблемы Познавательные УУД

Познавательные УУД Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлече- ние необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Познавательные УУД. Логические УД. выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.

Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Умение выражать свои мысли Управление поведением партнёра Разрешение конфликтов

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии порождается знание.

Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС ООО ФГОС ООО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Цель изучения курса природоведения Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека, развитие у школьника опыта общения с людьми, обществом и природой

Личностные результаты изучения курса природоведения ценностные ориентации учащихся основной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель конкретного региона); - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; - знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; - реализация установок здорового образа жизни; - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; образовательные результаты: овладение на уровне общего образования законченной системой естественнонаучных знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; сохранять, передавать и представлять информацию в виде презентации с помощью технических средств и информационных технологий; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию и т. п.; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

Предметные результаты понимание роли естественных наук в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; представление о современной научной картине мира и владение основами научных знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий); умение работать с разными источниками информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик ; умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями окружающей среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; умение применять естественнонаучные знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека; выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, организма человека); приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; различение на таблицах частей и органоидов клетки, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха.

Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант- ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространствооткрытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности,инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса,среда информационной поддержки учебного процесса, современные системы управления учебным процессомсовременные системы управления учебным процессом Информационные и коммуникативные технологии

Учебный процесс в информационно-образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет: Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательного материала; Обеспечить доступ к образовательной информации из лучших библиотек, музеев; Повысить интерес учащихся к изучаемому предмету за счет наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей; Повысить мотивацию самостоятельного обучения; Активнее использовать методы взаимообучения; Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.

Методы На уроке в информационно- образовательной среде наиболее эффективны такие методы обучения как: обучение на основе информационных ресурсов, ассоциативный метод, методы, основанные на использовании искусственного интеллекта (метод вынужденного предположения, метод прецедента, учебное компьютерное моделирование, обучение посредством телеконференций)

Средства При подготовке к урокам я использую следующие средства обучения: электронные образовательные ресурсы (которых в нашей школе имеется весьма богатый арсенал, это учебные диски по природоведению, биологии, экологии, химии и т.д., компьютерные презентации, разработанные мною специально по отдельным темам, а также контролирующие программные средства); образовательные интернет-ресурсы; компьютерное оборудование (компьютер учителя, ноутбуки для учащихся, имеющие выход во всемирную сеть), видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доска).

С чего начать? Я начала с простейшего задания, целью которого было протестировать возможности учащихся 5 класса в области компьютерных технологий. Ребята получили задание придумать слоган и оформить 1 плакат в защиту животных в программе Power Point. Классы были разделены на произвольные группы. Вот что получилось: Плакаты в защиту животных

Подготовительный этап: 1. Формирование групп для проведения исследовательских работ. 2. Формулирование тем исследований для учащихся, постановка проблемного вопроса «Не станет ли Земля пустыней?» и поэтапных вопросов для его решения: Что такое опустынивание? Отчего происходит опустынивание? В каких районах происходит опустынивание? Как можно остановить опустынивание? 3. Обсуждение с учениками возможных источников информации. 4. Планирование работы в группе, формулирование творческого названия, выбор формы представления результатов исследования. Этап исследования. 1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий 2. Подготовка школьниками отчета о проделанной работе в выбранной форме. Заключительный этап: Подведение итогов (конференция). Представление полученных результатов и выводов. Обсуждение результатов и оценка. Этапы проведения проекта

Структура учебно-методического пакета Описание проекта Примеры работ учащихся. Плакаты в защиту животных Презентации Опустынивание. Не станет ли земля пустыней? Здоровье человека – самое главное его богатство Правила безопасности в различных ситуациях Критерии оценивания Фото и видеоматериалы с уроков

Вывод: применение средств ИКТ позволяет усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых; обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно-ориентированному обучению; повысить интерактивность обучения, развить диалогический характер учебного процесса; усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить круг учебных задач, используемых в обучении; включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ; создать возможности для использования новых источников учебной информации (информационно-справочные системы, электронные энциклопедии, файловые архивы, ресурсы Интернета и др.); повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых; погрузиться обучаемым в виртуальную среду с возможностью имитации учебных и профессиональных ситуаций, инициирующих проявление готовности к решению возникающих проблем.

Контактная информация Чащина Галина Францевна МАОУ гимназия 32 г. Калининград