Блочно-модульная технология в обучении обществознанию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Применени е модульной технологии на уроках биологии Презентацию приготовила учитель первой категории МБОУ «ХООШ4» Макарова Елена Анатольевна.
Advertisements

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ.
Применение технологии блочно-модульного обучения на уроках русского языка Составитель: Бозюкова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы,
Модульное обучение в начальной школе Кузнецова Н.Д., руководитель проблемной группы МОУ Фоминская СОШ.
Система использования блочно – модульной технологии на уроках истории и обществознания Алла Владимировна Васильева, учитель истории и обществознания Велиж.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Сущность модульного обучения Как научить школьников самостоятельности и умению оценивать свои достижения.
Методический день. Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизнь.
: Описание системы работы Использование технологии модульного обучения на уроках математики (учитель математики МОУ СОШ 14 Барковская В.В.)
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве.
учебные предметы изучаются блоками, они группируются по полугодиям и по неделям ; при построении учебного материала используется принцип модульности :
Модульное обучение Такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Блочно- модульная технология в преподавании математики 1. Проблемный модуль 2. Информационный модуль 3. Расширенный модуль 4. Модуль систематизации 5.
Понятие педагогической технологии Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку.
Система работы учителя Учитель математики МОУ СОШ 4 МОУ СОШ 4 города Костромы Сергеева Светлана Александровна.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Транксрипт:

Блочно-модульная технология в обучении обществознанию

Цель занятия научиться составлять технологическую карту модуля

ТЕХНОЛОГИЯ? Оперативность (четкая организация - пошаговость, регламентация,программирование) Оптимальность (минимизация затрат по отношению к цели) Функциональность (гарантированность достижения определенного результата)

ИСТОРИЯ Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). В 1992 г. В.А.Ермоленко была предложена блочно-модульная система структурирования содержания обучения. Она осуществляет структурирование отобранного содержания обучения по принципу «сверху - вниз».

Основные черты содержание образования представлено в законченных, самостоятельных единицах обучения (блоках, модулях, элементах), между которыми существует иерархическая взаимосвязь и распределение функций каждая единица обучения включает: цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий, систему контроля за их выполнением с помощью этих единиц выстраивается индивидуальная образовательная траектория учащегося в соответствии с целями и задачами обучения и уровнем ее принятия учеником

СЛОВАРИК СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ (И.Я. Лернер) 1. Знания 2. Ценностные ориентации 3. Опят деятельности 4. Опыт творческой деятельности

Основные особенности каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением мотивирует, организовывает, консультирует, координирует, контролирует

СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ БЛОК МОДУЛЬ УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

Блок функционально завершенные структурные элементы, реализующие одну или несколько целей обучения крупные элементы содержания планирование системы уроков по крупным разделам, темам = блокам

Модуль если освоение содержания блока в образовательном процессе осуществляется поэтапно, то блоки подразделяет на логически завершенные части учебного материала

Соотношение единиц Должны различаться не только по уровню (предмет, ступень, класс, раздел, тема урока), но и по функциям БЛОК – знаниевый («Человек») МОДУЛЬ – деятельностный (формы уроков) ЭЛЕМЕНТ – шаг в их реализации

Элемент (УЭ) на микроуровне осуществляется раскрытие содержания модульных единиц в виде пакета учебных элементов относительно автономная часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему

ВИДЫ УЭ УЭ не должно быть много (максимально 7- ?) обязательно: УЭ-0 интегрирующая цель УЭ-1 задания по выявлению уровня исходных знаний по теме УЭ2-n - задания по овладению новым содержанием УЭ-n выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), УЭn+1 - выбор домашнего задания УЭn+2 - рефлексия (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих)

Структура элемента точно сформулированная учебная задача Что надо сделать? материалы для освоения На основе чего это делать ? (набор материалов и ссылок) методическое руководство по изучению материала Как это делать? (памятки, регламент, порядок) контрольно-измерительные материалы (диагностические задания) Как это будет оцениваться? (баллы)

Принципы БМТО 1 ) модульности; 2) динамичности; 3) паритетности; 4) вариативности 5) осознанной перспективы; 6) действенности и оперативности знаний; 7) гибкости

Позитивные эффекты Рост мотивации Самоорганизация Индивидуализация Избавление от рутинности Здоровьесбрежение !!!!! Способность учащихся действовать самостоятельно (определять меру необходимой помощи), творчески и осознанно

Основные проблемы Неготовность учителя Неготовность учащихся к ср и осуществлению выбора Большие материальные и психофизические затраты учителя Нет УМК Рассогласование с формальными требованиями (оценки за четверти, ЕГЭ….)

Что и как учитель должен делать? Как ему может и должен помочь учебник?

Порядок работы 1.Разделение содержания учебного предмета на блоки Содержание - Знания - Опыт деятельности - Опыт творческой деятельности - Ценностные ориентации

Факторы разделения на блоки Логика содержания предмета Возраст учащихся Программа (учебник) Регламент выставления оценок

2. Выделение крупных элементов блока – модулей Модуль может совпадать с границами урока, а может занимать несколько уроков Например в теме «Экономика» – все, что касается финансовой системы в целом (11 класс) или «Деньги» – в основной школе

КАСКАД ЦЕЛЕЙ КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ КАСКАД ЦЕЛЕЙ КДЦ – ИДЦ – ЧДЦ – УЭ Комплексная дидактическая цель (КДЦ) блока (формирование рационального экономического поведения) Из нее вытекает интегрирующая цель (ИДЦ) модуля (финансовая грамотность) ИДЦ модуля может иметь частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе ЧДЦ выделяются частные учебные элементы (УЭ) (решение финансовых задач)

3. Подбор материалов для модуля Факторы: 1.Целевые доминанты 2. Технические возможности

4. Подготовка заданий Составление заданий к материалам в соответствии с целями - видовое разнообразие - возможность выбора (несколько заданий для одной цели) - определение оптимального времени на выполнение - разбалловка каждого задания - определния способа перевода в оценку

Виды заданий Инвариантные (обязательные для всех) И Вариативные (на выбор, но что- то надо выбрать!) В Дополнительные (можно не выбирать вообще) Д

5. Подготовка материалов к реализации модуля Формулирование целей для ученика Разработка методов диагностики имеющихся знаний и опыта по теме и способов их использования Составление технологической карты модуля

Составление технологической карты (методичка для ученика) Составление технологической карты (методичка для ученика) тема количество часов на её изучение цель обучения задания (инвариантные и вариативные) рекомендации по их выполнению форма контроля

УЭtзадание вид ИВД источники Информа ции рекомендации по выполнению ба лл суть 1 Входная диагностик а 3Блиц-опросИ Учитель (заранее заготовлен ные вопросы) Поднимать руку, если уверен в знаниях 3 2 Освоение основного содержани я 10А) Выписать определение, причины, виды и функции Х. ИУчебник на стр 18 Выполнять в тетради. Писать кратко. Быть готовым комментировать. Виды Х изобразить в виде схемы 5

4 Практи- ческое примене- ние знаний 7 А) Решить задачу ВРТ 11 Экономическая формула не нужна, оформлять как на уроке алгебры 6 Б) Пройти тренинг распечат ка Готовиться к устной демонстрации 5 В) Пройти психологичес кий тест распечат ка Посчитать результаты, сравнить с результатами «Образа-Я», эти выводы записать на листе ответов 4 Г) Составить памятку Все материа лы Выполнять на листе ответов 7

7Подведе ние итогов 3Посчитать сумму баллов ИОценоч ный лист Сумму озвучить для определения рейтинга, оценочный лист сдать, сдать задания (несколько 2-5 учеников по выбору учителя) +1 для лидера и аутсайде ра

8ДЗ2 Выучить основной материал И На доске, на слайде, на сайте…. Не зубрить, а понимать смысл 5 А) вопрос В в учебникеОтвечать устно3 Б) задание в сборникеДелать в тетради4 Г) тест на сайтеАдрес сайтаПроходить он-лайн 1010 А) провести опрос Д Вопросы на сайте Не менее 5 человек4 Б) написание мини- сочинения На листочке Использовать изученные термины 7 В) подбор иллюстраций к уроку Интернет Представить в виде презентации 5 Г) составление теста по уроку Основной материал Не менее 5 заданий разного вида. Прислать на почту в электронном виде 1010

формы отчета за урок составление рассказа (при использовании терминологии); конспект учебного материала – в рисунках или текстовый; разработка задач с использованием табличных данных; составление кроссворда по терминологии; разработка технологической карты.

разные формы зачетов: устно – по билетам, тестовая контрольная работа, написание реферата создание электронной презентации….. на выбор!!! Индивидуализация Избавление от рутинности

УЭ балл буква 1 4 2А 3 Б - 3А - Б 2 В - 4А - Б - В 4 Г - 5А - Б ИТОГО: Оценочный лист В реальности: ФИО: 1-4, 2А-3, 3Б-2, 4В-4, 7-1, итог, оценка - 3

Оценку не обязательно выставлять за каждый урок 1) просто давать характеристику ответа 2) накапливать баллы длительное время!!!

например 19-20очень высокий5+Так держать! 17-19высокий5Но ошибки все-таки были средний4Ещё чуть-чуть и будет «5» 10-13низкий3Будьте внимательны на уроке! 1-9очень низкий2И о чём вы думаете на уроке. 0нулевой1Без комментариев …

система оценивания Сочетание Контроля, Самоконтроля, Взаимоконтроля, Экспертной оценки. – рейтинговая система контроля Каждый учащийся может самостоятельно просчитывать свой рейтинг, а, следовательно, стремится к зарабатыванию баллов на соответствующую отметку, что позволяет быть успешным в обучении.

Рефлексивная карта Анкета с вопросами: - какой вопрос был самым трудным -какой самым легким - что самое полезное - что неправильно было в организации работы - удовлетворён ли собой, есть ли личностный рост

В чем отличие от традиционной системы?

В чем может состоять помощь учебника?

Учебники ИЦ «Вентана-Граф» сделаны в системе УФФ – учебника фиксированного формата учебник, построенный по блочно-модульной технологии

учебники фиксированного формата (УФФ) – учебники в которых четко и сходно выстроена структура по всему учебнику, по разделам и по параграфам («матрешка»)

Раздел – блок Параграф (может быть сдвоенным) – модуль Компоненты параграфа – учебные элементы

Введение к учебнику (что, зачем и как учить?) Разделение на разделы Заключение Памятки Задания по типу ГИА Указатель основных понятий Дополнительные источники информации Анкета для учащихся Страничка для родителей

Введение (что, зачем и как изучается) Разделение на параграфы Обобщающие задания (проекты)

Вопросы на актуализацию знаний (опора на внутрипредметные и межпредметные связи и личный опыт учеников), проблемный эпиграф Разделение параграфа на пункты «фонарики» основной текст дополнительные тексты разных видов иллюстрации разных видов Система заданий к доп текстам и наглядности Краткие выводы (обобщающие и практикоориентированные) и Основные понятия Вопросы и задания (рубрицированные по компетентностям, избыточные)

Проверьте себя (репродуктивные) Поймите себя (рефлексивные) Подумайте (проблемные) Придумайте (творческие) Узнайте ещё (расширение образовательного пространства)

ПРОЕКТЫ ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКУМЫ СЕМИНАРЫ ИГРЫ

Варианты тем Распределение ролей План посадки в кабинете Функционал каждой роли (бланки протоколов) Регламент проведения Критерии оценки

В политике нет места морали Абсолютная власть развращает абсолютно Является ли Россия правовым государством? Есть ли в России гражданское общество? Может ли государство победить коррупцию? Возможно ли построение демократии в России Может ли обычный гражданин РФ повлиять на политические решения? Социальная политика современной России дает результаты Интернет – лекарство от тоталитаризма?

Ведущий – учитель или опытный дебатёр Помощник ведущего – ответственный за выставление оценок Таймкипер – 1-2 человека, ответственных за соблюдение регламента Члены команды «Утверждения» человек Члены команды «Отрицания» человек Судьи - 6 человек (3 пары) Консультанты команд (по 1-2 для каждой команды) Эксперты – остальные учащиеся класса

Первые парты – судьи Вторая парта посередине – 1-2 таймкипера Третьи парты по разным сторонам 6-7 человек - команда «Утверждения» 6-7 человек – команда «Отрицания» Последние парты за командами: Консультанты эксперты

Поминутный регламент проведения Дебатов времясодержание Организационная подготовка 12-3 мин Рассаживание в кабинете по группам 23-4 мин Подготовка команд - составляют речь в защиту своей позиции Ведущий инструктирует исполнителей других ролей. Определяет жребием порядок выступлений команд Первый раунд дебатов 33 минВыступление представителя команды 1 (команда определяется по жребию); к основному докладу возможны добавления 42 минКоманда 2 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции 1 52 минВыступление представителя команды 2 62 минПодготовка к ответу (восстановление позиции) команды 1 72 минОтвет на критику команды 1 Второй раунд дебатов 83 минВыступление представителя команды 2 (к основному докладу возможны добавления) 92минКоманда 1 готовит свои вопросы и замечания, критику позиции минВыступление представителя команды минПодготовка к ответу (восстановление позиции) команды минОтвет на критику команды 2 Завершающий раунд дебатов 131 минКонсультация команд с экспертами (Эксперты каждой команды помогают ей исправить свои ошибки и найти слабые места у противника) 141 минОбе команды готовят «каверзные» вопросы и замечания друг для друга. 151 мин«Каверзы» команды минОтвет команды мин«Каверзы» команды минОтвет команды минПодготовка обеих команд к подведению итогов (доказательство своих преимуществ) - финальная речь «мы победили, т.к……….». Порядок выступлений определяется по жребию. Судьи готовятся подводить итоги. Эксперты завершают оформление экспертных листов 202 мин (1+1) Выступление спичрайтеров обеих команд (порядок определяется по жребию) Подведение итогов дебатов 213 минВыступление судей (по 1 минуте) 223 минСлово ведущего: рефлексия, игры, характеристики участников, оценки

Бланки экспертных протоколов ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ: 1)Число аргументов 2) Содержание аргументов 3) Командность 4) Корректность 5) Соблюдение регламента 6) Речь Команда «ОТРИЦАНИЕ» ПЛЮСЫ МИНУСЫ Команда «УТВЕРЖДЕНИЕ» ПЛЮСЫ МИНУСЫ

ВОЗМОЖНОСТИ УМК

ЗАМЕНЯЕТ ОБЫЧНУЮ ТЕТРАДЬГОТОВИТ К ГИА

ПО ВЫВОДАМ КАЖДОГО ПАРАГРАФА СОСТАВЛЕНИЕ «ХАРТИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ» В КОНЦЕ ТЕТРАДИ К КАЖДОМУ ПАРАГРАФУ «ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Олимпиадные задания Пособия по подготовке к ГИА Пособия по подготовке к ЕГЭ Диски-методические конструкторы

НИКАКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ НЕЛЬЗЯ АБСОЛЮТИЗИРОВАТЬ!!!

Использование ЛСОУ ПРАКТИКУМ ПО РАЗРАБОТКЕ БЛОКА ВМЕСТЕ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДУЛЯ С.Р.