Мастер – класс Мастер – класс для родителей на тему: для родителей на тему: «Формирование «Формирование фонематического слуха и фонематического слуха и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Advertisements

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Взрослый.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Советы логопеда родителям первоклассников. Фонетический дефект В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 69 Выступление на тему: « Как научить ребенка читать?» Подготовила учитель-логопед Киселева.
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Презентация подготовлена учителем-логопедом МОУ Грибановская СОШ 3 Препеляк И. В.
Конспект индивидуального занятия на тему: «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях» Составил: учитель – логопед.
Советы родителям Якушева Юлия Владимировна Учитель-логопед Высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.
Анализ развития устной речи: Чистое произношение звуков. Правильное построение фраз. Легкий подбор слов для ответа. Не искажает длинные слова.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ.
Мастер-класс для воспитателей Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста учитель-логопед Караванова Ирина Анатольевна МБДОУ.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. Умение сосредоточиться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать.
Консультативно – диагностическая работа учителя – логопеда по подготовке детей к школе в округе.
Обследование речи Старший дошкольный возраст. Фонематическое восприятие Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее БА-НА ГА-ДА СА-ША-СА.
Нормы и нарушения речевого развития Учитель-логопед высшей категории Островская Н. Б. МБДОУ 209 Декабрь 2015 г. СЛЕД.
МДОУ центр развития ребенка – детский сад 34 «Звёздочка» Выполнила учитель-логопед: Самсонова Н.Ю. Дидактическая игра Поможем Маше.
«Развитие слухового внимания и памяти в процессе индивидуальной работы».
Транксрипт:

Мастер – класс Мастер – класс для родителей на тему: для родителей на тему: «Формирование «Формирование фонематического слуха и фонематического слуха и фонематического восприятия фонематического восприятия у детей дошкольного возраста» у детей дошкольного возраста» Составила учитель – логопед Синицына Л.В. Составила учитель – логопед Синицына Л.В.

Прекрасен мир звуков! Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. обеднеет для нас мир.

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение физического слуха в раннем детстве вызывает задержку речевого развития Если ребенок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул машины, отличает шум ветра от шума дождя - то у него все в порядке с физиологическим слухом.

А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!). А теперь у ребенка в руках маракас (или бубен), и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла..." – у него восхитительный музыкальный слух (!).

Но в процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Но в процессе развития речи очень важен фонематический слух, благодаря которому ребенок способен точно различать все звуки речи. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у ребёнка слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого человека. А к трем годам фонематический слух должен быть сформирован. А к трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам. Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Отсюда ошибки в речи и на письме: Отсюда ошибки в речи и на письме: --- он неправильно произносит звуки и слова: --- он неправильно произносит звуки и слова: Сапка (шапка), столь (стол), типленок (цыпленок), ыба (рыба) Сапка (шапка), столь (стол), типленок (цыпленок), ыба (рыба)

--- он не «слышит», а потому пропускает предлоги: «Оля гуляла санками» - Оля гуляла с санками. «Дети купались возере» - Дети купались в озере «Дети купались возере» - Дети купались в озере «Цветы стояли вазе» - Цветы стояли в вазе

--- укорачивает или переставляет слоги в словах: Секекомия (насекомое), скороводка, кобласа, субараска (черепашка) Секекомия (насекомое), скороводка, кобласа, субараска (черепашка) Веналяшка, виниляшка (неваляшка), нарисонова (нарисовано), Веналяшка, виниляшка (неваляшка), нарисонова (нарисовано), маталок (молоток), маталок (молоток), мухором, хумахор ( мухомор), работает потором (топором), марашка (ромашка), фикалка (фиалка), лисивек (василек), гебемот, гигмимот, лигимот, нигемот (бегемот), мухором, хумахор ( мухомор), работает потором (топором), марашка (ромашка), фикалка (фиалка), лисивек (василек), гебемот, гигмимот, лигимот, нигемот (бегемот), каратан (таракан), ревевка(веревка) каратан (таракан), ревевка(веревка)

--- Ехала машина халапка и хопка (мама сшила халат из хлопка) --- Ехала машина халапка и хопка (мама сшила халат из хлопка) --- Макал мотик – лакал котик --- Макал мотик – лакал котик --- Тыма томи Томин – Вадим топит камин --- Тыма томи Томин – Вадим топит камин --- Укусила мису куха – укусила кису муха --- Укусила мису куха – укусила кису муха --- Свинья Наташа – швея Наташа --- Свинья Наташа – швея Наташа --- Ногу порчу – морду корчу --- Ногу порчу – морду корчу

--- неправильно употребляет окончания: «Катались на санкаф» «Катались на санкаф» «С коротками рукавами» «С коротками рукавами»

Русский язык очень сложен по своей структуре и поэтому чем раньше выявлены недостатки устной и письменной речи у детей и предприняты меры по их устранению, тем легче будет ребенку учиться в школе. Русский язык очень сложен по своей структуре и поэтому чем раньше выявлены недостатки устной и письменной речи у детей и предприняты меры по их устранению, тем легче будет ребенку учиться в школе. Задача родителей не упустить время в дошкольном возрасте, увидеть и услышать в речи нарушения, которые являются предпосылками больших проблем в освоении письма и чтения (дисграфии и дислексии). Задача родителей не упустить время в дошкольном возрасте, увидеть и услышать в речи нарушения, которые являются предпосылками больших проблем в освоении письма и чтения (дисграфии и дислексии).

Предупредить возникновение Предупредить возникновение специфических ошибок вам помогут специфических ошибок вам помогут тренировочные упражнения: тренировочные упражнения:

Повтори слоговые дорожки:

Повтори: Повтори: та-то-ту, мо-ма-мы, ва-ву-во, ку-ка-ко та-то-ту, мо-ма-мы, ва-ву-во, ку-ка-ко та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму, пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму, пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, чко-кчо чко-кчо

Хлопни, когда услышишь правильное слово:

Послушай слово, найди ошибку и исправь ее:

Скажи правильное слово: Скажи правильное слово: --- мотолок – …(молоток) --- пинанино - …(пианино) --- коринчевый - ….(коричневый) --- барелина - …(балерина) --- гебемот - …(бегемот) --- ахтобус - …(автобус) --- пугивица - …(пуговица) --- ракивина - …(раковина) --- палесос - …(пылесос)

Покажи розы. Покажи рожи

Покажи ложки. Покажи рожки.

Покажи лейку. Покажи рейку.

Покажи халат. Покажи салат.

Покажи марку. Покажи майку.

Покажи дочку. Покажи бочку.

Назови пары картинок и найди те, которые звучат похоже:

Найди слова, которые звучат в рифму:

Назови изображенные на картинках предметы и найди те, которые звучат похоже:

Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных:

Я говорю слово, а ты подбираешь слоги:

Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от Из ряда слов выбери и назови то слово, которое отличается от остальных: остальных:

Договори подходящее слово:

Рифмы – послушай начало фразы и закончи ее подходящим словом: --- ши-ши-ши, ши-ши-ши – вот играют …(малыши) --- ши-ши-ши, ши-ши-ши – вот играют …(малыши) --- уш-уш-уш, уш-уш-уш – я приму горячий …(душ) --- уш-уш-уш, уш-уш-уш – я приму горячий …(душ) --- аш-аш-аш, аш-аш-аш – это синий …(карандаш) --- аш-аш-аш, аш-аш-аш – это синий …(карандаш) --- ишни-ишни-ишни – созревают …(вишни) --- ишни-ишни-ишни – созревают …(вишни) --- шок-шок-шок, шок-шок-шок – разбудил нас …(петушок) --- шок-шок-шок, шок-шок-шок – разбудил нас …(петушок)

Назови эти предметы. Произнеси звуки, с которых начинаются их названия

Какой предмет лишний (обрати внимание на первые звуки)

Где находится гласный звук?

Названия каких картинок начинаются одинаково?

Определи, какой слышится в словах звук

Какой в слове слышится звук: твердый или мягкий?

Произнеси по порядку все звуки в словах

Исправь предложение:

Найди картинку, про которую читаю стихотворение: Жук с мишуткою играют – Шарик по полу катают Жук с мишуткою играют – Мячик по полу катают

Найди лишнее слово в каждом ряду (обрати внимание на количество слогов)

В каких словах эти слоги стоят в начале?

Определи количество слогов в словах (в какой вагончик поместить картинку)

Назови слова, которые начинаются с этих слогов?

Подбери подходящее слово: Подбери подходящее слово: ---Не дрожи, Сережка, ---Не дрожи, Сережка, Это ж наша … Это ж наша … (кошка) (кошка) --- Шепчет ночью мне на ушко --- Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные … Сказки разные … (подушка) (подушка) --- Шел по лесу шустрый мишка, --- Шел по лесу шустрый мишка, На него свалилась… На него свалилась… (шишка) (шишка) --- Две лисички, две сестрички --- Две лисички, две сестрички Отыскали где-то… Отыскали где-то… (спички) (спички)

Загадки с рифмами: Загадки с рифмами: --- Верещунья, белобока, --- Верещунья, белобока, А зовут ее … (сорока) (сорока) --- Панцирь каменный – рубаха, --- Панцирь каменный – рубаха, А в рубахе… (черепаха) (черепаха)

Загадки с рифмами: --- Встает на заре, поет во дворе, --- Встает на заре, поет во дворе, На голове гребешок. Кто же это? На голове гребешок. Кто же это? …(петушок) …(петушок) --- Летом и в болоте вы ее найдете. --- Летом и в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? Зеленая квакушка. Кто это? …(лягушка) …(лягушка)

Загадки-обманки: --- Простой вопрос для малышей: --- Простой вопрос для малышей: «Кого боится кот?» … «Кого боится кот?» … (собаки) (собаки) --- По сосне, как в барабан, --- По сосне, как в барабан, Застучал в лесу… Застучал в лесу… (дятел) (дятел) --- Кто любит по ветвям носиться? --- Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… Конечно, рыжая… (белка) (белка) --- В теплой лужице своей --- В теплой лужице своей Громко квакал… Громко квакал… (лягушонок) (лягушонок)

Прочитай слова

Попробуй повторить: ---Мало меду, мало каши, ---Мало меду, мало каши, Мало ела наша Маша Мало ела наша Маша --- Гном с утра ушел из дома, --- Гном с утра ушел из дома, Мы искали долго гнома Мы искали долго гнома

--- Я пишу письмо Павлуше, --- Я пишу письмо Павлуше, Я пишу, а ты послушай Я пишу, а ты послушай --- На болоте жабы жили, --- На болоте жабы жили, Булку с бубликом любили Булку с бубликом любили --- Банты у Тани, --- Банты у Тани, Ленты у Ани Ленты у Ани

Шутки - минутки. Прочитать детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Хвост с узорами, Хвост с узорами, сапоги со шторами. сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану, Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Маша мчится к маме: «Там ползёт зелёный лук «Там ползёт зелёный лук С длинными усами». С длинными усами». Божья коробка, полети на небо, Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба. Принеси мне хлеба.

Родители, логопед, воспитатели – Родители, логопед, воспитатели – полноправные участники образовательно-коррекционного полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. процесса. Без помощи родителей результаты любой работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста. Без помощи родителей результаты любой работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.