Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы Кто не знает куда направляется, тот.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
Advertisements

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной.
Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий повышения мотивации к учению Кто не знает куда направляется, тот очень удивится,
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
ФГОС второго поколения. урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторения, или повторительно- обобщающий; контрольный.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Учитель начальных классов МБОУ УСОШ 1 им. А.С. Попова Пантилей Е.Б. Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Пекишева А.В.. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения (методики)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Современные образовательные технологии Работа учителя русского языка и литературы Катыгиной М.А. МБОУ «СОШ 12» (в рамках выступления ШМО)
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Транксрипт:

Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда. Марк Твен

Модернизация российского образования – это совершенствование обучения с учетом требований современности, но с сохранением лучших традиций. Основные направления модернизации : Усиление гуманитарной направленности Личностно-ориентированное обучение Разгрузка школьника (на 30%) Деятельностный подход Востребованность результатов обучения в жизни Вариативность Преемственность Целостность образования

Современные тенденции мирового развития и изменения с сфере образования ускорение темпов развития общества – необходимость подготовки людей к жизни в быстроменяющихся условиях; переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия – развитие таких личностных качеств как коммуникабельность и толерантность, возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в рамках межнационального сообщества – формирование современного мышления

демократизация общества – правовое образование граждан, динамичное развитие экономики, рост конкуренции, изменения в сфере занятости, уменьшение неквалифицированного труда – рост профессиональной мобильности (профессиональные знания, без фундаментальных, устаревают на 100% каждые 2 года), рост значения «человеческого капитала», который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства (за годы перестройки из РФ уехали 1,5 тыс. выпускников МГУ, МФТИ и тд; на подготовку каждого США потратили бы 3 млн долл…) – интенсивное, опережающее развитие образования молодежи и взрослого населения,

….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)

Условие успешной модернизации: Сохранение вариативности образования (поля вариативности); Разноуровневое дифференцированное обучение Цели воспитания и образования: 1). воспитание умелого и мобильного человека; 2). воспитание духовного человека – это задача культурологической парадигмы. Критерии эффективности образования (качество образования не равно качеству обучения).

Основные этапы развития системы образования Догматическая система Система наглядного обучения Система развивающего обучения Цель: воспроизведение знаний Цель: сознательное усвоение знаний Цель: готовность к саморазвитию Схоластический метод Объяснительно- иллюстративный метод Деятельностный метод

Эффективность обучения 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90-95% лекция самостоятельное чтение аудио- видео методы демонстрации работа в малых группах практическая работа коллективные способы обучения (сам.работа с взаимообучением и обсуждением в диалоговом режиме)

Концепция модернизации образования до 2010 г. Основополагающими в XXI веке станут: информатика (поиск и отбор информации), полиязыковая подготовка в области иностранных языков, гуманитарное образование ( особенно – экономика, право).

Инновация педагогическая (нововведение) I. целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого. 2. процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.); 3. поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Качество образования определяется соответствием результатов образования социальным ожиданиям и запросам личности Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребенку возможность проявить себя»

Таким образом, при проектировании модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить решается принципиально по- разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства. 18

Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. (Аналогичное – и в воспитательном пространстве школы). 19

Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом». (Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.1989.с.7).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения(И.П. Волков). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.(В.М. Шепель). Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящая своей задачей оптимизацию форм образования.(Юнеско).

Методика - технология

Методика и технология Методика преподавания конкретного предмета – это психолого- педагогическая теория обучения учебному предмету. Одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии

Методика и технология Методика включает выбор технологии для целесообразности проведения работы. Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Методика направлена на решение следующих задач: чему учить, зачем учить, как учить. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов. Технология проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Технология отвечает на вопрос: как учить результативно.

Причины выбора инновационных технологий Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету. Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и к друг другу. Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении ( С.Н. Лысенкова ) Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология программированного обучения Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам (И.Н. Закатов ) Технология индивидуализации обучения ( И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков ) Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко ) Групповые технологии Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Технологии развивающего обучения Система развивающего обучения Занкова Технология развивающего обучения Эльконина- Давыдова Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская) Технология проектного обучения (Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз) Технология учебной деловой игры (Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, А.А. Вербицкий) Технология учебной дискуссии (М.В. Кларин) Технология саморазвивающего обучения (К.Г. Селевко)

Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы» В.А. Сухомлинский

Современные педагогические технологии это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Технологии индивидуализации образовательного процесса

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - ??? Под индивидуализацией образовательного процесса понимается такая его организация, при которой осуществляется учет особенностей каждого ученика.

Какие условия необходимо создать для индивидуализации обучения? Новый технологический подход к организации процесса обучения; Коэволюция информационной культуры учителя и учащихся; Разнообразные формы контроля; Система индивидуальных занятий в школе; Управление процессом самообразования учащихся; Взаимодействие с педагогическим сообществом.

Новый технологический подход к организации процесса обучения Технология проблемного обучения; Технология критического мышления; Технологии интерактивного обучения (собирательное понятие); Технология проектного обучения

Коэволюция информационной культуры учителя и ученика Активное использование информационно- коммуникационных технологий на уроках и во внеклассной деятельности

Использование учителем разнообразных форм контроля Как пример экспресс-контроля – тестовый контроль (Технологии создания тестов); Решение ситуационных творческих задач (ТРИЗ-технология); Контролирующие и корректирующие лабораторные работы (деятельностный подход в образовании)

Знак вопроса – это тот крючок, на который можно поймать замечательные идеи. Из записной книжки Мозг наполненный стоит дешевле, чем мозг обустроенный. М. Монтень

«Важнейшее требование это развитие способностей к обработке информации и генерации знаний в каждом из нас и, в частности, в каждом ребенке. … Я имею в виду образование, в его более широком, фундаментальном смысле, то есть приобретение интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей своей жизни; нахождению информации, хранимой в цифровой форме, ее переработке и использованию этой информации для производства знаний, соответствующих какой- либо цели.». Э. Кастельс, «Галактика Интернет». В информационное общество с информационными технологиями обучения Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. А. Тоффлер

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта и учителя-ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель

Информационная образовательная среда – это … … специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. … системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса. … педагогическая система и её обеспечение, т.е. подсистемы: информационно-коммуникативная, материально-техническая, нормативно-правовая, управленческая, финансово-экономическая и т.д.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к его истории. Около 60 лет назад Л.С. Выготский в работе "Педагогическая психология" проанализировал и выделил три научные школы, которые по-разному решали вопрос о соотношении обучения и развития. Аргументом данной точки зрения является дидактический принцип доступности, позволяющий учить учащихся лишь тому, что они могут понять и для чего созрели их психические функции. Основателями первой точки зрения, по Л.С.Выготскому. являются - З.Фрейд, Ж.Пиаже. Ученые предполагали, что обучение и развитие независимые процессы. Крылатой фразой представителей этой научной школы является то, что "обучение плетется в хвосте у развития". 11

Уровни преподавания предметов А - минимальный, который не обеспечивает сдачи экзаменов по предмету при поступлении в вуз. В - повышенный, на который ориентируется прежде всего общеобразовательная школа и который обеспечивает возможность сдачи экзаменов в непрофильные вузы. С - высокий, обеспечивающий сдачу экзамена в профильные вузы.

Хорошо спланированное – наполовину сделанное Народная мудрость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Использование ресурсов INTERNET Дистанционное обучение Подготовка презентаций Использование мультимедиа учебников на разных этапах урока Компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры Интерактивные атласы

INTERNET- РЕСУРСЫ Поиск информационных ресурсов Конференции по отдельным проблемам Участие в международных географических проектах Дистанционное обучение в образовательных порталах

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Использование на этапе объяснения нового материала Использование в деловых играх Отчет по проделанной проектной работе (практической работе) Участие в конференциях разного уровня – сопровождение доклада Дистанционное обучение в школе и на образовательных порталах в Интеренете

МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИ –Объяснение нового материала – Самостоятельная работа на занятиях. Богатый иллюстративный ряд –Тесты и практические задания –Методическое обеспечение семинаров и лекций

Индивидуальность Вариативность Работа на время Объективность оценивания и фиксация итогов Возможность создать свои тесты КОМПЬТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ АТЛАСЫ Система поиска объектов на карте Масштабирование Наложение карт Многомерные карты – 3-D Создание собственных карт и слоев - ГИС

Для чего мы учим? Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт В основе будущей удачи любого мероприятия лежит четкое видение предполагаемого результата Важная миссия состоит в том, чтобы определить, какие именно задачи решит каждый участник в ходе работы

Инновационный характер педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях модернизации образования обеспечивается Ориентацией на новые образовательные результаты (новое качество образования) Принципиальным изменением содержания, форм работы учителя и ученика, студента и преподавателя (процессов учения и обучения) Изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса

Для чего мы учим? Можно предложить различные модели разрешения этого противоречия. Одной из наиболее простых является следующая: «Лица, успешно усвоившие данную программу, смогут …, сделают …, разработают …, решат и т.д.». Далее предлагается перечень тех задач, которые сможет компетентно решать обучающийся

Каким способом? Принципиально важным является соблюдение кардинально важного условия – «проектирование от обучающегося» Результат обучение тем выше, чем активнее обучающаяся сторона Мера активности участников любого мероприятия выступает определенным гарантом его качества

Каким способом? Принцип «проектирование от обучающегося» неразрывно связан с компетентностым подходом, провозглашенным в качестве одной из ключевых идей программы модернизации российского образования

Проблемы обучения Нельзя решит проблемы на уровне того понимания, на котором они были созданы А. Эйнштейн Понятийный ряд: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, познавательная проблема. Проблемой является вопрос, задание, ситуация, способ решения которых заранее не известен, но человек обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого способа. Вопрос, на который обучающийся заранее знает ответ или знаком с тривиальным способом его нахождения, проблемой не является. Не является проблемой и излишне сложных вопрос, по поводу которого у обучающихся нет средств решения

Содержание Целесообразно подбирать содержание таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи, ответить на все проблемные вопросы, решить важнейшие задачи. При планировании содержания необходимо предусмотреть типовые задачи и задания прикладного характера, а также творческие задания

Ресурсное обеспечение Первый важный ресурс – временной. Он отражает соотношение различных видов активности участников. Технологический ресурс: лекции, групповые дискуссии, индивидуальная работа, проектировочная деятельность, создание и защита презентационных программ и т.д. К ресурсному обеспечению относится: аудиторный фонд, наличие досок, способы организации наглядности, техника, музыкальное оформление и т.д. Индивидуализированные ресурсы: то, чем должен обладать каждый обучающийся

в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы а) потребность учащегося в новом знании или способе действия ("хочу узнать..., научиться...") альтернативных методов решения профессиональных задач из истории науки и промышленности из истории науки и промышленности описаний экстремальных ситуаций профессиональной деятельности б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока содержит ТРИ главных компонента: содержит ТРИ главных компонента: Создается на материале

Ученик не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия. Проблемная ситуация включает в себя положение, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; особое психологическое состояние познающей личности, характеризующееся возникновением познавательной потребности Интеллектуальное затруднение, которое возникает у ученика, когда он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом. Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.

педагогические технологии: рефлексивная При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа? исследовательская (проблемно-поисковая) коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен- ческая) деятельностная

Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата. Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование). Есть значимость результата (теоретическая, практическая). Предполагается самостоятельная деятельность учащихся. Возможно структурирование (этапность) проекта. Используются исследовательские методы: - формулировка задач исследования; - выдвижение гипотез их решения; - обсуждение методов исследования; - обсуждение способов оформления результатов; - сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных; - выводы. Результат – материальный продукт. Метод проектов целесообразно применять, если

Доминирующая в проекте деятельность Исследова- тельские Творческие Ролевые, игровые Информаци- онные Прикладные Типология проектов

МонопроектМежпредметные Типология проектов Надпредмет- ные Предметно- содержательная область

Продолжительность выполнения проекта Краткосроч- ные Средней продолжитель- ности Долгосрочные Типология проектов

I.Проблемно-целевой (предметная область,тема, цели, задачи, аннотация). II.Разработка сценария и ТЗ (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование). III.Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа). IV.Предварительная защита (промежуточное обсуждение). V.Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы). Этапы проекта

Развитие критического мышления: - аналитическое; - ассоциативное; - логическое; - системное. Развитие творческого мышления: - пространственное воображения; - самостоятельный перенос знаний; - комбинаторные умения; - прогностические умения. Проектный метод направлен на …

Умения работать с информацией: отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные; генерировать идеи; работать в коллективе; владеть культурой коммуникации. Проектный метод направлен на …

Значимость и актуальность проблемы. Корректность методов исследования и методов обработки результатов. Активность каждого участника. Характер общения и взаимопомощи. Привлечение знаний из других областей. Доказательность принимаемых решений. Эстетика оформления результатов. Умение отвечать на вопросы оппонентов. Параметры внешней оценки проекта (Е.С. Полат)

1) помогает ученикам в поиске нужных источников; 2) сам является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников; 5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Функции учителя

Выбор темы исследования Выдвижение гипотез Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация) Защита проекта. Исследовательский проект

Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности Четко определен результат и форма представления Оформление результатов требует четко продуманной структуры Творческий проект

Структура только намечается и корректируется до завершения работы Участники выступают в определенной роли Результаты конкретизируются в конце проекта Ролевой, игровой проект

Четко обозначен результат деятельности участников Результат практико-ориентирован Структура проекта детализирована Известна функция каждого участника Практико-ориентированный (прикладной) проект

Направлен на сбор информации об объекте Структура: цель, актуальность - источники информации - обработка информации -презентация Интегрируются в исследовательские Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект

В рамках одного предмета По наиболее сложной теме Структуризация по урокам Заранее планируется работа на каждом уроке по группам Монопроект

Выполняется во внеурочное время. Требует квалифицированного координатора. Группы имеют четкие исследовательские задания. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов. Межпредметный проект

Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. 2. Модель организации учебного процесса. Как назвать? Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ". Модель организации учебного процесса строится на реализации принципа проблемности в обучении. Принцип проблемности реализуется: как в содержании учебного предмета; так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию, б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы; в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы. 3. Технологические приемы организации учебного процесса. Как создать? Результативность можно оценить с помощью критериев: а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...), б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...") 4.Результативность применения в учебном процессе. Как оценить?

4.Результативность применения в учебном процессе. (продолжение) Как оценить? в) переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон..."), г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности; ("Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."), д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 5. Признаки применения подхода в учебном процессе. Как отличить? Методы обучения проблемные: а) проблемного изложения; б) частично-поисковый; в) исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: а) парное взаимодействие; б) микрогрупповое взаимодействие; в) бригадное (групповое) взаимодействие; г) межгрупповое взаимодействие.

Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» Закон РФ «Об образовании», ст. 14

Концептуальные основы деятельностного метода Стратегическая идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Дидактическая система метода строится на основе синтеза не конфликтующих между собой идей из концепций образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой.

Технология деятельностного метода 1. Самоопределение к деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (И – исследование, К – критика) 4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания), (П- проект) 5. Первичное закрепление во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение нового в систему знаний и повторение 8. Рефлексия деятельности

Типология уроков деятельностного метода Урок открытия нового знания Уроки рефлексии Уроки методологической направленности Уроки обучающего контроля знаний

Конструирование урока открытия нового знания 1.Смоделировать способ открытия нового знания. 2.Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 3. Выделить и сформулировать новое знание. 4. Определить необходимые ЗУНы и способы их повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации. 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации 7. Сформулировать метод решения учебной задачи. 8. Сконструировать диалоги для 3 и 4 этапов урока. 9. Составить с/р и эталон для самопроверки. 10. Определить приемы первичного закрепления. 11. Подобрать задания для включения нового знания в систему знаний. 12. Продумать форму этапа рефлексии.

Конструирование урока рефлексии 1.Анализ типичных ошибок и затруднений. 2.Составление списка способов действий, требующих тренинга и коррекции. 3.Подбор заданий для с/р на применение зафиксированных способов действий. 4. Подготовка эталона с/р. 5. Проектирование способов повторения способов действия. 6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок. 7. Конструирование диалога по уточнению алгоритма исправления ошибок. 8. Конструирование диалога для локализации затруднения. 9. Конструирование диалога по постановке цели деятельности на этапе локализации затруднения. 10. Составление с/р и эталона. 11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе с/р. 12. Определение способа проведения этапа рефлексии (итога урока).

Конструирование урока развивающего контроля Проведение контрольной работы 1. Конструирование способов возникновения внутренней потребности включения в деятельность. 2. Установить тематические рамки контроля. 3. Установить форму и процедуру контроля. 4. Разработать задания для к/р. 5. Разработать эталон к/р. 5. Сконструировать критерий выставления оценки.

Конструирование урока развивающего контроля Анализ контрольной работы 1.Сконструировать диалог по формулированию цели урока. 2.Спроектировать этап воспроизведения контролируемых способов действия. 3. Конструирование способов возникновения внутренней потребности включения в деятельность. 4. Моделирование способов контроля самопроверки работ учащимися. 5. Продумать способы согласования оценки школьника с оценкой ученика. 6.Уточнить алгоритм исправления ошибок школьниками. 7.Зафиксировать способы действий, в которых допущены ошибки. 8.Разработать систему заданий для коррекции ошибок. 9.Выявить типовые ошибки. 10. Разработать задания для преодоления типовых ошибок. 11. Разработка заданий, аналогичных к/р для выборочного выполнения школьниками. 12. Подготовка эталона с/р.

Этапы ДМ, требующие саморазвития учителя 1.Самоопределение к деятельности 2.Фиксация затруднений в деятельности 3.Постановка учебной задачи создание условий для возникновения потребности включения в деятельность («хочу») выделение содержательной области («могу») создание затруднения фиксирование затруднения школьниками выявление причины затруднения исследование проблемной ситуации постановка цели, уточнение темы урока

Адаптивная модель ДМ Организационный момент Актуализация знаний Проблемное объяснение Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой Включение в систему знаний и повторение Итог урока (рефлексия)

Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения ; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира

Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Мысль в подарок… Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте. Ч. Темпл

Технология РКМЧП может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.

определение критического мышления: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов.

Достижение определенных образовательных результатов: умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность;

Достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы;

Достижение определенных образовательных результатов: умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

1 ФАЗА «ВЫЗОВ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме;

1 ФАЗА «ВЫЗОВ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Составление списка известной информации, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Графические организаторы: «Кластеры» В ыделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Кластеры (автор Гудлат)

Рабочая таблица для 3-Х-У 1.З- что мы знаем Х - что мы хотим узнать У - что мы узнали и что нам осталось узнать 2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться А. Б. В Г. 3. Источники, из которых мы намерены получить информацию

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) * организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту;

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) Деятельность учащихся Возможные приемы и методы учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: - маркировка INSERT; - ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

Стратегия «Инсерт» («Условныезначки») ЗначкиКлючевые слова + – ?

Фиш-бон детали Главная мысль

Таблица-синтез КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) до прочтения ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. во время чтения 1…………….. 2……………..

Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты

Как составить умственную карту? Авторы методики Т.и Б. Бьюзены /Англия/ 1.Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях. 2.Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что по своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.

Как составить умственную карту? 3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес. 4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями.

Как составить умственную карту? 5.Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе. 6.Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. 7.Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы. ? ? ?

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации;- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;- ответы на поставленные вопросы;- организация устных и письменных круглых столов;- организация различных видов дискуссий;- написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Прием Синквейн Слово синквэйн происходит от французского слова, которое обозначает пять. Таким образом, синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквэйна. Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа может познакомиться с парными синквэйнами. Примеры синквэйнов: Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды Миры Вода Необходимая, желанная Спасает, поддерживает, очищает Мы не можем без тебя Наша жизнь Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот- вот приедет добрый барин Безвременье

Прием Синквейн Правила написания синквэйнов: »1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). »2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). »3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) »4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. »5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. »Синквэйны очень полезны в качестве: »1) инструмента для синтезирования сложной информации; »2) средств оценки понятийного багажа учащихся; »3) средства творческой выразительности.

Примеры синквэйнов: Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды. Миры Вода Необходимая, желанная Спасает, поддерживает, очищает Мы не можем без тебя. Наша жизнь Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин. Безвременье

SWOT-анализ Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности. Сильные стороныСлабые стороны УгрозыВозможности

Стратегический (SWOT) анализ развития промышленности Липецкой области Сильные стороны Рост производства импортозамещающих комплектующих изделий для белой техники. Наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый выход на планируемую мощность. Крупномасштабное техническое перевооружение на ряде предприятий области. Строительство новых объектов и производств. Слабые стороны Моноотраслевая структура промышленности. 90 % экспорта приходится на черную металлургию. Износ основных фондов 60 %. Неполная загрузка производственных мощностей. Высокий удельный вес убыточных предприятий. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства.

Стратегический (SWOT) анализ развития промышленности Липецкой области Угрозы Вступление России в ВТО. Высокая изношенность основных фондов, что приведет к неконкуренто- способности продукции. Изменение конъюнктуры мирового рынка черных металлов. Возможности На большинстве предприятий имеются конкурентоспособные мощности. Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения. Создание и развитие особой экономической зоны промышленно- производственного типа. Тиражирование проектов особой экономической зоны вне ее территории.

1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 1. создавать для каждого ученика своеобразный "банк ситуаций успеха", т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Важно, чтобы каждый ученик прожил ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности; 2. реализовать принцип относительной успешности. При оценивании учебных действий в пространстве урока или внеурочных мероприятий оценивать не конечный результат, а процесс его получения. Ученики сравниваются не друг с другом в плане правильности и четкости выполнения каких-то действий, а сравниваются вчерашние достижения одного ученика с его сегодняшними результатами деятельности; В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: В учебном процессе могут быть смоделированы ситуации, проблемные для обучаемых, которые они не в состоянии решить репродуктивным образом. Для решения этих ситуаций ученику требуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога. В учебном процессе для эффективного развития обучаемого важно: 16

Невозможно получить образование, которого «хватит» на всю жизнь Опережающий характер обучения Гуманистический подход Содержание программ ориентировано на сопровождение реальных изменений в практике СИЛА В РАЗВИТИИ – УЧИСЬ И УЧИ!

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» М. Поташник

О новой идее сначала говорят, что «это чушь», потом – «а в ней что-то есть» и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной. – «а кто этого не знал?» И.В. Гете