Учреждение образования «Песочанская государственная общеобразовательная средняя школа имени С. А. Умрейко » ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Как рождается стихотворение? Исполнитель: Колпак Рената Руководитель: Ермак Г. Н. Руководитель: Ермак Г. Н. аг. Песочное, 2011
Вопросы, которые я составила для исследования 1. Что делать, если маленький человек взялся за перо? 2. Человек, пишущий стихи, - это здорово? 3. Обязательно ли первые стихи должны быть «причесаны»? 4. Все ли рифмы хороши? 5. Если много поэтов до нас красочно и поэтично воспели зиму, весну, лето, осень, то можно ли найти новые метафоры, эпитеты, неповторимые образы? 6. Содержание стихотворения рождается вместе с формой или форма раньше? 7. Мысль оформляется в слова или слова рождают мысль? 8. Почему первая и вторая строки стихотворения рождаются быстро, а затем наступает мучительная работа? 9. Почему некоторые стихи пишутся на одном дыхании, а некоторые откладываются? 10. Какие самые распространенные ошибки при написании стихов?
Гипотеза Если рождается стихотворение, то, возможно, что человек, таким образом, ищет форму выражения своих мыслей, так как он хочет, чтобы его услышали, заметили и оценили по-другому. Цель исследования Обоснование пошагового пути, который приводит к рождению стихотворения и началу творческого процесса автора.
Задачи исследования 1. Выявить уровень интереса, мотивы и собственный опыт школьников, которые пишут стихи. 2. Определить возможности, которые способствуют устойчивости и направленности создания стихотворений. 3. Установить распространенные ошибки, допускаемые при написании стихов.
Ресурсный словарик УЧАЩИЕСЯ – ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ; УЧАЩИЕСЯ – ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ; СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ; СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ; ТЕЛЕВИДЕНИЕ; ТЕЛЕВИДЕНИЕ; НАБЛЮДЕНИЕ; НАБЛЮДЕНИЕ; ЭКСКУРСИЯ; ЭКСКУРСИЯ; ИНТЕРВЬЮ; ИНТЕРВЬЮ; ЛЮДИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ И ПРОФЕССИЙ; ЛЮДИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ И ПРОФЕССИЙ; СЛОВАРИК НАСТРОЕНИЙ И ЧУВСТВ; СЛОВАРИК НАСТРОЕНИЙ И ЧУВСТВ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ; ПРОБА ПЕРА; ПРОБА ПЕРА; ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ; ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ; УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, СПРАВОЧНИКИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ; УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА, СПРАВОЧНИКИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ; ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Весь ресурсный словарик я разбила на 2 части: 1. Постоянные ресурсы – ресурсы, которыми я могу воспользоваться каждый день. 2. Привлекаемые ресурсы – ресурсы, которыми я могу воспользоваться в определенное назначенное и подготовленное время.
Метод двойного светофора: ЗЕЛЁНЫЙ – проба пера. Движение. Возвращение к стихам, которые написаны, и использование возможности посмотреть на них по-другому. ЖЁЛТЫЙ – остановка. Осмысление. Обращение к постоянным ресурсам. КРАСНЫЙ – «привал». Обращение к привлекаемым ресурсам. ЖЁЛТЫЙ – остановка. Осмысление. Обращение к постоянным ресурсам. ЗЕЛЁНЫЙ – проба пера. Движение. Возвращение к стихам, которые написаны, и использование возможности посмотреть на них по-другому.
МОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОД ДВОЙНОГО СВЕТОФОРА СТИХО- ТВОРЕ- НИЯ ПОСТО- ЯННЫЙ РЕСУРС ПРИВЛЕ- КАЕМЫЙ РЕСУРС ПОСТО- ЯННЫЙ РЕСУРС СТИХО- ТВОРЕ- НИЯ «ВЕСНА НАСТАЛА» СМИ Люди разных возрастов и профессий Проба пера «ЗАЙЧИК» «ОСЕНЬ» Учебная, художест- венная и познава- тельная литература, справочники и энциклопедии Литературные игры СМИ «ЗИМУШКА» «НОВЫЙ ГОД» Телевидение Наблюдение «НОЧЬ» Учащиеся - источник информации Интервью Экскурсия Учебная, художест- венная и познавательная литература, справочники и энциклопедии Словарик настроений и чувств
Как рождается… ХЛЕБСТИХОТВОРЕНИЕ Определить участок, подготовить почву и обработать её. Определить, нужно ли вообще писать стихи. Для чего и для кого? Посеять вовремя качественные семена, проверенные на всхожесть, соблюдая все правила агротехники. Если рождаются строки, то обязательно их записать. Подумать о форме будущего сти- хотворения. Обеспечить полный и качественный уход за растениями, начиная с их всходов, и, закан- чивая уборкой. При появлении строк, рифм, поинтересо- ваться, что я знаю о литературном сложении? Нужно ли мне это знать? Убрать урожай, просушить зерно, сдать на заготовительный пункт. Вернуться к написанным стихам, строфам ещё раз. Сделать правку. Осмыслить их. Придать им форму. Дать им «остыть». Переработать зерно в качественную муку. Записать стихи в новой редакции. Доставить муку на хлебокомбинат и испечь хлеб. Прочесть их родным, близким, друзьям. Возможно, в классе на уроке или на школь- ном мероприятии. Увидеть и услышать оценку. Доставить хлеб потребителю и не получить жалоб. Прочесть стихотворения, которые приняты школьной, педагогической аудиторией в другом месте и для другого слушателя.
ПОШАГОВАЯ МОДЕЛЬ РОЖДЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ МЕТОД ДВОЙНОГО СВЕТОФОРА Шаг от совет- чика Шаг к прекра сному Гармония содержания и ритма Рифма – музыкаль- ность, унисон, красота! Шаг к совет- чику Что-то проснулось внутри! Ритмический размер Мысль – это содержание, ритм – это форма Мысль – это содержание, ритм – это форма Шаг к смело- сти Шаг к позна- нию
И если вы хотите знать, Что сделать с рифмами простыми? Даю совет: удобно их в стихи рождать И делать мир богатым и счастливым! С любовью, Рената