Организация работы по развитию представлений учащихся о себе и своем месте в социуме Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 1» г. Пскова «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТИРОВАНИЮ
Наши учащиеся Возраст от 12 до 40 43% несовершеннолетние 26% трудоустроены 13% сложные дети, имеющие проблемы с социализацией
Две грани наших учащихся Негативные моменты Отсутствие культуры поведения Неуверенные в себе Гиперактивные Невоспитанные Не умеющие презентовать себя в обществе Рассеянные Безответственные Позитивные моменты Добрые Отзывчивые Внимательные Жизнерадостные Оптимистичные Легкие в общении Трудоспособные
Цель работы: Социализация учащихся, привитие навыков вхождения в социум, культуры поведения; корректировка личностных качеств Создание благоприятных условий для развития социально-коммуникативных компетентностей ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО
Задачи: Повышение уровня комфортности общения всех участников образовательного процесса Использование в работе активных форм, актуальных тем, разнообразных воспитательных технологий Расширение знаний о социуме, об основных тенденциях рынка труда Помощь в профессиональном самоопределении, подготовка человека к сознательному выбору Обучение способам успешной социализации и адаптации Обучение навыкам, необходимым в будущей работе
УЧАСТНИКИ Учащиеся Вневедомственные организации Классные руководители Служба сопровождения Учителя - предметники
Основные формы работы
ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Посещение городской Ярмарки вакантных мест Взаимодействие с Центром занятости Экскурсии в театр, библиотеки на пожарную выставку на художественную выставку музей Воинской славы в воинскую часть предприятия города Пскова Виртуальные экскурсии «Мир профессий», «Предприятия города Пскова» Направлена на развитие коммуникативных, организационных компетентностей, социализацию
Недели профориентирования Формы работы: деловые игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, игры по станциям, практикумы по оформлению документации при приеме на работу Направлены на развитие коммуникативных, организаторских, интеллектуальных компетентностей, творческих способностей.
Встречи С представителями училищ, ППК, техникумов города Пскова Встречи с интересными людьми: художниками, литераторами, поэтами Встречи с представителями ОВД, МЧС, ППС, Наркоконтроля, Центром семьи Акции «Теплый кров» (помощь детям, оставшимся без родителей )
Оформление информационного пространства Выпуск тематических газет Популяризация литературы (тематические выставки в библиотеке, библиографические уроки) Тематические стенды в кабинетах «Профессия - эколог», «Химия в нашей жизни», «Профессия - спасатель» Общешкольные стенды«Твой выбор», «Твоя профессия», «Мир профессий» Составление коллажей « Моя семья», « Моя будущая профессия»
Общешкольные мероприятия День самоуправления, День рождения школы – День открытых дверей Школьный конкурс «Ученик года» День учителя День матери КВН Исследовательская деятельность Работа над проектом «Школьный музей»
Проект «Профессиональное самоопределение учащихся через групповые консультации. Шаг в карьеру» Цель проекта: развитие УУД, способствующих профессиональному самоопределению учащихся и построению дальнейшей трудовой деятельности. Формы работы: практикум, творческая мастерская, дискуссия, диагностика, интерактивная беседа, отработка навыков, виртуальная экскурсия, беседа с элементами дебатов, лаборатория, мозговой штурм, размышление на заданную тему, ролевая игра, работа по алгоритму.
Элективные курсы « Умение вести дебаты» «Этикет деловой речи» «Профессия и здоровье» «Разговорный английский и немецкий» «Карьера и жизнь»
Взаимодействие со службой сопровождения Занятия с элементами тренинга (познание себя, своего места в социуме, поиск выхода из конфликтной ситуации) Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (проф. В.Б. Успенский) Определение типа будущей профессии (по методике Климова) Индивидуальные консультации с психологом и социальным педагогом
Трудности в работе отсутствие навыков культурного поведения пробелы в знаниях отсутствие мотивации у большинства учащихся сложно удержать внимание учащихся на долгое время проблематично заранее спланировать выход на внешкольные мероприятия финансовые проблемы большая ответственность за жизнь и здоровье учащихся рефлексия проведенного мероприятия
Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом, отношение всех к школе. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАШЕЙ РАБОТЫ
поступают в ВУЗы -30% поступают в техникумы, в колледжи - 20% интересная работа - 63%