ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Презентационные материалы к курсу лекций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дыхание и кровообращение. Для полноценной жизнедеятельности организма, ему необходима энергия. Она вырабатывается при окислении питательных веществ. Для.
Advertisements

Сердечно- сосудистая система Миронова Карина. Сердечно-сосудистая система система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека.
Презентация по биологии по теме «Система кровообращения» Мининой Дарьи ФМЛ 1580 кл.11-7-Б Учитель: Вязовец Н.В.
Презентация на тему "Дыхание"
1. Основные понятия 2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система 3.1. Опорно-двигательный аппарат 3.2. Сердечно-сосудистая.
Сердце человек состоит из четырёх камер левое предсердие, правое предсердие, левый желудочек, правый желудочек, разделенных перегородками и клапанами.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Цель урока Задачи урока изучение строения органов кровообращения; способы регуляции деятельности органов кровообращения; оказания доврачебной помощи.
1.Основные функции крови: А) перенос питательных веществ Б) перенос тепла В) перенос кислорода Г) защита от перенасыщения кислородом Д) перенос углекислого.
Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Расположение сердца в теле человека.
Кровь - жидкая соединительная ткань: 1.осуществляет транспортировку газов – кислорода и углекислого газа; 2.транспортирует питательные вещества и вредные.
Кровообращение. Строение и работа сердца Урок биологии в 8 классе.
Как устроен организм человека? Любой организм состоит из органов. Группу органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу в организме,
7 класс Задачи урока: познакомится с особенностями строения кровеносной системы у животных разных групп, с составом крови, значением крови и кровообращения.
Мин. 15 Время тестирования Начать тестирование 15 Всего заданий Введите фамилию и имя 9 класс Тест на основе шаблона Комаровского А.Н. Муниципальное специальное.
Кровеносная система Кровеносная система Задачи: Обобщить полученные знания по теме «Кровеносная система» Задачи: Обобщить полученные знания по теме «Кровеносная.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
Кровь и кровообращение. Задания для работы на интерактивной доске Работу выполнила учительница биологии МБОУ «Беркет – Ключевская СОШ» Черемшанского района.
Д ЫХАНИЕ Звонарёва Т.И. МОУ лицей. И СПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ 1. Дыхание проходит в два этапа: внешнее и внутреннее. 2. Причина газообмена в легких –
Транксрипт:

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Презентационные материалы к курсу лекций

Сибирский федеральный университет Презентационные материалы к курсу лекций « Возрастная физиология и психофизиология » Составители: О.Н. Московченко Л.Д. Ченцова

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Лекция 2

Факторы, влияющие на рост и развитие

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ЦЕЛОСТНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА Лекция 3

Схема организма человека как единой целостной системы

Схема строения клетки

Системы органов человека

Основные отделы головного мозга

КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. Лекция 4

Что такое кровь? Кровь – это особая жидкая ткань красного цвета, слабощелочной реакции, постоянно движущаяся по кровеносным сосудам живого организма. Кровь состоит из плазмы и клеток.

Клеточные элементы крови Эритроциты – красные кровяные тельца Лейкоциты – белые кровяные тельца Тромбоциты – кровяные пластинки

Общий вид крови как ткани

Клетки крови

Эритроциты Двояко вогнутые диски, не имеющие ядра 4,5-5 млн. в мм³ Содержат гемоглобин Переносят кислород

Эритроциты

Лейкоциты Виды: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебоидному движению 4-8 тыс. в мм³ Вырабатывают антитела, участвуют в фагоцитозе (поглощают и переваривают бактерии)

Тромбоциты круглые или овальные уплощенные клетки, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра тыс. в мм³ участвуют в свертывании крови

Группы крови I (0) I (0) - агглютинины α и β II (А) II (А) - агглютинин β и агглютиноген А II (В) II (В) - агглютинин α и агглютиноген В IV (АВ) IV (АВ) - агглютиногены А и В

Классификация групп крови Группа крови Присутствие белков АгглютиногеныАгглютинины 0 (I) нет α и β А (II) Аβ В (III) Вα АВ (IV) АВнет

Совмещение разных групп крови Группа сыворотки I (0) II (А) III(В) IV (АВ) I α, β -+++ II β --++ III α -+-+ IV (0) ----

Сердечно-сосудистая система Это замкнутая система сердца и сосудов, обеспечивающая непрерывное и однонаправленное движение крови Состоит из 2 кругов кровообращения

Схема кровообращения

Большой круг кровообращения Обеспечивает газообмен между кровью и клетками. Кровь из левого желудочка (3) под большим давлением выбрасывается в аорту, оттуда переходит в артерии, капилляры (1), собирается в вены и по нижней и и верхней полым венам поступает в правое предсердие (2)

Малый круг кровообращения Обеспечивает газообмен между кровью и окружающей средой Кровь переходит в правый желудочек (2), а оттуда через легочные артерии – в легкие, растекается по капиллярам легочных альвеол (1) и через легочные вены возвращается в левое предсердие (3)

Расположение сердца в грудной клетке

Сердце

Сердечный цикл 1. Систола предсердий – 0,1 сек. 2. Систола желудочков – 0,3 сек. 3. Общая пауза - 0,4 сек.

Нервы и проводящая система сердца

Сосудистая система

Кровяное давление – это давление крови на стенку сосуда Зависит от: Работы сердца Объема циркулирующей крови Сопротивления стенок сосуда Вязкости крови Эластичности стенок сосуда

Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Масса сердца и его размеры прирастают быстрее, чем диаметр сосудов. Сосуды вытягиваются в результате скачкообразного удлинения тела диаметр уменьшается, давление растет

Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Рост миокарда опережает рост соединительной ткани (клапанный аппарат). Клапаны отстают в развитии появление функциональных шумов

Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Темпы развития сердца отстают от темпов роста в длину увеличивается систолический выброс крови

Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Усиливаются половые различия: миокард мальчиков имеет большие функциональные возможности, чем у девочек. АД у мальчиков выше, чем у девочек.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Гиперреактивность частоты сердечных сокращений (ЧСС) и АД на любые нагрузки; замедленное восстановление ЧСС и АД после нагрузки.

Сердечный цикл

СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Лекция 5

Дыхание - это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выведение углекислого газа. Дыхание делится на три этапа: 1.Внешнее – обмен газа с окружающей средой. 2. Перенос О2 и СО2 кровью. 3. Тканевое – обменные процессы в клетках организма.

Внешнее дыхание 1 - полость носа; 2 - глотка; 3 - полость рта; 4 - надгортанный хрящ; 5 - складка преддверия; 6 - желудочек гортани; 7 - голосовая складка; 8 - щитовидный хрящ; 9 - гортань; 10 - трахея; 11 - раздвоения трахеи; 12 - главный правый бронх; 13 - главный левый бронх; 14 - верхняя доля правого легкого; 15 - верхняя доля левого легкого; 16 - средняя доля правого легкого; 17 - нижняя доля левого легкого; 18 - нижняя доля правого легкого О2О2 СО 2

1 - гортанный выступ (кадык); 2 - щитовидный хрящ; 3 - перстнещитовидная связка; 4 - перстнетрахеальная связка; 5 - дугообразные трахейные хрящи; 6 - кольцевые связки трахеи; 7 - пищевод; 8 - раздвоение трахеи; 9 - главный правый бронх; 10 - главный левый бронх; 11 - аорта

Дыхание состоит из двух фаз: вдох- инспирация (сокращение мышц) выдох- экспирация (расслабление мышц)

продолговатый мозг

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Лекция 6

Строение пищеварительной системы

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СВОЙСТВА. ФИЗИОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА Лекция 8

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА: 1- головной мозг 2- мозжечок 3- спинной мозг 4- межреберные нервы 5- локтевой нерв 6- лучевой нерв 7- бедренный нерв 8- седалищный нерв

Общий вид нервной клетки

Типы нейронов 1- пирамида 2- звездчатые 3- веретено

Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы.

Нейрон

Потенциал действия нервного импульса Состояние покоя (от -40 до -70 м Вольт заряд мембраны нейрона) 0 6 мл сек +30, +40 мл Вольт

Рефлекс - это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие, осуществляемое посредством ЦНС. Классификация рефлекса Высшая нервная деятельность Условный Безусловный Расположение рецептора Интеро- Экстеро- Проприо-

Классификация рефлекса В зависимости от центра замыкания рефлекса Спинальные Бульбарные По биологическому значению (пищевые, оборонительные…) В зависимости от исполнительного органа Пищеварительные Сосудистые дыхательные

Схема строения вегетативной нервной системы

ОРГАН ЗРЕНИЯ Лекция 11

Схема строения анализаторов

Строение глазного яблока

Преломление лучей: в норме (1), при дальнозоркости (2), при близорукости (3)

Глаз и его приспособления

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. СОН И БОДРСТВОВАНИЕ. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ. Лекция 16

Периоды сна человека

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТАЦИИ Лекция 17

Уровни функциональной активности

Динамика потребления кислорода в процессе циклической мышечной работы умеренной мощности

Различие в динамике частоты сокращений сердца при легкой и тяжелой работе

Суточная динамика умственной работоспособности