Мировые товарные рынки и особенности ценообразования в международной торговле Механизм формирования мировых цен. Занятие 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рынки с/х продукции Рынки с/х продукции Абсолютный рост при снижении доли в ВВП Абсолютный рост при снижении доли в ВВП Самообеспеченность Европы и США.
Advertisements

Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Выполнила : Колбаева Н., группа
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Простая (случайная) форма стоимости – обмен товара на товар; Полная (развёрнутая) форма стоимости – обмен одного товара на ряд товаров; Всеобщая форма.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Тема 2. Понятие и особенности товарного рынка. Понятие рынка Рынок – сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития,
Выполнил: Досмагулов Диас Группа: «УА-32». Ценообразование во внешней торговле существенно отличается от ценообразования внутри страны. Однако сфера ценообразования.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Понятие конъюнктуры Постоянно действующие: циклические – экономические циклы и их причины; нециклические – роль государства в экономике, укрепление позиций.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОИСКОВЫЕ ОПИСАТЕЛЬНЫЕКАУЗАЛЬНЫЕ.
LOGO «Анализ финансовой устойчивости компании реального сектора России на примере ТНК-BP»
Потребительская концепция маркетинга. Потребительская концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации является изучение спроса.
Концентрация и диверсификация производства черных металлов в России Выполнила: студентка НФ ГУ-ВШЭ Батырь Анастасия Данное исследование поддержано Научным.
1 Тема 7. Международная ценовая политика. 2 Цель и задачи: Цель: овладение рыночной долей объёма прибыли, подавление конкурентов и выполнение других стратегических.
МЕНЕДЖМЕНТ. Методы планирования
Me too Инновация Сегмент Ниша. Политические факторыВлияние экономики Государственная коррупция Изменение Таможенного кодекса Снижение налоговой нагрузки.
Транксрипт:

Мировые товарные рынки и особенности ценообразования в международной торговле Механизм формирования мировых цен. Занятие 2.

План 1. Ценообразование на товарно- рыночном уровне. 2. Ценообразование на отраслевом уровне. 3. Особенности ценообразования на основных сегментах товарных рынков Рынок сельскохозяйственной продукции. 4. Конъюнктура и ее прогнозирование во внешнеэкономической деятельности

1. Цель политики ценообразования на товарно- рыночном уровне - правильное установление прейскурантных цен, позиционирующих продукты относительно конкурентов с точки зрения соотношения цены и преимуществ правильное установление прейскурантных цен, позиционирующих продукты относительно конкурентов с точки зрения соотношения цены и преимуществ MSRP-цены - manufacturers suggested retail price – рекомендуемые розничные цены производителя MSRP-цены - manufacturers suggested retail price – рекомендуемые розничные цены производителя

4 аспекта товарно- рыночного ценообразования Составление карты стоимости Составление карты стоимости Изменение карты стоимости из-за действий конкурентов Изменение карты стоимости из-за действий конкурентов Распределение потребителей по карте стоимости Распределение потребителей по карте стоимости Изменчивость восприятия цены и преимуществ потребителями Изменчивость восприятия цены и преимуществ потребителями

Карта стоимости Воспринимаемые преимущества Сегмен т с низкой ценой Сегмен т со средне й ценой Сегмен т с высоко й ценой Воспринимаем ая цена Линия эквивалентности стоимости VEL-value equivalence line

2 вида цен Публикуемые цены (бирж, аукционов, сделок…) и расчетные цены (отсутствие данных, новые товары) Публикуемые цены (бирж, аукционов, сделок…) и расчетные цены (отсутствие данных, новые товары)

Карта стоимости Воспринимае мая цена C А B D E N C Y X Невыгодное положение Выгодное положение Воспринимаемые преимущества Изменение рыночных долей: Y-будет терять рыночную долю, Х- увеличивать УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ НА НОВЫЙ ТОВАР-ИМИТАТОР

Изменение позиционирования компаний Уход с линии VEL – рост доли рынка Уход с линии VEL – рост доли рынка Движение по линии VEL – рост прибыли Движение по линии VEL – рост прибыли

Классификация преимуществ 1. Функциональные - физическая природа продукта (скорость, мощность и т.п.). 2. Преимущества процесса – простота осуществления сделки (доступ информации, простота пополнения запаса, заказа) запаса, заказа) 3. Преимущества отношений – продавца и покупателя (эмоциональная связь с брендом, премии за лояльность и т.п.)

При движении по линии VEL следует учитывать a) Изменение преимуществ должно сопровождаться изменением цены b) Переход в более высокий сегмент порождает новые затраты c) Переход в низкий сегмент: Вредит фирменному бренду (потеря высокого сегмента) Вредит фирменному бренду (потеря высокого сегмента) Не происходит адекватного снижения издержек (низкая рентабельность) Не происходит адекватного снижения издержек (низкая рентабельность)

Важно! Знание иерархии преимуществ для потребителя Знание иерархии преимуществ для потребителя Совпадение воспринимаемых преимуществ фирмой и покупателем Совпадение воспринимаемых преимуществ фирмой и покупателем Работа с посредниками: Работа с посредниками: противоречие ценовых интересов на переговорах противоречие ценовых интересов на переговорах качество работы с конечным потребителем качество работы с конечным потребителем единство в понимании преимуществ единство в понимании преимуществ

2. Ценообразование на отраслевом уровне. Закономерности ценовой динамики. Мировые тенденции динамики цен. Мировые тенденции динамики цен. Ценообразующие факторы на различных типах рынков. Ценообразующие факторы на различных типах рынков. Моделирование рынка и сценарное прогнозирование цен Моделирование рынка и сценарное прогнозирование цен

Мировые тенденции развития мирового производства и международной торговли Взаимосвязь темпов роста мирового ВВП и международной торговли Взаимосвязь темпов роста мирового ВВП и международной торговли Развитие фрагментации производства (поузловая и пооперационная специализация) Развитие фрагментации производства (поузловая и пооперационная специализация) Либерализация торговли Либерализация торговли Рост продажи услуг Рост продажи услуг Снижение темпов роста торговли сырьем Снижение темпов роста торговли сырьем Усложнение и рост разнообразия выпускаемой продукции Усложнение и рост разнообразия выпускаемой продукции Изменение отраслевой структуры Изменение отраслевой структуры

Закономерности долгосрочной динамики мировых цен Общая повышательная динамика гг.: Общая повышательная динамика гг.: 2 революции цен 2 революции цен второй половины1940-х годов второй половины 1970-х годов Более быстрый рост цен на сырье (особенно топливо) Высокая волатильность цен на сырье

Темпы роста мирового ВВП и потребительских цен по группам стран

Динамика цен в гг. Умеренный рост цен в гг. Обрабатывающая промышленность – 4,3 раза Обрабатывающая промышленность – 4,3 раза Сырье – 3,3 раза Сырье – 3,3 раза Топливо – 17 раз Топливо – 17 раз Дефляция гг. Галопирующий рост цен г. – в 3 раза.

Ценовые индексы по товарным группам в гг.

Рост цен на нефть в гг. (пик июль 147 долл.)

Рост цен на сырьевые товары гг. Все группы сырьевых товаров – 113% Продовольствие – 65% (кофе -125%) Масленичные и масла 93% – (соя – 80%) С/х сырье – 80% (каучук – 199%) Минеральное сырье, руды и металлы – 260% Сырая нефть – 185% Для сравнения: готовые изделия – 34%

Современный рост цен 1. Быстро растущий спрос со стороны ряда развивающихся стран с высокими темпами экономического роста. 2. Более тесные связи между энергетическими рынками и рынками сельскохозяйственных сырьевых товаров (продовольственных сельскохозяйственных культур) 3. Более тесные связи между рынками сырьевых товаров и финансовыми рынками (нефтяные фьючерсы как средство страхования валютных рисков и сбережения). 4. Слабость доллара

Вероятно ли формирование мировой инфляционной спирали? Ключевой фактор инфляции – рост заработной платы – маловероятен (слабость профсоюзного движения)

Факторы ценообразования Изменения в: ПроизводствеОбменеПотребленииОжиданиях

Классификации факторов Длительного, средне- и краткосрочного воздействия Длительного, средне- и краткосрочного воздействия Циклического и нециклического характера Циклического и нециклического характера Спроса и предложения Спроса и предложения Макро- и микроэкономические Макро- и микроэкономические Конъюнктурные и фундаментальные Конъюнктурные и фундаментальные Воздействие хозяйствующих субъектов и государственных институтов Воздействие хозяйствующих субъектов и государственных институтов Специфические условия заключения контрактов Специфические условия заключения контрактов

Взаимосвязь факторов Факторы товарного рынка Постоянно действующие Циклические (деловой цикл) 4-6 лет, сезонность Нециклические (НТП, роль государства и организаций) лет Временно Действующие до 1,5 лет Случайные (социальные конфликты, природные бедствия) Спекулятивные

Макроэкономические факторы – общехозяйственная конъюнктура (фон) Фаза делового цикла: уровень инфляции, темпы роста производства, з/п. Фаза делового цикла: уровень инфляции, темпы роста производства, з/п. Состояние внешней торговли Состояние внешней торговли Кредитно-денежная политика Кредитно-денежная политика (рост %, рост вал.курса, нет инфляции)

Факторы спроса Платежеспособный спрос населения Платежеспособный спрос населения Уровень накоплений Уровень накоплений Структура потребностей Структура потребностей Возможность сопоставлений Возможность сопоставлений

Факторы предложения Динамика издержек (НТП, скорость внедрения технологий) Динамика издержек (НТП, скорость внедрения технологий) Состояние товарных запасов Состояние товарных запасов Фаза ЖЦП Фаза ЖЦП Конкурентная среда в отрасли (уровень монополизации, гос. регулирования, доступ к ресурсам и достижениям НТП, стабильность) Конкурентная среда в отрасли (уровень монополизации, гос. регулирования, доступ к ресурсам и достижениям НТП, стабильность) Гос. регулирование: антимонопольное законодательство, тарифная, налоговая, инвестиционная политика Гос. регулирование: антимонопольное законодательство, тарифная, налоговая, инвестиционная политика

Спекулятивный фактор гг. рост нефтяных фьючерсов с 30 до 35 раз реальных продаж гг. рост нефтяных фьючерсов с 30 до 35 раз реальных продаж

3. Рынки с/х продукции Абсолютный рост при снижении доли в ВВП Абсолютный рост при снижении доли в ВВП Самообеспеченность Европы и США Самообеспеченность Европы и США Интенсивный рост в РС, «зеленая революция» Интенсивный рост в РС, «зеленая революция» Базовые сорта % общего производства Базовые сорта % общего производства Рис, пшеница, кукуруза Рис, пшеница, кукуруза Низкая степень концентрации в целом (высокая – кукуруза, соя, мясо индейки, свинина и др.) Низкая степень концентрации в целом (высокая – кукуруза, соя, мясо индейки, свинина и др.)

Факторы предложения Структура и распределение пахотных земель (36% - Азия, 4% - Австралия) Структура и распределение пахотных земель (36% - Азия, 4% - Австралия) Уровень потерь Уровень потерь Климатический фактор (температурный режим, эпидемии, прир. катаклизмы ) Климатический фактор (температурный режим, эпидемии, прир. катаклизмы )

Факторы спроса Уровень и дифференциация доходов по странам Уровень и дифференциация доходов по странам Состояние отрасли (уровень технологий) Состояние отрасли (уровень технологий) Вкусы и предпочтения (бум потребления продукции животноводства) Вкусы и предпочтения (бум потребления продукции животноводства)

Особенности ценообразования Рентный принцип Рентный принцип Цикличность и сезонность (рост цен в гг., г., гг.) Цикличность и сезонность (рост цен в гг., г., гг.) Различия в амплитуде колебаний (высокая - зерновые) Различия в амплитуде колебаний (высокая - зерновые) Межотраслевое и внутриотраслевое замещение Межотраслевое и внутриотраслевое замещение (пшеница-рис, свинина-лососевые, говядина-тунец, жив. масло-раст.)

Динамика цен на с/х продукцию в гг.

Географическая структура Крупнейшие экспортеры – США, страны Западной Европы, Л. Америки, Китай Крупнейшие импортеры – Япония, страны Африки, Ближнего Востока, ЦВЕ.

Регулирование рынков сырья Цель: объединение развивающихся стран (основных поставщиков на мировой рынок сырьевых товаров) в целях координации поступлений товара на мировой рынок, а также стабилизации рынка. Цель: объединение развивающихся стран (основных поставщиков на мировой рынок сырьевых товаров) в целях координации поступлений товара на мировой рынок, а также стабилизации рынка.

Методы регулирования рынка Квотирование производства Квотирование производства Согласованные действия по изменению условий импорта (отмена максимального ценового уровня и т.п.) Согласованные действия по изменению условий импорта (отмена максимального ценового уровня и т.п.) Стимулирование спроса на товар Стимулирование спроса на товар Проведение исследований и проведение совместной политики Проведение исследований и проведение совместной политики

Отраслевые организации и ассоциации Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Организация арабских стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Организация арабских стран – экспортеров нефти (ОПЕК) Организация стран - экспортеров меди (СИПЕК), Организация стран - экспортеров меди (СИПЕК), Ассоциация стран - производителей олова, Ассоциация стран - производителей олова, Международная организация по кофе, Международная организация по кофе, Международная организация по какао, Международная организация по какао, Международная организация по сахару, Международная организация по сахару, Международная организация по натуральному каучуку, Международная организация по натуральному каучуку, Союз стран - экспортеров бананов, Союз стран - экспортеров бананов, Ассоциации стран - производителей бокситов, железной руды, вольфрама, серебра, фосфатов, лесоматериалов, джута, каучука, арахиса, мяса, перца, и др. Ассоциации стран - производителей бокситов, железной руды, вольфрама, серебра, фосфатов, лесоматериалов, джута, каучука, арахиса, мяса, перца, и др.

Международные советы Международный совет по оливковому маслу Международный совет по оливковому маслу Международный совет по олову Международный совет по олову Международный совет по зерну Международный совет по зерну

Международные консультативные и исследовательские организации Международный консультативный комитет по хлопку Комитет ЮНКТАД по вольфраму (Международная группа экспертов по вольфраму) Комитет ЮНКТАД по вольфраму (Международная группа экспертов по вольфраму) Международная исследовательская группа по каучуку Международная исследовательская группа по каучуку Международная исследовательская группа по свинцу и цинку Международная исследовательская группа по свинцу и цинку Международная исследовательская группа по меди Международная исследовательская группа по меди Международная исследовательская группа по никелю Международная исследовательская группа по никелю

Конъюнктура Происходит от латинского conjungo – связываю, соединяю Происходит от латинского conjungo – связываю, соединяю в широком смысле означает совокупность факторов и условий, определяющих развитие мирового хозяйства, экономическое положение какой-либо страны, развитие какой-либо отрасли, рынка. в широком смысле означает совокупность факторов и условий, определяющих развитие мирового хозяйства, экономическое положение какой-либо страны, развитие какой-либо отрасли, рынка. в более узком смысле - стечение обстоятельств или событий, обстановка вещей, способное влиять на исход какого-либо дела. в более узком смысле - стечение обстоятельств или событий, обстановка вещей, способное влиять на исход какого-либо дела.

Взаимозависимость товарных рынков

Изучение рыночной ситуации предполагает знание: товароведческой характеристики, товароведческой характеристики, области применения товара, области применения товара, технологии производства. технологии производства.

Взаимозависимость товарных рынков Взаимозависимость товарных рынков Взаимозависимость товарных рынков Резкое повышение цен на нефть в к. 1973г. Резкое повышение цен на нефть в к. 1973г. Остановка конвейеров для крупногабаритных товаров в США. Остановка конвейеров для крупногабаритных товаров в США. Увольнение более 200 тыс. автостроителей. Увольнение более 200 тыс. автостроителей. Сокращение производства на 42% за ноябрь-декабрь 1973 г. на заводах «Дженерал моторз». Сокращение производства на 42% за ноябрь-декабрь 1973 г. на заводах «Дженерал моторз». Сокращение спроса на сталь, свинец, резину, цинк, никель и т.п. Сокращение спроса на сталь, свинец, резину, цинк, никель и т.п. Падение производства в этих отраслях. Падение производства в этих отраслях.

Изменение конъюнктуры производства в различные фазы цикла В фазе кризиса или даже в ее преддверии всегда наблюдается сокращение или полный отказ от покупок товаров длительного пользования, а в фазе подъема - расширение таких закупок. Производство продовольствия остается стабильным. Фазы цикла: 1. Кризис 2. Депрессия 3. Оживление 4. Подъем

Кривые спроса и предложения на рынке ресурсов На первом графике рассмотрена ситуация сокращения предложения ресурсов (S 1 - S 2 ), что приводит к увеличению цены (P 1 - P 2 ). На первом графике рассмотрена ситуация сокращения предложения ресурсов (S 1 - S 2 ), что приводит к увеличению цены (P 1 - P 2 ). На втором графике рассмотрена ситуация увеличения спроса (D 1 - D 2 ), что приводит также к увеличению цены (P 1 - P 2 ). На втором графике рассмотрена ситуация увеличения спроса (D 1 - D 2 ), что приводит также к увеличению цены (P 1 - P 2 ). На третьем графике рассмотрен случай одновременного увеличения спроса и предложения (S 1 -S 2, D 1 -D 2 ), что, как правило, характеризуется ценовой стабильностью (P 1 =P 2 ). На третьем графике рассмотрен случай одновременного увеличения спроса и предложения (S 1 -S 2, D 1 -D 2 ), что, как правило, характеризуется ценовой стабильностью (P 1 =P 2 ).

4. Прогнозирование конъюнктуры рынка Прогноз – научно обоснованное вероятностное суждение о динамике показателей развития рынка (цена и объем потребления) Прогноз – научно обоснованное вероятностное суждение о динамике показателей развития рынка (цена и объем потребления) Цель – выявить наиболее вероятные пути развития объекта: Цель – выявить наиболее вероятные пути развития объекта: Гипотеза, условия Гипотеза, условия Многовариантность Многовариантность Оценка степени вероятности Оценка степени вероятности Базовый и прогнозируемый период (3:1) Базовый и прогнозируемый период (3:1)

Прогноз среднегодовых цен на нефть марки Urals

Долгосрочный прогноз динамики мировых цен на нефть до 2030 г.

Прогноз динамики добычи неконвенциональной нефти в США до 2030 г.

Методы прогнозирования Экспертных оценок Экспертных оценок Экстраполяции Экстраполяции Экономико-математического моделирования Экономико-математического моделирования

Метод индивидуальных и коллективных экспертных оценок Основополагающий Основополагающий Наиболее часто применяемый Наиболее часто применяемый Простой Простой Нетрудоемкий Нетрудоемкий

Виды экспертных оценок 1. Метод комиссий (конъюнктурные совещания) 2. Метод «Дельфи» 3. Метод «мозгового штурма»

Методы экстраполяции Распространение закономерностей базового периода на прогнозируемое будущее Распространение закономерностей базового периода на прогнозируемое будущее Формы: Формы: графическая, статистическая, концептуальная, или логическая, ситуационная Условия применения: Условия применения: устойчивость экзогенных факторов, устойчивость экзогенных факторов, предвидение структурных изменений, предвидение структурных изменений, учет новых факторов, учет новых факторов, интуиция интуиция

Экстраполяция временных рядов. Теория сокращающихся издержек. Динамика мировых цен на нефть.

Экономико-математическое моделирование. 2 группы моделей модели, основанные на идее имитации, описания объекта действительности; модели, основанные на идее имитации, описания объекта действительности; модели, в которых, напротив, проявляется принцип реального воплощения умозрительной концепции, где первичным понятием выступает уже сама модель. модели, в которых, напротив, проявляется принцип реального воплощения умозрительной концепции, где первичным понятием выступает уже сама модель.

Базовое свойство модели способность замещать (имитировать, воспроизводить) реальный объект с точки зрения его свойств и отношений, существенных для исследования. способность замещать (имитировать, воспроизводить) реальный объект с точки зрения его свойств и отношений, существенных для исследования.

Принципы построения модели принцип объективного соответствия модели оригиналу принцип объективного соответствия модели оригиналу (построение модели определяется объективной структурой самого моделируемого объекта); принцип экстраполябильности модельной информации принцип экстраполябильности модельной информации (после построения модели и ее исследования полученная информация может быть адекватно перенесена на сам оригинал); принцип верифицируемости модели принцип верифицируемости модели (сопоставимость полученной на модели информации с реальными свойствами реально существующей системы)