Обновление образовательных стандартов современной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная.
Advertisements

Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Портрет будущего выпускника – гражданина России Патриот, носитель ценностей гражданского общества. Осознающий свою сопричастность к судьбам Родины Уважающий.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
«Федеральный государственный образовательный стандарт» МКОУ «Нижнеиртышская СОШ»
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области» ФГОС нового поколения - социальный опыт и интеграция.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС)
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Тема: « Основные направления модернизации российского образования »
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Кокарева З.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
ФГОС НОО как совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями
Обновление системы дошкольного образования. Задача: воспитание «нового человека», конкурентоспособной личности. Черты конкурентоспособной личности: Исследователи.
Транксрипт:

Обновление образовательных стандартов современной школы

«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов». (из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке)

«Российское образование – 2020» Идея создания модели «Российское образование – 2020» впервые прозвучала 13 сентября 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде. Идея создания модели «Российское образование – 2020» впервые прозвучала 13 сентября 2007 года на Совете по реализации приоритетных национальных проектов в Белгороде. В 2010 году будет разработан новый интегрированный Закон (кодекс) РФ «Об образовании».

«Российское образование – 2020» «Мы должны сделать все, чтобы после работы в пилотном варианте программа модернизации образования развивалась по всей стране» (Д.А. Медведев, Президент РФ).

"Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" в 2009 – 2012 гг. Внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей: повышение доступности качественного образования; соответствие требованиям инновационного развития экономики; современные потребности общества и каждого гражданина.

"Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" в 2009 – 2012 гг. Выделение специфических методов и подходов к обучению на разных ступенях образования. Ориентация школьного образования на практические навыки и способности применять знания, реализовывать собственные проекты. Овладение обучающимися умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений. Возрастания роли и значимости учебных курсов с элементами освоения технологий. Вовлечение школьников в проектную и практическую деятельность

"Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" в г.г. Изменение подхода к преподаванию естественнонаучных дисциплин с акцентом на проведение исследований, выдвижение и проверку гипотез, решение аналитических и проектных задач Обновление в 2015 году всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода Завершение к 2011 году организационного перехода на принципы профильного обучения. При этом будет обеспечиваться возможность построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий

«Российское образование – 2020» Выбрана иная целевая аудитория, в отношении которой ведётся проектирование. Раньше – работники образования, теперь - проектирование ведётся, исходя из интересов потребителя образовательных услуг – человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал. Выбрана иная целевая аудитория, в отношении которой ведётся проектирование. Раньше – работники образования, теперь - проектирование ведётся, исходя из интересов потребителя образовательных услуг – человека с его образовательными потребностями, в течение всей жизни повышающего свой образовательный потенциал. Завершение реализации Концепции модернизации, рассчитанной до 2010 г., и переход к созданию и освоению новой модели образования в контексте создаваемой модели Россия Завершение реализации Концепции модернизации, рассчитанной до 2010 г., и переход к созданию и освоению новой модели образования в контексте создаваемой модели Россия Подготовка к принятию Государственной программы развития образования РФ на , принимающей эстафету ФЦПРО гг. и ПНПО. Имя программы: «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в гг.» Подготовка к принятию Государственной программы развития образования РФ на , принимающей эстафету ФЦПРО гг. и ПНПО. Имя программы: «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в гг.»

"Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы" в г.г. Школы – лидеры становятся базовыми школами со своей сетью филиалов. Укрупнение базовых школ, прежде всего старшей ступени Расширение сферы дополнительного образования Важнейшую роль в оценке достижений школьников наряду со стандартизированными экзаменами будут играть новые методы оценивания, отражающие индивидуальные творческие достижения ребёнка

Согласно международному исследованию PISA (Programm for International Student Assessment) Россия занимает 24-е место в мире (из 30) по уровню математических, естественнонаучных и лингвистических знаний школьников Согласно международному исследованию PISA (Programm for International Student Assessment) Россия занимает 24-е место в мире (из 30) по уровню математических, естественнонаучных и лингвистических знаний школьников

Результаты по всем направлениям исследования PISA Математика ЧтениеЕстествознание Решение проблем

Р езультаты России в исследовании PISA Математика Ниже среднего по странам OECD 26 стран имеют более высокие результаты 4 страны - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Чтение Ниже среднего по странам OECD 31 страна имеет более высокие результаты 2 страны - сравнимые результаты 6 стран – более низкие результаты Естествознание Ниже среднего по странам OECD 16 стран имеют более высокие результаты 14 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты Решение проблем Ниже среднего по странам OECD 21 страна имеет более высокие результаты 9 стран - сравнимые результаты 9 стран – более низкие результаты

«Умение грамотно читать» выпускник основной школы должен 1) понимать тексты, 2) размышлять над их содержанием, 3) оценивать их смысл и значение, 4) излагать свои мысли о прочитанном. Умение «грамотно читать" в различных ситуациях текстов разных жанров: - отрывки из художественных произведений, - биографии, - тексты развлекательного характера, - личные письма, - документы, - статьи из газет и журналов, - инструкции, - рекламные объявления, - географические карты и др. Использование различных форм представления информации: - диаграммы, - рисунки, - карты, - таблицы, - графики.

Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в области функциональной грамотности в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт, дополнительные сведения, полученные из других источников; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме; в умении работать с информацией, читать и анализировать тексты, анализировать и интерпретировать данные, представленные в иной нетекстовой форме; проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Что делать? Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой выученность наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)». Предпосылки для этого есть – мир активно меняется, российское общество открывается. Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой выученность наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)». Предпосылки для этого есть – мир активно меняется, российское общество открывается. (Т. Пломб, А. Брюммельхуис. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей: для Нидерландов. World Bank, 1998)

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Превращение ученика в учащегося характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от цели традиционной школы… В.В.Репкин Основные проблемы школы: - Несоответствие результатов школьного образования потребностям современного рынка труда; - Несогласованность процессов модернизации общего и высшего (профессионального) образования; - Несовершенство финансово-экономических схем и организационно-правовых форм существующей школы; - Несоответствие существующей старшей школы особенностям юношеского возраста; - Кризис школы как базовой институциональной формы образования..

Требования групп Государство – формирует свои требования в значениях государственных интересов; Государство – формирует свои требования в значениях государственных интересов; Родители (семьи) – ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект; Родители (семьи) – ориентируются на перспективные рынки труда, на образование своих детей как семейный инвестиционный проект; Учащиеся – реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией; Учащиеся – реализуют личные и общественные потребности и установки, связанные с успешной социализацией; Работодатели – и их профессиональные сообщества обращают свой вызов к школе: через требования к персоналу начинают формировать требования к выпускнику школы. Работодатели – и их профессиональные сообщества обращают свой вызов к школе: через требования к персоналу начинают формировать требования к выпускнику школы.

Основные требования общества к образовательной системе: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Формирование социального заказа

Стандарт как общественный договор: ориентиры развития СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …

Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и общества Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и общества Приведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации» Приведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации» Ориентиры системы образования в стандарте

Формирование ценностей безопасности (личностной, социальной, государственной). Формирование ценностей безопасности (личностной, социальной, государственной). Формирование ценностей многокультурного общества. Формирование ценностей многокультурного общества. Формирование системы ценностей социальной ответственности, охватывающей все сферы общества. Формирование системы ценностей социальной ответственности, охватывающей все сферы общества. Воспитание установок толерантности как ценностного приоритета многокультурного общества. Воспитание установок толерантности как ценностного приоритета многокультурного общества.

23 Из Послания Президента РФ Федеральному собранию (5 ноября 2008 г.) Школьное образование представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.

Модернизация российского образования: политические приоритеты Ключевые области политики Вопросы, требующие решения Стратегические цели Общее образование Стандарты, основанные на развитии компетентностей Перенос акцента в среднем образовании с «освоения учебных материалов» на «развитие основных навыков и компетентностей» Качественное изменение результатов общего образования (развитие компетентности) Профессиональная компетентность учителя Способность учителей ставить на главное место в своей работе образовательные результаты. Создание системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на обучение всех учащихся с любыми способностями.

25 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения

Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Изменение подходов к преподаванию Цель – формирование у ученика ключевых (базовых) компетенций: Цель – формирование у ученика ключевых (базовых) компетенций: информационной (отбор, анализ, синтез, обобщение и др.) информационной (отбор, анализ, синтез, обобщение и др.) коммуникационной (способы обмена информацией) коммуникационной (способы обмена информацией) коммуникативной (преобразование и представление информации) коммуникативной (преобразование и представление информации) Уровень образованности определяется не объёмом знаний, а способностью решения проблем. Чему научится ученик во время обучения?

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» (из ОП) Цель образования – функционально грамотная личность Функционально грамотная личность 7 Человек, умеющий жить среди людей Человек самостоятельный Человек познающий

Как красивую цель сделать реально достижимой? Функционально грамотная личность Общеучебные умения (компетенции) Цели изучения предметов – предметные линии развития личности Учебные задания, развивающие предметные умения организационные интеллектуальные оценочные коммуникативные Задания, которые мы учим выполнять, приближают конечную цель - выращивают функционально грамотную личность!

График модернизации «Школа – 2020» 2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны 2009 – 2010 годы – внедрение основных механизмов комплексной модернизации во всех регионах страны 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования 2009 – 2012 годы – модернизация сети образовательных учреждений, введение федеральных государственных стандартов, содержащих основные требования на результаты и условия образования 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников; 2009 – 2015 годы – обеспечение выхода системой образования на уровень современного качества образования, обновление кадров, через проведение обязательной аттестации работников; 2009 – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и выход на лидирующие позиции к концу второго десятилетия – 2020 годы – вхождение в открытую международную систему сравнительных оценок результатов образования и выход на лидирующие позиции к концу второго десятилетия.

ТРАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, сохранившие приоритетную установку на передачу знаний и репродуктивные формы их отработки Традиционные КОМПЛЕКТЫ и отдельные предметные линии или УЧЕБНИКИ РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ, имеющие приоритетную установку на развитие личности и активные продуктивные формы работы Переход И УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ, использующие элементы развивающего обучения

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ

Что сегодня определяет стратегию в школе? 1.Федеральный закон 309 – ФЗ 2. Закон об образовании 3. Введение нового ФГОС 4. Результаты наших школьников в международных исследованиях

Изменения в нормативной базе Федеральный закон от 1 декабря 2007года 309-ФЗ «О внесение изменений в основные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон от 1 декабря 2007года 309-ФЗ «О внесение изменений в основные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» Федеральный закон «Об образовании» Федеральный закон «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу года)

Принципиальные изменения в ФЗ «Об образовании» При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право: - на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания; - учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утверждённой ОУ; - методов оценки знаний, обучающихся, воспитанников.

Принципиальные изменения в ФЗ «Об образовании» ст ФГОС определяется «как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ ОУ» (три «Т»): *требования к к соотношению (объёмам) составляющих основной образовательной программы, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса; *требования к условиям реализации основных образовательных программ; *требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Сроки вступления в силу нового стандарта Юридически право на введение нового стандарта возникло с года (с момента опубликования ФЗ «Об образовании» Юридически право на введение нового стандарта возникло с года (с момента опубликования ФЗ «Об образовании» Фактически стандарт вступит в силу с момента утверждения его уполномоченным органом, определённым Правительством РФ Фактически стандарт вступит в силу с момента утверждения его уполномоченным органом, определённым Правительством РФ

Технологии обучения – средство формирования ключевых компетенций Проблемное обучение Проблемное обучение Проектно-исследовательские технологии Проектно-исследовательские технологии Технологии обучения в группе для формирования коммуникативных умений Технологии обучения в группе для формирования коммуникативных умений Информационно- коммуникационные технологии Информационно- коммуникационные технологии Модульная технология обучения Модульная технология обучения Современные технологии открытого образования Современные технологии открытого образования

Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базисный образовательный план Программы воспитания и социализации Концепция образователь ных областей Планируемые результаты обучения Универсаль ные учебные действия Примерные программы Фундаме нтальное ядро содержа ния Програм ма воспита ния Внеучебные Внешкольные УМК Т

Стандарты школы ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ : образовательное пространство старшеклассника познаниемышление действие обучение образование подготовка рефлексия

Стандарт: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей) Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей)

мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании учебный план, ядро содержания, программа воспитания система оценки гигиенические и ресурсные требования, их оценка легитимизация и контроль исполнения стандарта учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ … Учебники, учебное оборудование, педобразование, … педагоги- ческие технологи и учебные модули, порталы … Стандарт и его сопровождение

Характеристика общих учебных умений и навыков Характеристика общих учебных умений и навыков Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Познавательная (интеллектуальная) деятельность Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения. Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения. Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов. Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов. Работа с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Работа с учебными, художественными и научно- популярными текстами. Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Элементарное обоснование высказанного суждения. Элементарное обоснование высказанного суждения. Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций. Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций.

Для достижения новой цели - учить выполнять продуктивные задания: Осмыслить задание (что надо сделать?) Осмыслить задание (что надо сделать?) Найти нужную информацию (текст, рис…) Найти нужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Как учить? Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3.Объяснение темы учителем. 4.Закрепление знаний учениками. Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3.Поиск решения проблемы учениками. 4.Применение знаний учениками.

Ученик с универсальными учебными навыками

ТРАДИЦИИ: 1. Учитель «ставит отметки», ученики «получают отметки»; 2. Учитель указывает на ошибки и на необходимость их исправления Оценочная деятельность ГОССТАНДАРТ 1. Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); 2. Определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление

СТАНДАРТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ведущая деятельность - управление собственным образованием, выраженное в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы – как "учебно- тренировочной" в рамках старшей школы и как выпускной работы по окончании школы. Образовательная программа школы должна быть направлена на реализацию индивидуальных образовательных программ учащихся, как в части федерального компонента, так и в части регионального, муниципального и школьного компонентов. Основные составляющие Образовательной программы школы - взаимоувязанные друг с другом учебный план, план социальных практик и планкарта возможных ситуаций образовательной рефлексии.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В идеале каждому ребенку должна соответствовать педагогическая система. А.И.Адамский Индивидуальная образовательная программа – это нормативный документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Структура ИОП: 1. Анализ индивидуальной образовательной истории; 2. Цели и задачи образования на предстоящий период; 3. Смыслы и контексты ИОП; 4. Индивидуальный образовательный план: - индивидуальный учебный план; - план социальных проб; - план рефлексивных ситуаций. 5. Ресурсное обеспечение ИОП; 6. Оценка эффективности реализации ИОП.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА Инвариантная часть учебного плана: а) обязательные для всех школ РФ предметы: русский язык, история России, физкультура; б) обязательные к освоению образовательные области (= сферы практической деятельности, в которых, скорее всего, придётся действовать выпускникам старшей школы): политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки), искусство, технологии; в) перечень рекомендуемых способов деятельности, с помощью которых могут осваиваться эти образовательные области: универсальные способы деятельности современного человека – творчество, исследование, проектирование, моделирование и др. NB! Инвариантная часть составляет не более 50% учебного плана старшей школы.

Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. как мобильность, динамизм, конструктивность. Лебедев О.Е.

Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования. Задача учителя смоделировать возможности литературы для формирования ключевых компетентностей. Задача учителя смоделировать возможности литературы для формирования ключевых компетентностей.

Реализация методической идеи Осуществляется через: - постановку проблемных вопросов перед изучением произведения; - разбивкой изучаемого материала на смысловые блоки и постановкой к каждому блоку познавательного вопроса с целью мотивации, активизации познавательной активности.

Источники информации по литературе Тексты изучаемых произведений, Тексты изучаемых произведений, критическая и справочная литература, критическая и справочная литература, биографические материалы, биографические материалы, слайды, рисунки, иллюстрации, произведения других видов искусств, слайды, рисунки, иллюстрации, произведения других видов искусств, интернет – современный источник информации. интернет – современный источник информации.

Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель- ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

ВИДЫ УУД 1. Личностные 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные 5. Коммуникативные

Система оценивания Необходимость перехода к более объективной, понятной, содержательной оценке: Необходимость перехода к более объективной, понятной, содержательной оценке: рейтинговая система оценивания; рейтинговая система оценивания; критериальный подход: критериальный подход: портфолио. портфолио.

Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи» Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика) Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности) Как же развивать оценочную деятельность?

Правило 2. «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку» Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК» «За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка» ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу 5 отметок.

Правило 4.«ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ» Порядок законного оформления права учителя на использование таблицы требований 1 шаг: Учитель принимает решение об использовании в своей работе таблиц требований и получает согласие администрации школы 1 шаг: Учитель принимает решение об использовании в своей работе таблиц требований и получает согласие администрации школы 2 шаг: На педагогическом совете школы документально (письменно) фиксируется решение об использовании технологии оценивания учебных успехов, одобренной РАО. При этом в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Основание – пункт 3. статьи 15. Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». 2 шаг: На педагогическом совете школы документально (письменно) фиксируется решение об использовании технологии оценивания учебных успехов, одобренной РАО. При этом в официальный журнал класса выставляются только итоговые отметки за четверть. Основание – пункт 3. статьи 15. Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся». 3 шаг: Данное решение педагогического совета школы необходимо представить в соответствующее Управление образования. 3 шаг: Данное решение педагогического совета школы необходимо представить в соответствующее Управление образования.

Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ» За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ» Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично». Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично». Максимальный уровень (!!! Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».

Вопрос: «А отметки-то как ставить?» Необходимый уровень «хорошо, но не отлично». Программный уровень «отлично». Максимальный уровень (не обязательный) «превосходно». УРОВНИ УСПЕШНОСТИПЯТИБАЛЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ ЧАСТИЧНО - 3 ПОЛНОСТЬЮ - 4 ЧАСТИЧНО – 4+ ПОЛНОСТЬЮ - 5 ЧАСТИЧНО – 5+ ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5

Оценка качества социальной готовности ученика Например : Медиа – подготовка – визуальная культура, работа с различными источниками масс-медиа. Правовая готовность: работа с контрактом (например ВУЗ), договор найма на работу, ТСЖ, ОСАГО, и т.д. Экономическая подготовка: потребительские кредиты и кредитование, ценные бумаги, системы скидок, и т.д. Коммуникационная подготовка: владение электронными средствами передачи информации, электронные деньги, электронная подпись, способность к монологу, диалогу и полилогу, социальные коммуникации (покупки, транспорт, помощь и т.д.). Задача – формирование опережающих социальных компетенций выпускников актуальных для России в 21 веке.

Портрет будущего выпускника гражданина России –Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины. –Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении. –Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни. –Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата. –Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности. Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности. Профессиональный стандарт – система требований к работнику, определяющая возможность занять определённую должность, быть допущенному к определённой деятельности. Профессиональный стандарт – система требований к работнику, определяющая возможность занять определённую должность, быть допущенному к определённой деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности.

Результаты обучения и научения К Где: З – знания У – умения С – способности Л – личностные качества К - компетентности С Л У З

Ключевые компетенции, выделяемые в различных исследованиях (В работе приняли участие более 100 университетов из 16 стран-подписантов Болонской декларации, в консультациях и опросах были задействованы 5183 выпускников вузов, 998 профессоров, 944 работодателя.) Выделены: Общие компетенции: Общие компетенции: Инструментальные, Инструментальные, Межличностные, Межличностные, Системные; Системные; Специальные компетенции, разделенные по уровням. Специальные компетенции, разделенные по уровням.

Компетенции в понимании ученика Компетенции обеспечения понимания учебной задачи и способа деятельности Компетенции целеполагания: предметного, личностного Компетенции в разработке программ деятельности Компетенции в принятии решений Компетенции оценивания Компетенции организации информационной основы деятельности Компетенции организации учебной деятельности Компетенции в предмете преподавания и в методах Компетенции, обеспечивающие мотивацию поведения и учебной деятельности Компетенции, обеспечивающие раскрытие личностного смысла учения Модель профессионального стандарта с позиций функциональной системы деятельности

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: компетентность в мотивации учебной деятельности ученика компетентность в мотивации учебной деятельности ученика компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока компетентность в целеполагании учебной деятельности компетентность в целеполагании учебной деятельности компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность) компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач компетентность в разработке программ деятельности и поведения компетентность в разработке программ деятельности и поведения компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче; компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов её решения (способов деятельности) компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов её решения (способов деятельности) компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Взаимодействие учителя и учеников Учитель не навязывает ученикам учебные цели Учитель не навязывает ученикам учебные цели Учитель не ставит учеников в ситуацию соревнования Учитель не ставит учеников в ситуацию соревнования Учитель избегает временных ограничений Учитель избегает временных ограничений Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности с элементами новизны и непредсказуемости (творческие) Задания соответствуют возрастным особенностям и имеют оптимальный уровень сложности с элементами новизны и непредсказуемости (творческие)

Повышение доли граждан, удовлетворённых полученным базовым образованием через год после его завершения (по результатам социологических исследований, в соответствии с методологией оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) с 40 до 60 процентов; повышение доли (не менее 70 процентов) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с современными требованиями к условиям организации образовательного процесса; повышение доли выпускников образовательных учреждений всех уровней образования, проходящих итоговую аттестацию во внешних независимых аттестационных центрах, с 20 до 50 процентов. Социально-экономические показатели эффективности концепции образования

повышение доли педагогических работников, получающих среднемесячную заработную плату выше среднемесячной заработной платы в экономике по региону, от общего числа педагогических работников с 10 до 27 процентов повышение охвата детей услугами дошкольного образования с 61 до 65 процентов повышение доли детей в возрасте 8-18 лет с ограниченными возможностями здоровья, получающих общее образование с 89 до 92 процентов; в том числе, в неспециализированных образовательных учреждениях («инклюзивно») - с 40 до 50 процентов

Социально-экономические показатели эффективности концепции образования повышение доли детей и молодёжи в возрасте лет, получающих дополнительные образовательные услуги для одарённых детей и талантливой молодёжи, с 12 до 22 процентов; повышение доли освоивших в течение года программы подготовки и/или переподготовки и повышения квалификации кадров за счёт финансирования предприятий и организаций от общего числа обучавшихся по таким программам от 45 до 56 процентов.

ВЫВОД Старшая школа – не окончание общего, а старт другого, нешкольного типа образования (И.И. Калина). Основной вектор организационно- управленческих инноваций должен быть направлен на перемещение школы из инфраструктуры обучения детей в инфраструктуру человеческого роста!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! 30