В. П. Чудинова, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки Чтение подростков в реальной и виртуальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В. П. Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, к. пед. н. Е. А. Колосова - зав. отделом социологии,
Advertisements

Презентация на тему :. Эпиграф: Книга, как птица, Может весь мир облететь. Книга царица: Может сердцам повелеть. Книга богиня: Чудо свершает порой. Книга.
Книжная полка, или что читают нынешние школьники? Авторы: Водолажская Кристина, Чеботарёва Екатерина, ученицы 9 А класса, МОУ СОШ 6 г. Амурска Руководитель:
Т ЮМЕНСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ : ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ Наталья Петровна Дворцова, д. филол. н., проф., заведующая.
Шестая всероссийская рабочая встреча « Социолог и психолог в библиотеке » марта 2010 года Отдел социологических исследований РГДБ : итоги десятилетия.
Информационное поведение и чтение современных российских подростков: взгляд социолога Колосова Елена Андреевна Зав.отделом Социологии, психологии и педагогики.
Роль школьной библиотеки в формировании устойчивого познавательного интереса школьников Заведующая библиотекой МОУ Гимназия 3 Паспортникова Наталья Валентиновна.
Как помочь детям в Интернете? Роль и возможности библиотекарей Чудинова В.П. Зам.директора Российской государственной детской библиотеки, зав.отделом социологических.
Роль письменных и тестовых заданий на уроках литературного чтения международные исследования «Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS – 2011»
«Чтение-окно в мир» Автор: Куликова Марина Сергеевна 6 «а» класс Руководитель: Распутина Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Школьная.
Выполнила: Ученица 7«А»класса ГБОУ СОШ 10 ОЦ ЛИК Курова Владислава Научно-исследовательская работа «Изменение читательского интереса подростков на примере.
Роль семейного чтения в воспитании и формировании личности.
Читающие подростки в Интернете: как им помочь? Продукция КИБЦ школы 2 Василеостровского района.
«Социальная активность в Интернете» Команда «Сервер» МКОУ «Кормиловская СОШ 1» 1 этап Исследование.
Создание и развитие информационного ресурса «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования»
«Уровень читательской культуры школьников» Социологическое исследование : «Уровень читательской культуры школьников» Работу выполнили: Ученицы 8А класса.
Изучение читательского интереса подростков. Руководитель: Кельдышева Татьяна Юриевна. Составитель: Золотарева Анна Альбертовна, ученица 10 класса МОУ Понинская.
Проект «Наш книжный уголок» Автор: Носагина Наталья Александровна Ученики четвёртого класса ГБОУ СОШ 2045 (кор. 1440) г. Москва.
Исследование «Социальная активность в Интернете» Команда «Добровольцы» МКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа 2»
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
Транксрипт:

В. П. Чудинова, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки Чтение подростков в реальной и виртуальной среде : размышления по результатам комплексного исследования

Негативные процессы в чтении подростков и юношества в России в последнее десятилетие VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » падает читательская грамотность подростков и юношества ухудшается « качество чтения » подрастающего поколения увеличивается количество не читающих на досуге подростков происходит фрагментация репертуара чтения и « дробление » читательских аудиторий увеличилось воздействие на чтение экранной культуры

Опрос молодежи лет, 2009 г. VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Доклад : « Молодежь в России -2010» Издан Федеральной службой государственной статистики и Детским фондом ООН ( ЮНИСЕФ ) Не читали : художественную литературу 31% опрошенных, журналы – 23% опрошенных Читали редко ( до 1 часа в неделю ) художественную литературу – 14%, журналы – 20%.

Исследование « Чтение и читательские практики московских подростков – 2011» VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Проводилось в апреле 2011 года совместно Российской государственной детской библиотекой и кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Были опрошены учащиеся классов (1141 чел.) семи московских школ, в том числе : учащиеся СОШ (1), школ с углубленным изучением иностранного языка (2), гимназий (2) центров образования (2). Участвовало 48 % мальчиков и 52% девочек.

Состояние чтения детей и подростков продолжает ухудшаться VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Время, уделяемое чтению литературы, за последние годы заметно уменьшилось Объем прочитанного также уменьшается По мере взросления интерес к чтению постепенно снижается ( во многом вследствие увеличения школьных нагрузок ). Идет сужение, ухудшение репертуара чтения подростков Их чтение становится все более случайным и поверхностным

VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Объем прочитанного на досуге в течение месяца Количество книг, %

Чтение – развлечение без усилий VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » От 5 к 8 классу меняется комплекс мотивов, побуждающих учащихся читать Основным стимулом чтения является учеба, а доминирующим мотивом – развлечение. Репертуар ( круг чтения ) большинства подростков ограничен « Легкое » чтение – без усилий – это чтение фэнтези и мистики, приключений, ужасов, а также « веселых » книг. При « случайном » выборе чаще выбираются популярные новинки и « модные » книги, которые читают сверстники.

Чтение мальчиков и девочек VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Чтение девочек и мальчиков значительно отличается. Эти различия увеличиваются Девочки читают больше и лучше, репертуар чтения мальчиков часто разнообразнее Мальчики - подростки больше читают техническую и познавательную литературу Девочки больше читают художественную литературу, в том числе классику, а также « модные » романы. И много глянцевых журналов !

Роль семьи и домашней библиотеки VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Семей с большими книжными собраниями не много Наличие « традиционной » домашней библиотеки все еще значительно влияет на чтение подростков Книги, собранные предыдущими поколениями, интерес к чтению у родителей зачастую определяют будущее подростка как читателя Размер домашней библиотеки позитивно коррелирует со чтением подростка в Интернете

VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Закат литературной традиции чтения « золотой полки » в семье VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » С х гг. постепенно утрачивается устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения Самые большие проблемы сегодня связаны с « качеством чтения » - общей культурой чтения школьников, т. е. их знанием мировой и отечественной классики, лучших произведений современной литературы, адресованных этой категории читателей

Что оказывает наибольшее влияние на выбор чтения подростков ? VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » В Москве репертуар взрослых и детей во многом « задается » ассортиментом книжных магазинов, часто ориентирующихся на западные бренды Кинофильмы, экранизации, телесериалы, мультфильмы ( в том числе аниме ) значительно влияют на выбор книг для чтения Новый фактор - Интернет - сайты модных писателей, сайты издательств, компьютерные игры

Популярные книги и серии VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Вампиры и другие « ужасы » мистика и магия страшный мир будущего – жизнь в метро после ядерной войны опасные зоны и мутанты в зоне отчуждения после ядерной катастрофы мир после генетической катастрофы менее мрачные варианты мира будущего

VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Обречены ли подростки на чтение « литературных суррогатов »? VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » « Золотые полки » предыдущих поколений подростками практически не читаются, имена многих авторов - классиков зарубежной и советской литературы им не известны Новая и лучшая отечественная и зарубежная литература им также практически не известна ( за исключением « модных » авторов ) В круге чтения подростков остро не хватает литературы, развивающей у них интеллект и художественный вкус

Источники получения книг Вопрос « Где ты чаще всего берешь книги ( не учебники )?» 76% - покупаем в книжном магазине, 49% - дома, в домашней библиотеке, 36% - у друзей, 19% - у родственников, знакомых, 16% - в школьной библиотеке, 13% - в городской библиотеке, 10% - скачиваю в Интернете. VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Источники получения информации о книгах и чтении Вопрос : « Где в Интернете ты получаешь информацию о книгах и чтении ?» Источники Пол Всего Мальчики Девочки На форумах29 28 На сайтах книжных издательств 23 В блогах На сайтах библиотек На сайтах для подростков, юношества

Интернет активизирует познавательную активность школьников В Интернете читает различную информацию 92% опрошенных. Из них 43% - много читает в Интернете, 49% - читает немного, и лишь 8% не читает в Интернете ничего ! VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Интернет дает возможность узнать о новых книгах Вопрос: «Видел(а) ли ты в Интернете информацию о книгах, советы, что почитать?» ОтветыМальчикДевочкаВсего да, видел(а), знаю, где есть такие источники нет, не видел(а), не знал, что она там есть мне она не нужна

Источники получения информации о новых книгах Вопрос « Откуда ты обычно узнаешь информацию о новых книгах ?» : 55% - от друзей и знакомых, 47% - в Интернете, 41% - в книжном магазине, 31% - от родственников и друзей. Школьники 5-8 классов перестают ориентироваться на вкусы и предпочтения старшего поколения ; Они предпочитают узнавать о книгах от друзей, реально или через Интернет. VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Места, где общаются подростки Места общения Мальчики ДевочкиВсего Социальные сети Форумы Сообщества13 Блоги91311 Skype13710 ICQ476 Mail264 Facebook222 Нигде867

Влияние интернета многозначно VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Если у подростка не сформировалась привычка к регулярному и вдумчивому чтению, Интернет может увлечь его в сторону « инфоразвлечений » В Сети образуются группы по интересам, в том числе – читательским. Многим юным читателям перемещение в Интернет позволяет найти « своих » собеседников. Но большинство подростков нуждаются в помощи умных и компетентных взрослых !

« Вызовы чтения » подростков, стоящие перед взрослыми VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » невысокий общий уровень читательской грамотности школьников сложность ориентации юного читателя в печатной и « электронной » литературе трудности нахождения текстов произведений, необходимых для развития личности трудности в оценке качества произведений юными и самими взрослыми читателями отсутствие грамотных « взрослых » помощников в виртуальной среде

Поддержка чтения и библиотеки VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » Опыт многих стран мира свидетельствует о необходимости поддержки чтения Фундаментом политики поддержки чтения являются библиотеки ! В США уровень чтения американцев к 2008 году наконец улучшился Центр книги Библиотеки конгресса и его филиалы по всей стране ежегодно организуют программы поддержки чтения детей и взрослых Библиотеки сегодня посещает 65% населения страны Все библиотеки страны имеют выход в Интернет

В Японии принята стратегия по поддержке чтения и библиотек VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » В Японии в 2001 г. был принят Закон о поддержке читательской активности детей С 2002 г. проводится национальная политика поддержки детского чтения и библиотек, работающих с детьми – детских ( публичных ), школьных и других, принят План. В 2005 г. принят Закон о культуре чтения и письма Открыта Международная Библиотека Детской Литературы (ILCL) как отделение Национальной Парламентской Библиотеки Японии (NDL). Осуществлено два Национальных плана по поддержке детского чтения и библиотек

VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Читай, Сингапур ! VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » В гг. – Национальная программа «Читай, Сингапур!» Г осударство проводит политику поддержки чтения детей и юношества. В новой государственной библиотечной политике в Сингапуре сделан акцент на интенсивное развитие и строительство новых библиотек по обслуживанию детей и юношества. В начале х гг. был принят план, согласно которому было построено более 40 новых библиотек для детей, подростков и юношества год : Программа поддержки чтения с мобильных телефонов

VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Австралия : 2012 год VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы » 2012 – Национальный год чтения, инициированный библиотеками. Причина проведения: 46% австралийцев читают на недостаточно высоком уровне, недостаточно функционально грамотны, и это наносит урон экономике и обществу. Чтение: для удовольствия, образования, обучения в течение всей жизни Библиотеки посещает 45% населения.

VI Всероссийская конференция « Национальная программа поддержки и развития чтения : проблемы и перспективы »

Спасибо за внимание ! Контактная информация : Чудинова Вера Петровна Тел