Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ульянова Т.Л. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5, г. Томск.
Advertisements

Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
Тема: «Человек за колючей проволокой» Авторы-составители: Учитель литературы: Некрылова Е.Р. Учитель истории: Сорокина Е.Н. МОУ гимназия 13 ТЗР Г.Волгоград.
Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность. Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность.
А.И.Солженцын «Один день Ивана Денисовича». «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). 1. «…и чем дальше, тем крепче.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Лев Николаевич Толстой История создания рассказа «После бала»
Презентацию подготовила Учитель СОШ 3 Г. Осинники Вессели Ирина Сергеевна.
Он жил не по лжи… Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Андрей Платонов повесть «Котлован». Историчность повести Творчество Андрея Платонова помогает современному читателю разобраться в событиях, происходивших.
«Прошёл день, ничем не омрачённыё, почти счастливый»
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
Проблема противостояния человека и социальной системы в современной прозе Материалы к уроку литературы в 11 классе.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Транксрипт:

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Присутствующие на пресс-конференции познакомятся с личностью и творчеством А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; рассмотрят «необычный жизненный материал», взятый в основу повести; осмыслят трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве.

Мемуары – Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Тоталитарный - Основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство. Рассказ - Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Повесть - Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе

Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию. В. Астафьев

Александр Исаевич Солженицын

Рассказы: «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела»; Романы: «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»; Повести: «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича».

«Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен… Он несёт отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного … культа личности». «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом лично автором… Это произведение художественное, и в силу именно художественного освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».

«Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

«Медленно, как хорошо закатанный в брезент труп, случайно подцепленный тросом судна, всплывал со дна социализма на свет литературы тщательно затопленный, никому доселе не видимый мир со своими законами морали и быта, со своим детально разработанным регламентом поведения… Мы оказывались в страшной, но наконец- таки своей, невыдуманной стране…»

1). Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чём беда его? В чём вина? 2). Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

Как начинается обычный день зека Ивана Денисовича? Какие правила лагерной жизни соблюдает Шухов, чтобы выжить в заключении? Прокомментируйте слова, сказанные ему первым бригадиром: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

- 1: в каких условиях работают заключённые? - 2: что вы можете сказать об одежде заключённых? - 3: чем кормят заключённых? - 4: что вы можете сказать об оказании медицинской помощи заключённым?

Задание 3. За что отбывают срок герои повести? Отвечая на вопрос, кратко представьте каждого из героев.

Докажите, что Шухов – человек труда. Как он относится к своему делу даже в лагере? Приведите примеры из текста.

Покажите, что Шухов по природе своей человек нравственный и сумел остаться таким и в лагере. Как к нему относятся другие зеки? Приведите примеры из текста.

Как в душе Шухова сочетается советский атеизм с народной традиционной верой? Проанализируйте его беседы с Алёшкой-баптистом.

Объясните, почему, по мнению автора, Иван Денисович со своим доморощенным крестьянским умом понимает в жизни больше всех остальных героев? Приведите примеры, подтверждающие ваши мысли.

Задание 4. А.И.Солженицын описал лагерный мир одним днём. И каким? Герой повести считает этот день удачным, почти счастливым. Постарайтесь объяснить, почему?

Критика всей системы законодательства «Эта полоса раньше такая счастливая: всем под гребёнку 10 лет давали. А с 49-го…- всем по 25, не взирая» Неверие в справедливость и возможность свободной жизни в стране Шухов заканчивает срок, но не верит в освобождение. Радикальное неприятие всей государственной системы Шухов ощущает чуждость ему советской власти. Духовная оппозиция писателя, религиозная основа его мироощущения Симпатии к Алёшке-баптисту и в самой орфографии: имя Бога пишет с прописной буквы. Идеализация доколхозной жизниШухов вспоминает, как в деревне жили раньше.

Чем, по мнению А.Солженицына держится человек в лагере? Что нового принесла повесть читателям? Почему повести об Иване Денисовиче Шухове суждена долгая жизнь? В чём секрет такого успеха? Почему автор определяет жанр своего произведения повесть?