Олимпиады по русскому языку и литературе 2012. 18 ноября - русский язык 9 декабря - литература Сроки проведения муниципального этапа:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из опыта работы Натальи Алексеевны Колесниченко, учителя русского языка и литературы МКОУ «Полтавская СОШ 2» Полтавского района Омской области Подготовка.
Advertisements

«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна.
Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы, их роль в тексте. Урок русского языка в 10 классе. Учитель Генералова Людмила Николаевна МОУ СОШ 36.
Описание местности Урок русского языка в 8 классе.
Урок в 6 классе на тему «Притяжательные местоимения» Вид урока: урок – экскурсия Вид урока: урок – экскурсия Цели урока: Цели урока: 1. Обучающая: повторить.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
ТЕМА: Сопоставительный анализ поэтических текстов (С4, ЕГЭ) Задачи: 1. повторить необходимые для анализа термины, выучить новые 2. освоить универсальные.
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2. Развивать.
Учитель МОУ СОШ 68 Насопрун В.В.. 1 часть – анализ художественного произведения (5 заданий). 1-4 задания предполагают развернутый ответ ограниченного.
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1.Н а основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2.Р.
Обучение анализу лирического произведения. мировоззрение художника романтическая элегия русские поэты – романтики проникновенный лиризм светлая печаль.
Особенности организации проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году Елена Сергеевна Ярина, председатель.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
ЕГЭ по литературе. Три части Анализ художественного текста произведения (фрагмент эпического или драматического произведения Анализ лирического произведения.
Тема урока : «Совершенствование навыков выполнения экзаменационных заданий С и В 8 (анализ текста, средства выразительности)» Задачи урока. 1)Развивать.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
«Поверить алгеброй гармонию» А.С.Пушкин Сочинение – вид творческой работы, где учащиеся проявляют свою личность, индивидуальность, развивают навыки письменной.
ТЕМА: 1.Развитие связной речи с привлечением музыкальных произведений. (Имя существительное как часть речи). 2. Пьеса «Сладкая греза» из детского альбома.
Как научиться читать текст художественного произведения Как научиться отвечать на вопросы Как научиться сопоставлять два произведения О чем нам говорят.
Транксрипт:

Олимпиады по русскому языку и литературе 2012

18 ноября - русский язык 9 декабря - литература Сроки проведения муниципального этапа:

Сроки проведения регионального этапа: (проект) 15 января – литература 28 января – русский язык

+

Олимпиада по русскому языку: структура, типология заданий.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать: -знание фонетической системы; владение орфоэпическими нормами русского литературного языка. Сколько общих согласных звуков в словах «счастье» и «щепетильный»? Ответ: 3. [щ] – «сч» произносится как [щ], [т], [й] – буква «я» обозначает два звука, первый из которых [й].

-знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии Перед вами отрывок из повести А.П. Чехова «Три года». – Твердо, веди, аз! – слышалось со всех сторон (буквами в амбаре обозначались цены и номера товаров). – Рцы, иже, твердо! Напишите буквы, названные в тексте. Что должен был крикнуть приказчик, чтобы назвать товар, обозначенный буквами М, Б, Д? Ответ: Т, В, А, Р, И, Т. Чтобы назвать товар, обозначенный буквами М, Б, Д, приказчик должен был крикнуть: «Мыслете, буки, добро!»

-элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития русского языка Какой согласный выпал в корневой морфеме (перед суффиксом -ну-) глаголов: тонуть, окунуть, уснуть? Приведите примеры слов, в которых корень представлен в полном виде. (Ср.: тронуть – трогать, вянуть – увядать и др.) Ответ: выпал согласный «п»: тонуть – топить, окунуть – купать, уснуть – спать.

- знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте; Какое устойчивое выражение современного русского языка соответствует данному предложению из «Остромирова Евангелия»: Да не чуеть шуица твоя, чьто творить десница твоя. В каких славянских топонимах сохранились древние имена прилагательные, от которых были производны существительные шуица и десница? Каково их значение и происхождение? Ответ: левая рука не знает, что делает правая. Топонимы Шуя и Десна – от левого и правого притоков более крупных рек.

-навыки морфемного и словообразовательного анализа; В русском языке в слове может быть три приставки. Какие примеры подтверждают это? Найдите среди данных такие слова и выделите в них 3 приставки. Приведите свой пример слова с тремя приставками. 1)переосмысление 2)понапридумывать 3)недооценить 4)полузасушливый 5)самообогревание Ответ: пере-о-с-мысление, по-на-при-думывать.

-знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова; Определите часть речи выделенных слов в данных контекстах, мотивируйте свой выбор. А)Парадная дверь была заперта, задний же ход, имевший одну только испортившуюся задвижку, был настежь. (А.П. Чехов) Б)После экзамена нам с отцом тотчас же сказали, что я принят и что мне дается отпуск до первого сентября. (И.А. Бунин) А)Противительный союз. (Соединяет предложения, выражая противопоставление, сопоставление.) Б) Частица. (Выделяет, подчеркивает слово, после которого ставится.)

- знание синтаксической системы русского языка Назовите синтаксические средства выразительности в данном тексте. Определите синтаксическую функцию выделенных слов. Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Риторические восклицания, именительный представления (темы), анафора. В первом случае «Москва» - обращение, во втором – назывное предложение.

Творческое задание. Напишите сочинение на тему «Что значит любить родной язык?» При желании Вы можете придать работе черты определенного жанра. (Рекомендуемый объем 1 – 2 страницы.)

Олимпиада по литературе: структура, типология заданий.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе I тур. Комплексный анализ эпического или драматического произведения. II тур. Сопоставительный анализ лирических произведений. III тур. Задания по теории, истории литературы и культуре.

Задания на знание текста По данному отрывку назовите автора и его произведение. 1) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высоко-высоко, золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, …тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». 2) «Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи». 3) «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.»

Задания на связь литературы с другими видами искусства Назовите авторов стихотворений, ставших популярными песнями и романсами. 1. «О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной…» 2. «Не искушай меня без нужды…» 3. «Не пой, красавица, при мне…» 4. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» 5. «За рекой, на горе, лес зеленый шумит…» 1. К.Н. Батюшков 2. Е.А. Баратынский. 3. А.С. Пушкин 4. М.Ю. Лермонтов 5. А. В. Кольцов

Задания на знание биографии писателя Ответьте на вопросы, связанные с жизнью и творчеством А.Н. Островского. 1. Литературную известность А.Н. Островскому принесла пьеса «Свои люди – сочтемся!». Как первоначально называлась эта комедия? 2. Назовите пьесу А.Н. Островского, к которой П.И. Чайковский написал музыку. 3. Кто из русских критиков дал оценку пьесе «Гроза» в статье «Мотивы русской драмы»? 4. По мотивам какого произведения А.Н. Островского снят фильм «Жестокий романс»? 5. Как называлось имение Островского, которое сейчас является государственным мемориальным и природным музеем-заповедником, носящим его имя? 1. «Банкрот» 2. «Снегурочка» 3. Д.И. Писарев 4. «Бесприданница» 5. Щелыково

Дайте толкование следующим терминам: Психологизм – способ изображения внутреннего мира персонажа; совокупность средств, используемых в художественном произведении для изображения мыслей, чувств, переживаний героя. Пафос – эмоциональное воодушевление, пронизывающее произведение или его части. Задания на знание теории литературы

Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению М.А.Волошина «Неопалимая купина» Неопалимая купина считалась в христианстве символом Богоматери, у Волошина этот образ перерастает в символ всей России. «Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, Молнией поражён: Карл – под Полтавой…»- король Швеции Карл ХII (1682 – 1718) в началеСеверной войны одержал ряд крупных побед, но вторжение его в Россию в 1708 году завершилось поражением в Полтавском сражении.

Дайте художественную интерпретацию стихотворению… 1. Глубина постижения текста. 2. Владение основами анализа поэтического текста. 3. Уровень владения теоретико-литературными знаниями. 4. Язык и стиль работы. Критерии оценки