ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ. Чтение - это процесс ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ГРАФИЧЕСКИ ЗАКАДИРОВАННОЙ ПО СИСТЕМЕ ЯЗЫКА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение чтению Выполнила: Студентка 4 курса АОД Чуткова (Казакова ) Анастасия.
Advertisements

Обучение приёмам и навыкам умственной деятельности в целях развития умений коммуникативного (зрелого) чтения.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Чтение является и целью и средством обучения иностранному языку. Овладение учащимися умением читать на иностранном языке является одной из практических.
Из опыта работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по английскому языку ЧТЕНИЕ.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
«Критерии оценок» Выполнила: Драган Ирина Анатольевна Учитель английского языка Конзаводской СОШ 2.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ МЕТОДЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Уметь ориентироваться в огромно мире книг… Методы самостоятельной работы с книгой Подготовлена зав. библиотекой Дмитриевой Н.А.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Ищенко А.М., учитель нем.яз., МОБУ СОШ 6. ФОРМИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ ФОМРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ ЧТЕНИЯ ЧТЕНИЕ, ОСМЫСЛЕНИЕ И АНАЛИЗ СПЛОШНОГО.
РОЛЬ ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Понятие о чтении Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Что изменилось? Подготовила: Лоунова О.М., учитель английского языка МБОУ «СОШ 12» г. Братска.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
Транксрипт:

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Чтение - это процесс ВОСПРИЯТИЯ И АКТИВНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ, ГРАФИЧЕСКИ ЗАКАДИРОВАННОЙ ПО СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

1. Психологические особенности чтения

Ступенчатый характер понимания (анализировался в работах психологов: Лурия А. Р. (1975), Клычниковой 3. И. (1973), Кармановой З.Я. (1994), Корниенко Е. Р. (1996), которые выделила четыре типа информации, извлекаемой из текста (категориально-познавательная, ситуационно- познавательная, эмоционально-оценочная, побудительно-волевая), и семь уровней понимания.

Уровни понимания 1 и 2 (уровень слов, уровень словосочетаний) свидетельствуют о приблизительном (по терминологии А.Р.Лурия «фрагментарном») понимании. Узнавая значение слов и словосочетаний в контексте, читающий получает представление о теме, которой посвящен текст.

3 - й уровень (понимание предложений). Трудности понимания предложений связаны с синтаксисом и морфологией

4 и 5-й уровни (понимание текста) связаны с видами чтения и типам информации. Если к категориально-познавательной и ситуационно-познавательной, то это чтение с общим/ глобальным пониманием,

6-й уровень понимание содержательной и эмоционально- волевой информации, 7 - й понимание всех четырех типов информации, включая побудительно- волевую.

Два последних уровня свидетельствуют о полной сформированности технических навыков (об умении читающего реагировать на всевозможные сигналы письменной коммуникации: заголовки, знаки пунктуации, особый шрифт, схемы, таблицы, выделение абзацев, грамматические при­знаки слов и др.),

В результате читающий оценивает текст в широком социальном и культурном контексте, а само чтение характеризуется зрелостью, которую можно в первом приближении оценить как пороговый продвинутый уровень сформированности коммуникативной компетенции (см.: Ев­ ропейский языковой портфель, 1997).

§ 2. Техника чтения и формирование технических навыков

умения и навыки, обеспечивающие данные процессы, принято делить на две группы: а) технические навыки чтения; б) умения и навыки смысловой переработки воспринимаемой информации.

Знание звукобуквенных соответствий и умение прогнозировать развертывание языкового материала относятся к основным механизмам техники чтения.

Извлечение информации из печатного текста начинается с движений глаз по строке. Зрелый читатель делает 34 остановки (см.: Ярбус А.Л., 1965). Регрессивные движения глаз и длина пауз находятся в прямой зависимости от сложности текста и от коммуникативной задачи, которая стоит перед читающим.

Навык чтения сформирован, если: отсутствуют неоправданные регрессивные движения глаз; отсутствует внутреннее проговаривание; узнаются слова по очертанию 34 букв; умением ориентироваться в любом контексте; фонетически правильного чтения вслух; умение воспринимать более крупные единицы информации; направленностью внимания на содержание;

Скорость чтения варьируется от слов/ мин.

Увеличение скорости чтения про себя - важное условие формирования и совершенствования технических навыков, так как быстрое чтение развивает целостность восприятия и содействует укрупнению единиц восприятия.

Для увеличения скорости чтения необходимы два условия: регу­лярность чтения и наличие легких, интересных текстов в период формирования технических навыков.

Причины недостатков следующие: а)отсутствие дифференцированного подхода к текстам разного характера и назначения; б)сведение разнообразных видов чтения к одному или двум («аналитическое» и «синтетическое»);

Читающий на начальном этапе должен: знать названия букв и соотносить буквы с передаваемыми ими звуками; правильно озвучивать незнакомое слово в изолированной позиции и в предложении; соотносить слово со значением; ориентироваться в структуре текста (находить заголовки, начало и конец абзаца, подписи под рисунками и т.д.);

опираться на правила орфографии; выразительно и правильно читать вслух; ориентироваться в структуре предложения; определять значение новых слов по словообразованию и контексту.

Для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения: чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов; нахождение в ряду, состоящем из 68 примеров, слова, отличающегося по написанию (неподходящего по теме, рифмующегося с одним из приведенных образцов и др.); составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме; заполнение пропусков недостающими буквами; нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук; объединение слов текста в тематические группы;

нахождение в тексте и письменная фиксация синонимов/антонимов; заполнение пропусков в предложении/тексте подходящими по смыслу словами; чтение текста в установленное время; нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя; нахождение конца каждого предложения из заданных образцов и др.

С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Для этой цели целесообразно использовать небольшие по объему тексты, с тем чтобы все упражнение, выполняемое в условии дефицита времени, занимало не более 56 минут. Большое значение имеет в данном случае регулярность проведения этого упражнения, а не количество читаемого за один раз.

Чтение вслух может быть хорошим фонетическим упражнением и способствовать развитию умений и навыков говорения. Для этой цели следует использовать один-два абзаца и тщательно отработать отрезок текста с учащимися, используя фонетическую разметку

§ 3. Классификация видов чтения

В зарубежной методике предлагается свыше 30 видов чтения. Например, просмотровое чтение делится на такие виды, как: общий обзор (skimming), предварительный обзор (preview), повтор­ ный обзор (review), окончательный обзор (overview), просмотр (scanning) (Taylor S., Berg P., Frankenpohl H., 1968).

Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой переработки материала, воспринимаемого зрительно» (см. Фоломкина С. К., 1987, с. 2232).

В основу классификации С. К. Фоломкина положила практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятие поиском нужной информации, детальное изучение, если нужно, языка и содержания. Каждый вид чтения связан с решением определенных коммуникативных задач.

Целью обучения в школах являются три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее.

Ознакомительное и поисковое чтение относятся к видам быстрого чтения. Различие между ними заключается в достижении степени полноты и точности понимания.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста ос­новной информации со степенью полноты понимания в пределах 7075 %.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации.

Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной информации: определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация.

Изучающее чтение предполагает достижение детального/полного (100 %) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, так как учащийся, имея установку на длительное запоминание, прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, глубже вникает в суть коммуникативной ситуации.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении. Языковая форма текста содержит много ориентиров и подсказок, используя которые учащийся может в дальнейшем самостоятельно преодолевать языковые трудности (см.: Фоломкина С. К., 1987, с. 95).

§ 4. Цели обучения чтению

Все три вида чтения развиваются одновременно уже на начальном этапе. По окончании начального этапа учащиеся должны: понимать основное содержание несложных в языковом отношении текстов, соответствующих возрасту и интересам учащихся (стихи, тексты песен, сказки, комиксы, рассказы, личное письмо в детский журнал), догадываясь при этом о значении незнакомых слов с опорой на изобразительную и зрительную наглядность, лингвистическую догадку;

понимать полностью содержание небольших текстов (описание животного, простой кулинарный рецепт, стихи, сказки, рассказы, комиксы), построенных преимущественно на знакомом учащимся языковом материале (уровень полного детального понимания); находить необходимую/интересующую информацию о тексте, прочитать ее вслух, подчеркнуть, выписать (поисковое чтение на элементарном уровне)

На среднем этапе школ данного типа (VVII классы) ознакомительное и изучающее чтение развивается на монологических/диалогических текстах познавательной и страноведческой тематики (публикации в подростковых журналах, рассказы и отрывки из произведений художественной литературы).

На старшем этапе (VIII IX классы) ознакомительное чтение развивается на текстах сообщений, обзоров, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы.

На каждом из этапов предусмотрено формирование стратегических умений чтения: уметь прогнозировать значение слов по начальным буквам; догадываться о значении слов на основе сходства со словами родного языка; прогнозировать содержание, опираясь на заголовки (изобразительную наглядность, сноски, предтекстовые вопросы и др.); игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание основного содержания; возвращаться к прочитанному с целью уточнения или лучшего запоминания; использовать двуязычные и одноязычные словари

§ 5. Тексты для обучения чтению

Под текстом понимается определенным образом организованная совокупность предложений с единой коммуникативной задачей. Основными признаками текста являются: смысловое и коммуникативное единство, структурная целостность (см.: Москальская О. И., 1981, с. 12).

Степень сложности текста и его объем зависят от коммуникативной задачи, от принадлежности к определенному стилю и жанру, от особенностей структуры и формы выражения мысли.

Из программных требований: - тексты для чтения относятся к четырем функциональным стилям: литературно- художественному, научно-популярному, научному и газетно-публицистическому.

Тексты художественной литературы создают большие возможности для накопления знаний о культуре страны изучаемого языка, включая знания по истории, географии, литературе и др.

Основной задачей научно-популярного стиля является пропаганда достижений науки и техники. Материал излагается в увлекательной и доступной форме. В таких текстах используется незначительное количество цифровых данных. Им несвойственны сложный синтаксис, подтекст, излишняя образность, экс­прессия.

Задача текстов научного стиля заключается в фиксации и хранении знаний из разных областей науки

Специфической чертой научного текста являются подчеркнутая логичность, многократное повторение с дополнительным аргументированием, сложный синтаксис и многообразие профессионально ориентированной тематики

Тексты газетно-публицистического стиля представляют большую сложность для учащихся, хотя в отличие от научных текстов они носят популяризаторский характер. Для них характерно: наличие политической лексики, фразеологизмов, аббревиатур, реалий, газетных штампов, клише, разнообразием тематики. интернационализмы

§ 6. Обучение разным видам чтения

Упражнения, предшествующие всем видам чтения: 1) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста; 2) предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.; 3) опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните) прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора (например, репортаж); 4)предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых ви­дов чтения).

Обучение ознакомительному чтению

1.Условия, определяющие успешность обучения: проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый); организация как одноразового чтения про себя; проверка понимания основной информации; исключение перевода на родной язык, так как «перевод проти­воречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С. К.).

2.Умения, лежащие в основе данного вида чтения: прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности; определять главную мысль; отделять основную информацию от второстепенной; использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания; устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и событий; выписывать из текста наиболее значимую информацию; классифицировать/группировать информацию по определенному признаку; оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению: прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов; расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста; выберите правильный ответ из 34 вариантов (multiple choice); найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке; составьте план текста; найдите основную мысль в начале, середине и конце текста; подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные; просмотрите текст и озаглавьте его;

перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить; составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного; передайте содержание текста в устной/письменной форме; составьте выводы на основе прочитанного; назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения; прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.); на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему; выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

1.Условия успешности обучения: медленный вид чтения про себя без ограничения времени; перечитывание с решением новых задач; перевод на родной язык всего текста или его фрагментов; чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных; самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

2.Умения, лежащие в основе данного вида чтения: Определять важность (значимость, достоверность) информации; полно и точно понимать содержание текста; предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий; составлять план, схемы, таблицы; ставить вопросы к основной и второстепенной информации; отделять объективную информацию от субъективной, т. е. факты от рассуждений; понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст; переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).

3. Упражнения для обучения изучающему чтению: распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности; назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение; найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов/аннотации; составьте аннотацию/реферат; поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста; прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test); переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Обучение поисковому чтению

1.Условия обучения данному виду чтения: основная цель поиска содержательная информация; проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый); принятие решения о целевом использовании информации; знание структурно-композиционных особенностей текстов; использование экстралингвистических опор текста; начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т. е. прочитанными с целью ознакомления или изучения; проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

2.Умения, лежащие в основе данного вида чтения: выделять информацию, относящуюся к определенной теме/ проблеме; находить нужные факты (данные, примеры, аргументы); подбирать и группировать информацию по определенным признакам; прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, терминов, географических названий и имен собственных; проводить беглый анализ предложений/абзацев; составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.; находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.

3. Упражнения для обучения поисковому чтению: определите тему/проблему текста (статьи); прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы; найдите в тексте основной довод в пользу заголовка; прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.); найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.; просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста; найдите абзацы, посвященные указанной теме;

§ 7. Контроль понимания при чтении

Ознакомительное чтение контролируется с помощью следующих упражнений: - прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям; ставить вопросы к основной информации и отвечать на них; выбирать заголовок, адекватный содержанию текста; делить текст на смысловые части и озаглавливать их; делать выписки основной информации.

Для проверки изучающего чтения используются следующие упражнения: составить развернутый план (резюме, выводы, комментарий); назвать утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть; поставить вопросы ко всему тексту; выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста. Поисковое чтение проверяется с помощью следующих упражнений: перечислить основные данные/факты; поставить вопросы к наиболее существенной информации; составить оценку/рецензию на весь текст/фрагмент; сравнить два текста на аналогичную тему (по сходству и различию); интерпретировать коммуникатив­ную задачу автора; составить аннотацию/реферат; сделать выборочный перевод.

Спасибо за внимание.