Проектирование современного урока: последовательная и параллельная структуры урока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Advertisements

«Внедрение технологии сотрудничества в практику преподавания английского языка в основной школе в рамках личностно-ориентированного обучения.» Выполнил.
Урок в современной школе Типология, структура, планирование.
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района Структура и типология современного урока.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Структура основных видов уроков. Урок изучения нового материала 1.Организационный этап ( 8-10 минут ) 2.Актуализация опорных знаний * проверка дом. задания.
Основные требования к современному уроку Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.
«Развитие профессионального роста учителя через использование новейших технологий и новых методик обучения» Педагогический совет.
Современные подходы к анализу урока русского языка Педсовет
Транксрипт:

Проектирование современного урока: последовательная и параллельная структуры урока

Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Между качеством конкретного урока и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь. В.А. Сухомлинский.

Понятийный аппарат O Структура урока – совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей ( элементов ) урока, обладающих свойствами целостности и гибкости O Элемент урока – часть урока, обладающая свойствами единственности и целостности O « Единственность » – невозможность дальнейшего расчленения элемента на логически целостные и завершенные части

Последовательность действий Определение ведущей цели урока Определение типа урока Определение структуры урока

Типы уроков O Комбинированный O Урок усвоения новых знаний O Урок закрепления изученного O Урок повторения O Урок контроля, проверки ЗУНов O Урок систематизации и обобщения изученного O Урок применения знаний на практике

Формы обучения O Беседа O Лекция O Семинар O Практикум O Практическая работа O Конференция O Экскурсия O Игра O и другие … ПРОБЛЕМА: в традиционной методике преобладают пассивные формы обучения с незначительной по объему долей самостоятельной работы ученика

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 2. Проверка домашнего задания; 3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4. Постановка цели занятия перед учащимися, самими учащимися; 5. Организация восприятия и осмысления новой информации; 6. Первичная проверка понимания; 7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 11. Домашнее задание к следующему уроку; 12. Подведение итогов урока.

Структура урока изучения нового материала: -первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; - указание на то, что учащиеся должны запомнить; - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; - сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; - контроль результатов первичного запоминания; - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; - частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: - сообщение учащимся цели предстоящей работы; - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; - проверка выполнения работ; - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков: - постановка цели урока; - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; - проведение проверочных упражнений; - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; - упражнения на их освоение; - упражнения на их закрепление; - тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; - упражнения на перенос в сходную ситуацию; - упражнения творческого характера; - итог урока; - задание на дом.

Структура урока повторения: - организация начала урока; - постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; - проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; - подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; - задание на дом.

Структура урока проверки знаний: - организация начала урока (необходимо создать спокойную, деловую обстановку. дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; - постановка задачи урока (учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать, просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе, напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. - подведение итогов урока (учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структурные элементы урока Организация деятельности Актуализация опорных знаний и личного опыта 1. Контроль ортопедического режима. 2. Сообщение темы урока. 3. Мотивация предстоящей деятельности. 4. Целеполагание урока. 5. Планирование предстоящей деятельности. Помни, что пп. 2, 4, 5 можно доверить и ученикам 1. Определение имеющихся у обучающихся знаний, представлений и личного опыта по теме урока. 2. Активизация элементов ранее изученного содержания для облегчения изучения нового материала.

Структурные элементы урока Изучение нового материалаЗакрепление O Представление в разных формах той информации, которая необходима для усвоения обучающимися ПРОБЛЕМЫ: 1. Преобладание объяснительно- иллюстративного метода. 2. Отсутствие наглядности. 3. Отсутствие факторов, активизирующих восприятие материала. O Выполнение конкретных действий по присвоению информации: упражнения, решение задач, обсуждение и т.д. ПРОБЛЕМЫ: 1. Преобладание фронтальных форм работы. 2. Необоснованная дифференциация заданий.

Структурные элементы урока Контроль Коррекция O Сопоставление хода деятельности с какими- либо внешними критериями, эталонами, нормами и образцами. O Дифференцированный и срезовый контроль ПРОБЛЕМА: преобладание фронтальных форм контроля. O Рассматривается в разных источниках с разных точек зрения: 1. Анализ допущенных ошибок и их исправление. 2. Анализ, развитие и распространение успешных решений. ПРОБЛЕМА: Отсутствие ситуации успеха для неуспешных учеников.

Структурные элементы урока Итог Оценка O Традиционно: «Что делали?» «Чему учились?» O Предпочтительно: - Какова была тема урока? - Какая цель стояла перед тобой на уроке? - На какие знания, полученные ранее по предмету ты опирался? - На какие знания, полученные ранее по другим предметам, ты опирался на уроке? - Какие новые законы, правила, идеи и т.д. ты усвоил на уроке? O Призвана стимулировать активность и развитие познавательного интереса обучающегося, а не снижать уровень его самооценки. ВАЖНО: O формирование и развитие навыков самооценки O не отождествлять оценку и отметку O принципы: объективность, открытость, обоснованность

Структуры урока Последовательная (простая, линейная) ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ: в любой момент времени все ученики работают в одном этапе урока (повторение, изучение нового материала, контроль и т.д.) Параллельная (сложная, нелинейная) ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: в одно и то же время ученики работают в разных этапах урока (одни – повторяют изученное ранее, другие – изучают новый материал, третьи - …)

Параллельная структура урока O Уроки сложны в управлении. O Требуют значительных затрат времени на подготовку. O Предъявляют высокие требования к мастерству учителя. НО ! O Позволяют работать в условиях глубокой дифференциации. O Обеспечивают не формальное, а действенное индивидуальное развитие обучающихся.

Требования к уроку 1. Самостоятельная разработка поурочных планов (конспектов) своих уроков. 2. Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них. 3. Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку. 4. Отсутствие однотипной структуры урока. 5. Учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося.

6. Продумывание воспитательной функции урока, т.е. воспитания в процессе обучения. 7. Строгий отбор учебного материала, его личностный смысл для учащегося. 8. Организация деятельности обучаемых на уроке.

Цели урока (намеченный учителем совместно с учеником путь к конкретному результату) 1.Образовательные: (научить, усвоить, овладеть…). 2.Развивающие: (развивать, овладеть, понимать взаимосвязь…). 3.Воспитательные: (воспитывать, формировать…). 4.Социализации личности: (приспособление к меняющимся требованиям общества и обособление – сохранение индивидуальности).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – компонент методической системы, отвечающий на вопрос как учить? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся.

Инновационные методы обучения (метод проектов, портфолио ученика, модульное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением мультимедийных средств и другие).

Анализ урока Основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого- педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования. В процессе анализа урока рассматриваются его компоненты с целью повышения эффективности и результативности учебного занятия.

Самоанализ урока Мысленное сравнение проведенного урока с теоретической моделью с целью оценить конечный результат своей деятельности. Умение проводить самоанализ урока – профессионально значимое качество учителя.

Спасибо за внимание!