От теории к практике формирования УУД (из опыта работы школы) Заместитель директора по УР начальных классов ГБОУ 568 Анна Григорьевна Семенова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования, раздел 1, п. 7.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка при обучении по УМК «Начальная школа 21 века»
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
МО учителей 2 классов. Регулятивные действия обеспечивают - организацию учащимся своей учебной деятельности.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Термин «универсальные учебные действия» означает: способность субъекта к саморазвитию и само- совершенствованию путем сознательного и активного присвоения.
Универсальные учебные действия младших школьников.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Транксрипт:

От теории к практике формирования УУД (из опыта работы школы) Заместитель директора по УР начальных классов ГБОУ 568 Анна Григорьевна Семенова

Профессиональный ученик

Роль начальной школы интеграция обобщение осмысление новых знаний умение связать новые знания с жизненным опытом

ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛЫ: «Проектирование универсальных учебных действий – основа успешного внедрения образовательных стандартов второго поколения» ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ: обновление и совершенствование образовательного процесса через проектирование универсальных учебных действий

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня и я научусь. Китайская мудрость

РЕФЕРАТЫ УЧИТЕЛЕЙ «Возможности формирования УУД на уроках физики» «Формирование познавательных УУД на уроках математики» «УУД. Коммуникативная деятельность на уроках иностранного языка»

РАЙОННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА ТЕМА РАБОТЫ: «Универсальные учебные действия»

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА определить содержание и направления деятельности педагогов школы 568 по формированию универсальных учебных действий в содержании предметных линий

ЗАДАЧИ СЕМИНАРА расширить знания в вопросах формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, мониторинга сформированности УУД; представить и проанализировать опыт по формированию УУД педагогов 568 школы; представить методы формирования УУД в урочной деятельности

ЧТО ТАКОЕ УУД? В широком смысле – это умение учиться В узком смысле- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможности широкой ориентации как в различных предметных областях, таки в строение самой учебной деятельности, включая осознание ее целевой направленности, ценностно- смысловых и операционных характеристик.

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечных результатов; составление плана и последовательности действий; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечных результатов; составление плана и последовательности действий;

общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознание и построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективного способа решения задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; знаково-символические действия: моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов; логические универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выявления признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство: выдвижение гипотез и их обоснование постановка и решение проблемы

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнеров; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации любой деятельности учащегося, независимо от ее специально-предметного содержания.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

МУЗЫКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД Система требований к результатам формирования УУД КлассЛичностные УУДРегулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативн ые УУД 1 класс1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре.

Система требований к результатам формирования РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД 1 КЛАСС 2 КЛАСС3 КЛАСС4 КЛАСС 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Как оценить уровень сформированности УУД ? соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям соответствие заранее заданным требованиям

КАРТА УРОКА Карта урока по предмету «Математика» Учитель первой квалификационной категории Латышева Елена Александровна Класс 1 «Б» Тема «Задачи на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов» Этап урока, учебные задания 1) Организационный момент Планируемые УУД Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - оценивать правильность выполнения задания; - осуществлять пошаговый контроль при составлении и записи решения задачи; - адекватно воспринимать оценку учителя; - вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе оценки; - осуществлять итоговый контроль(только п.6). Познавательные: - выделять познавательные цели; - овладевать основами решения задач нового типа; … 2 )Актуализация знаний - Устная работа по закреплению изученного материала. 3) Открытие новых знаний - Знакомство с задачами на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов. - Работа над составлением схем к этим задачам. - Работа над проблемой выбора действий при решении задачи на увеличение числа на несколько единиц с двумя множествами предметов. 4) Первичное закрепление нового материала - Работа по учебнику и в тетрадях над изучаемыми задачами.

Принципы работы по формированию УУД Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. Уровень сформированности УУД оценивается в соответствии в выполнением требований к результатам освоения учебного процесса по каждому предмету. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

1 класс УМК XXI век Окружающий мир Технологическая карта Автор разработки: М.М. Полякова ТемаПравила поведения (1 час) ЦелиСформировать представление о правилах культуры общения. Сформировать эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения; Ввести понятие «культура общения» Научить использовать приобретенные знания и умения при создании правил культуры общения, правил «Дружных ребят» Основное содержание темыПравила культуры общения. Правила дружбы Термины и понятияКультура общения, правила поведения, общество, дружба Планируемый результат Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Космику научиться себя вести в обществе; помочь Космику найти друзей - проявлять позитивное отношение к процессу создания правил, правил культуры общения, правил «Дружных ребят» - осознание собственной успешности при изучении темы; -эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения; Метапредметные умения Познавательные - объяснять правила культуры общения, обосновывать своё мнение; - сравнивать правильное и неправильное поведение и обосновывать свое мнение; - строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение; - использовать приобретенные знания при создании правил «Дружных ребят» Регулятивные - выполнять учебные задания в соответствии с целью; - оценивать результат учебной деятельности; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные - формулировать высказывание, мнение - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения - рассказывать правила культуры общения; - давать характеристику друзьям; - составлять правила Дружных ребят; Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь Космику научиться себя вести в обществе; помочь Космику найти друзей - проявлять позитивное отношение к процессу создания правил, правил культуры общения, правил «Дружных ребят» - осознание собственной успешности при изучении темы; -эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения;

Тема урокаХарактеристика деятельности учащихся Числа 10,20,30,...,100. Моделирование ситуаций арифметическими средствами, выполнение арифметических вычислений. Счет предметов десятками. Использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия. Числа 10,20,30,...,100. Числа 10,20,30,…,100. Решение задач. Двузначные числа и их запись. Моделирование ситуаций арифметическими средствами, выполнение арифметических вычислений. Счет предметов десятками. Использование математической терминологии при записи и выполнении арифметического действия. Двузначные числа и их запись. Вводная контрольная работа 1 «Повторение»

Спасибо за внимание!