Особенности построения курса литературы в учебниках под редакцией Б.А. Ланина (5 – 11 классы) и в учебниках под редакцией И.Н. Сухих (10 – 11 классы) Кафедра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия 9, города Павлодара»
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Издательство «Русское слово» Сохраняя традиции, связывая поколения…
Изучение инструктивно- методических материалов как одно из важнейших направлений деятельности ШМО.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (литература). Общая характеристика программы Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
( Авт. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова ). Обеспечение учебного процесса и труда каждого ребенка полным УМК по литературному чтению Осуществление дифференцированного.
Презентация учебника литературы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений В двух частях Москва «Русское слово»
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА курс по выбору по зарубежной литературе Руководитель курса: Семёнова Наталья Валентиновна, учитель русского языка.
4 блока теоретических понятий в курсе литературы в школе 1) понятия, связанные с развитием историко-литературного процесса; 2) литературоведческие понятия,
Элективный курс для обучающихся гуманитарной направленности 10 класса общеобразовательных школ.
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Особенности литературной критики 1) анализируя произведение, выдвигает общественно значимые проблемы своего времени, в свете которых дает оценку произведению;
Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников в условиях современной модели образования (из опыта работы учителя) Лукашенкова Ж.В. учитель православной.
Транксрипт:

Особенности построения курса литературы в учебниках под редакцией Б.А. Ланина (5 – 11 классы) и в учебниках под редакцией И.Н. Сухих (10 – 11 классы) Кафедра гуманитарных и общественных дисциплин Подготовлено Угловой Н.В., доцентом кафедры, к.ф.н.

Особенность современного школьного литературного образования – вариативность и многообразие в содержании, в технологиях, в многочисленности программ и учебно-методических комплексов

УЧЕБНИКИ, ДОПУЩЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД) 67.Ланин Б.А., Бердышева Л.Р., Устинова Л.Ю. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 5 класс. ВЕНТАНА- ГРАФ 68.Ланин Б.А., Андрейченко Т.О., Бердышева Л.Р. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 6 класс. ВЕНТАНА- ГРАФ 69.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература 7 класс. ВЕНТАНА- ГРАФ

Авторы: Ланин Б.А., Устинова Л.Ю. Педагогические приоритеты Устиновой Л.Ю. Вовлечение учащихся в исследовательскую работу, воспитание общей гуманитарной культуры, развитие тонкости литературных суждений. В работе широко применяет упражнения на развитие фантазии, творчества, воображения. Активно экспериментирует с разнообразными формами и приёмами работы на уроке, уделяет большое внимание развитию аналитических способностей учащихся. Ланин Б.А. – заведующий лабораторией литературного образования ИСМО РАО, профессор, доктор филологических наук Устинова Л.Ю. – кандидат филологических наук зам. директора по учебно- воспитательной работе, учитель литературы, МОУ гимназии 7 г. Подольска Московской области

Ланин Б.А., УстиноваЛ.Ю. Литература: Программа: 5 –11 классы общеобразовательных учреждений.– М.:Вентана- Граф,2007. – 96 с. Программа предлагает содержание и технологию реализации курса литературы, направленного на включение учащихся в активную литературно- творческую и читательскую деятельность. Принципиально важное новшество программы - система методов и приёмов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творчества писателей

Цели литературного образования и развития учащихся 1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами. 2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

Цели литературного образования и развития учащихся 5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других. 6. Поддерживать стремление выразить себя в слове. 7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.. 3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека. 4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности 1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно- журнальном) и электронном форматах. 2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них. 3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники. 4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет- текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Количество часов 5 – 8 кл. – 68 ч. 9 –11кл. –102 ч. Ведущая тема 5 кл. – художественный вымысел, событие и сюжет. 6 кл. – от истоков литературы – к литературным жанрам. 7 кл. – литература и действительность. 8 кл. – литература в поисках героя. 9 кл. – личность – история – судьба. 10 – 11 кл. – литература XIX – XX веков в её историческом развитии Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

Структурно-содержательные особенности программы I этап (5 – 6 классы).Этап знакомства с литературой как искусством слова, видом творчества и феноменом духовной культуры, этап накопления читательского опыта учащихся. II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса. III этап (9 класс). Этап формирования представления о нравственно-этических традициях русской литературы, её художественных открытиях. IV этап (10 – 11 классы). Этап познания закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

К каждому классу программы по литературе Б.А. Ланина предлагается список литературы, рекомендованной для внеклассного чтения как из русской литературы, так и из зарубежной, – «Круг чтения».

Программа по литературе Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

5 класс Фольклор Пословица. Поговорка. Загадка. Русские народные сказки. Басни. Литературные сказки. От сказки к фантастике. Среди ровесников. Наедине с поэтом. 5 класс

6 класс Фольклор. Былины. Героический эпос народов России. Рыцарская героическая поэма. Русские народные песни. Литературные песни. Баллады. Литературные сказки. Страницы классики. Мечта и приключения в мировой литературе. Среди ровесников. Природа и человек, природа и творчество. Наедине с поэтом.

УЧЕБНИКИ, РЕКОМЕНДОВАННЫЕ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД) 783Сухих И.Н. Литература (базовый уровень) 10Академия 784Сухих И.Н. Литература (базовый уровень) 11Академия

Автор книг: «Проблемы поэтики Чехова», «Сергей Довлатов: время, место, судьба»,»Книги ХХ века: Русский канон», «Двадцать книг ХХ века».

Цели литературного образования программы Познавательный аспект Воспитательный аспект Эстетическая аспект Практический аспект

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ творческое и аналитическое чтение текстов разных родов и жанров; выразительное чтение; заучивание наизусть; самостоятельный анализ художественных и критических текстов; самостоятельный подбор текстов, материалов, критических высказываний; выполнение индивидуальных заданий, подготовка рефератов и докладов; участие в дискуссии; написание сочинений разных жанров.

ПРИНЦИПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Знакомство с литературными произведениями, знание их содержания и умение обсуждать их, выносить уроки из поступков героев, формирование представления о нравственности литература в школе – усеченный курс литературоведения, изучение понятийного аппарата, анализ произведений, написание сочинений в качестве литературно-критических работ Программа И.П. Сухих преодолевает это противоречие: литературные понятия и термины – инструменты, ступеньки к постижению искомого смысла.

Укрупнённая периодизация: по направлениям или историко- культурным эпохам

Детальный монографический анализ ключевых произведений русской классической литературы, входящих в «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень»

Программа базовой школы строится как история литературы Опорные конструктивные элементы 1. Целостное описание периода или эпохи как историко-культурного единства. 2. Изложение писательской биографии как драмы жизни и творчества. 3. Подробный анализ ключевых программных произведений или художественного мира писателя. 4. Принцип дискуссионности.

Содержание.10 класс Девятнадцатый век: кровь, железо, золото. Новая русская литература: направления и поколения. Первый период русского реализма (1820 – 1830). Второй период русского реализма (1840 – 1880-е). Третий период русского реализма (1880 – 1890-е). Итоги века: Блок и Ахматова Количество часов в 10 классе: –на чтение и изучение произведений – 95 ч.: –на уроки развития речи, внеклассного чтения и резервные уроки – 10 ч.

Практикум построен как система вопросов и практических заданий к произведениям школьной программы по литературе первой (повторение и обобщение) и второй половины XIX века. В книгу вошли биографические сведения о писателях, отрывки из мемуаров современников, письма и воспоминания самих авторов, фрагменты критических и литературоведческих статей. Вопросы и задания различных типов и разных уровней сложности призваны помочь школьникам в осмыслении художественного произведения, в формировании собственных взглядов на то или иное явление русской классической литературы

«Книга для учителя» построена как поурочное планирование учебного материала курса. Методические рекомендации включают указание примерного количества часов на чтение и изучение художественных произведений, варианты тем уроков, различные типы вопросов и заданий (в том числе аналитические, исследовательские, творческие, задания для фронтальной, групповой, индивидуальной работы), темы исследовательских проектов и список литературы к каждой теме программы.

Данный учебник даёт целостное культурно-историческое представление о развитии русской словесности ХХ в., её основных проблемах, направлениях, именах. Главы о писателях строятся как драматические очерки, эссе. Разборы конкретных произведений отражают многообразие их проблематики и поэтики. Вопросы и задания различной степени сложности предполагают разные способы работы и серьёзно расширяют культурный контекст.

Содержание. 11 класс. Двадцатый век: от России до России. Серебряный век: лики модернизма (1890 – 1910-е). Советский век: две русские литературы или одна? (1920 –1930). Советский век: на разных этажах(1940 –1980). Итоги: русский мир и русское слово Количество часов в 11 классе: –на чтение и изучение произведений – 95ч.: –на уроки развития речи, внеклассного чтения и резервные уроки – 10 ч.

Это первый учебник, проходящий апробацию на страницах «толстого» журнала. Главы из учебников 10 – 11 классов публикуются в «Звезде» несколько лет.