Модульные программы, основанные на компетенциях, и новые ФГОС Основные положения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
Advertisements

Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Что такое модуль? Модуль - это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Алгоритм формирования примерной основной профессиональной образовательной программы.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Разработка типовых заданий для оценки освоения профессионально значимой информации Донской учебно-методический центр профессионального образования.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Заместитель директора по учебно-производственной работе Бойцов Н.В. ОГБОУ СПО «Костромской автодорожный колледж»
Преподаватель высшей категории Гнетова Светлана Николаевна Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное.
Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному модулю ( ККОС ) Профессия НПО Комплект контрольно - оценочных средств по профессиональному.
Разработка компетентностно- ориентированных средств оценивания результатов обучения в рамках выполнения требований ФГОС СПО нового поколения.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
Транксрипт:

Модульные программы, основанные на компетенциях, и новые ФГОС Основные положения

Понятийный аппарат Основные понятия 1. Результаты обучения - то, что должен знать, уметь и делать человек после завершения обучения.

Важно!!!!! Ориентация обучения на результат за счет: учета требований работодателей к умениям, знаниям, опыту (компетенциям) работников Компетенция - способность применять (актуализация) знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях

Понятийный аппарат В международной практике: - смещение акцентов с компетенций (свыше 250 определений!)на результаты обучения либо - использование обоих терминов как синонимов

Как узнать требования работодателей? -Либо использовать профстандарты -Либо посредством функционального анализа -Отправные точки для проектирования программ/модулей: Виды трудовой деятельности Трудовые функции

Пример 1. Организация и проведение гидрометеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов (ПМ – вид трудовой деятельности) ПК 1.1. Планировать производственные работы и руководить первичным трудовым коллективом исполнителей (ПК – функции) ПК 1.2. Выполнять гидрологические работы и наблюдения, обрабатывать и проверять материалы наблюдений ПК 1.3. Обрабатывать гидрологическую информацию с использованием компьютерных технологий ПК 1.4. Эксплуатировать технические средства и устройства, применяемые для гидрологических работ и наблюдений. ПК 1.5. Осуществлять информационную работу ПК 1.6. Выполнять гидрологические расчеты основных характеристик режима водных объектов ПК 1.7. Подготавливать материалы гидрологических наблюдений для разработки методик прогнозирования ПК 1.8. Проводить инспекцию гидрологических постов

Понятийный аппарат Профессиональный модуль Направлен на интегированное освоение набора трудовых функций – ПК и сопутствующих общих компетенций В чем проблема: ПМ – слишком «большая» структурная и содержательная единица образовательной программы Проектирование программы нужно начинать с ПК и необходимых для ПК ОК

Функциональная карта Цель Вид трудовой деятельности 1 Трудовая функция 1.1 Трудовая функция 1.2 Трудовая функция1.3 Вид трудовой деятельности 2 Трудовая функция 2.1 Трудовая функция 2.2 Трудовая функция 2.3 Вид трудовой деятельности 3 Трудовая функция 3.1 Трудовая функция 3.2 Трудовая функция 3.3.и т.д….

ФК Что необходимо помнить при составлении функциональной карты: Исходим из данных анализа потребностей в умениях (опросов работодателей). Метод получения данных - анкетирование

Принципиальные моменты Результаты обучения (ПК) – спецификация сферы труда – что должен уметь делать работник Программы обучения – что нужно освоить для достижения этих результатов – спецификация сферы образования Как можно проверить или доказать, что результаты достигнуты – спецификация оценки

Структура ПМ Междисциплинарность обеспечивается комбинированием знаний и умений на уровне ПК Что важно: структурировать программу на основе выявленных ПК и их содержания

Принципиальные моменты Интеграция теории и практики Активные методы обучения – обучение в процессе деятельности Организация обучающей среды Самоуправляемое обучение Новая роль тех, кто обучает

Итерации проектирования Разработка спецификации для каждой ПК Формирование на основе спецификаций структуры учебного процесса и методических материалов по реализации обучения для освоения ПК/ОК, отбор содержания Разработка документации по оценке (текущее и итоговое оценивание) Разработка учебных материалов.

Спецификация модуля Задача модуля: «По завершению освоения ПК обучающийся будет уметь:..» ДействияУменияЗнания Ресурсы

Действия Для удобства освоения и в целях измеримости достижений обучающихся каждая ПК подразделяется на составляющие действия

ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО 1. При составлении Спецификации модуля нужно использовать оценочные слова, описывающие качество выполнения действия. 2. Ряд знаний и умений будет неизбежно повторяться, поскольку одно и то же знание и умение может быть направлено на достижение разных результатов.

Важно: Перечень знаний, подлежащих освоению, может быть использован: при планировании занятий; для обеспечения связи теоретических тем с практическими заданиями; для планирования всей программы обучения. Перечень умений нужен для выбора адекватных методов обучения и планирования обучающей среды

Важно На основе спецификации можно составить примерный план занятий по освоению конкретной ПК. Он позволяет обоснованно рассчитать время на освоение каждой ПК/трудовой функции/мини-модуля, а также учебную нагрузку преподавателей. Следует подчеркнуть, что освоение не только каждого ПМ, но и ПК/мини-модуля будет носить междисциплинарный характер. А именно, при освоении какого-либо действия в большинстве случаев необходимо освоение соответствующих требований промышленной безопасности, техники безопасности и охраны труда, экологической безопасности. Часто требуется знание основ эффективной коммуникации и т.д. Все эти конкретные знания отражены в спецификации и позволяют выстроить четкий междисциплинарный курс по каждой ПК. Если в спецификациях часто повторяются одни и те же темы теоретических знаний, можно предусмотреть отдельные мини-лекции по ним до начала изучения соответствующих мини- модулей/ПК. Далее, используя полученные в ходе проектирования спецификаций и планов занятий данные, можно перейти к планированию собственно данного раздела ОПОП в том формате, как этого требует ФГОС.

Важно Важно подчеркнуть, что раздел ПМ во ФГОС предполагает освоение ПК и сопутствующих ей ОК, отраженных не только во ФГОС, но и указанных в спецификации. Каждая ПК осваивается постепенно («действия» в спецификации). Если раздел ПМ понимается именно так, т.е. как последовательность шагов по освоению ПК, то становится понятно, что нужно для организации обучения по его освоению – какие и сколько теоретических занятий, сколько самостоятельной работы, сколько часов работы в мастерской, сколько – на предприятии. Т.е. достигается обоснование для отбора содержания и методов обучения, формирования среды обучения.

Важно Таким образом, спецификация профессиональной компетенции позволяет разработчикам рабочей программы ПМ ОПОП: 1.Определить содержание разделов междисциплинарных курсов (МДК) в разделе 3 «Структура и примерное содержание профессионального модуля» макета программы ПМ в ОПОП, и подраздела 3.1. Тематический план профессионального модуля. 2.Определить виды учебной деятельности, необходимые для освоения содержания мини-модуля (МДК), и на этой основе его трудоемкость (объем в учебных час.), включая практики и курсовые работы, для последующего заполнения подраздела 3.2 «Содержание обучения по профессиональному модулю» макета программы профессионального модуля в ОПОП. 3.Определить соотношение аудиторной и самостоятельной работы; соотношение лекций и практических (лабораторных) занятий и объем учебного времени, учитывая, что в соответствии с требованиями ФГОС, объем времени на практические занятия должен быть не менее 50% от аудиторной нагрузки, для последующего заполнения подраздела 3.2. «Содержание обучения по профессиональному модулю» макета программы ПМ в ОПОП.

Важно Таким образом, спецификация профессиональной компетенции позволяет разработчикам рабочей программы ПМ ОПОП 4.Определить виды практик (учебная, производственная), принципы организации практик (концентрированная, рассредоточенная) для последующего заполнения раздела 3 макета программы ПМ в ОПОП. 5.Определить активные методы и технологии обучения (проведения занятий), а также условия реализации программы профессионального модуля (преподаватели, практические работники, места и организация занятий и практик, оборудование, учебно-методические ресурсы и пр.) для последующего заполнения раздела 4 макета программы ПМ в ОПОП. 6.Определить критерии и показатели оценивания компетенций, формы и методы текущего, промежуточного и итогового контроля для последующего заполнения раздела 5 макета программы ПМ в ОПОП.

И последнее: При соблюдении вышеизложенных правил при разработке ПМ формируется иерархия задач, в рамках которой происходит их уточнение и конкретизация, что позволяет в результате четко представить себе, из чего должно состоять содержание обучения и как организовать сам процесс обучения.