Умное государство и экономика знаний Силантьев В.Б. к.э.н., доцент. профессор кафедры ЭММ Уфимского филиала финансового ун-та при правительстве РФ Уфа-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Advertisements

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Национальная инновационная система России Ленчук Е.Б. Александрия 15 мая 2008 г.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Особенности формирования экономики знаний в современных условиях Научно-теоретический семинар «Новая экономика» Ченцова М.В. 18 марта 2009 г.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
1 СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И АТЭС И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Международный опыт в развитии кластеров Александра Карташова главный специалист отдела финансирования и анализа Ассоциации «Некоммерческое партнерство.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Транксрипт:

Умное государство и экономика знаний Силантьев В.Б. к.э.н., доцент. профессор кафедры ЭММ Уфимского филиала финансового ун-та при правительстве РФ Уфа- 2012

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

План лекции 1. Соотношение знаний, инноваций и степени открытости экономики. 2. Функции государства в экономике знаний 3. Инновационная экономика 4. ГИС 5. Стратегия Центры превосходства и инновационные кластеры 7. Инновационная стратегия стран-лидеров 8. Эффективность финансовых инсртументов инноваций

Экономика знаний и инновационная экономика сочетаются только в открытой экономике Инновационная экономика не тождественна экономике знаний. Экономика знаний является открытой экономикой Инновационная экономика – это экономика, которая постоянно обновляет состав продуктов, услуг и технологий. Все инновации последних десятилетий – результат развития науки Т.е. новшество и инновации – не тождественны: из инноваций можно извлечь прибыль; инновации – это купленное кем-то новшество. «Наука делает из денег знания; а инноватор – из знаний деньги (Йозеф Шумпетер),

Значение ЗНАНИЙ в развитых странах в середине 21 века приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. контролируют 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий. Концентрируют более 90% мирового научного потенциала контролируют 80% глобального рынка НТ, объем в сер х гг. составил 2,5 - 3 трлн. долл., а через 15 лет - 4 трлн. долл. Обладают 46 макротехнологиями из 50, в том числе: 22 контролируются США, 8-10 – Германией 6-8 – Японией по 3-5 Великобританией и Францией, по 1 приходится на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию.

Функции государства в экономике знаний : Формирование условий для создания и развития открытой инновационной экономики Участие в финансировании R&D (англ., исследования и разработки) Защита интеллектуальной собственности Инвестиции в образование Содействие развитию обмена знаниями, информацией, технологиями Организация системы трансфера (передачи) технологий Поддержка инновационного малого и среднего бизнеса.

Инновации Материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику (технологию), Формы управления (менеджмента) термин стал общеупотребительным с 90-х годов ХХ века. Всеобъемлющий характер и распространение инноваций Изменение возможностей обработки информации и знаний доминирование информационных ресурсов в создании общественного богатства. Инновационное развитие ЕС определяет инновации как: 1. Применение в производстве, распространение новинок экономического, управленческого и социального плана 2. Быструю трансформацию идей в техническое изделие, которое успешно реализуется на рынке 3. Новый способ решения проблем, соответствующий потребностям как отдельного индивидуума, так и всего общества в целом

Обеспечение инновационного развития Наличие конкурентоспособного сектора генерации «экономики знаний», включая сферу НИОКР Эффективное функционирование НИС (совокупность хозяйствующих субъектов инновационной экономики, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы) Использование ИТТК как инфраструктурного элемента «экономики знаний»

Инновационная деятельность Процесс создания нового технического продукта и распространения его по всей технической системе Разработка и реализация результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый (усовершенствованный) продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке и применяемые на практике

Сергей Абрамов - Член-корреспондент РАН и его суперкомпьютеры «Ломоносов» «С Скиф»

Страны-лидеры инновационной экономики 1. США - бесспорный лидер мирового инновационного процесса В середине 2000-х гг. на долю США приходилось более 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. 2 Все другие страны, в том числе Западной Европы и АТЭС, уступают американцам, практически монополизировавшим основные «прорывные» технологии последних десятилетий.

Европейское инновационное табло (ЕИТ) (European Innovation Scoreboard) - EIS наиболее полная, постоянно обновляемая база данных о тенденциях инновационной политики в ЕС. 1. Регулярные статистические данные (Community Innovation Survey) 2. Выборочные обследования (Innobarometer) Информация предоставляется 39 государствами: 27 стран-членов ЕС, Исландия, Норвегия, Швейцария, Хорватия, Турция, Израиль, США, Канада, Япония, Бразилия, Китай и Индия.

Инновационное Из стран постсоветского пространства -Россия и Украина этот пул стран обеспечивает 95% инновационной активности всего мира, но отставание некоторых стран от стран ОЭСР, в том числе России и Украины стало критическим !

Показатели инновационного развития 1. Человеческие ресурсы и инновации (5 индикаторов) ( Показатели научно-технического потенциала) Занятость в инновационной сфере Образовательные ресурсы Информационные ресурсы 2. Создание знания и его финансирование (4) (Ресурсное обеспечение инновационной сферы): Расходы на R&D ( абсолютные, % к ВВП) Структура финансирования (государство, бизнес, международные программы и т.п.) 3. Трансфер технологий и применение инноваций (4) (Инновационная инфраструктура): Организации R&D Венчурный бизнес Научные парки, технополисы, бизнес-инкубаторы и т.п. 4. Результативность R&D (Результаты инновационной деятельности): Количество патентов и лицензий Объем экспорта высокотехнологичной продукции

НИС составная часть социально-экономической модели страны, следствие реализации конкретной политики в области инновационного развития. Концепция НИС разрабатывается в конце 1980-х. термин «национальная инновационная система» вводит профессор Университета Сассекса (GB) Кристофер Фримэн: НИС это «сеть частных и государственных институтов и организаций, деятельность и взаимодействие которых приводят к возникновению, импорту, модификации и распространению новых технологий». Наиболее распространенное определение: НИС это исторически сложившаяся подсистема национальной экономики, которая состоит из различных институтов и экономических структур, оказывающих влияние на темпы и направления инновационно- технологических изменений в обществе.

Государственная инновационная политика НИС сегодня - результат целенаправленной гос.политики В широком смысле: в узком понимании: деятельность государства, направленная на создание комплексного механизма поддержки инноваций, повышения конкуренто способности национальной наукоемкой продукции через систему институциональных преобразований, разработку и совершенствование нормативно- правовой базы и развития инфраструктуры инновационного процесса. совокупность государственных мер, прямо или косвенно влияющих на инновационный процесс Т.е. в более широком понимании инновационная политика включает в себя научную и технологическую политику

Взаимосвязь научной, технологической и инновационной политики инновационные стратегии являются составной частью общеэкономических стратегий государства До середины 1990-х годов проекты по выбору системы инновационных приоритетов осуществлялись в основном на национальном уровне и охватывали науку и технологии В 90-е годы произошло объединение научной, промышленной, частично экономической и региональной политики в инновационную, целью которой стало поддержание среды, благоприятствующей созданию нововведений

Взаимосвязь направлений политики Инновационная политика Цель: повышение уровня и результатов инновационной активности Инструменты: конкурентная политика, экологическое регулирование, корпоративное законодательство, Форсайт региональные и отраслевые кластеры, защита потребителей,, Научная политика Цель: производство научных знаний Инструменты: конкурсные гранты, госинституты, налоговые льготы фирмам, защита ИС Технологическая политика Цель: развитие отраслевых технологических направлений Инструменты: госзакупки, субсидии, кооперация, стандарты, прогнозирование, кадры

Проявления глобализации в инновационной сфере 1. Расширение участия иностранного капитала в финансировании инновационной сферы 2. Межфирменная кооперация и стратегические альянсы компаний различных стран 3. Межгосударственное сотрудничество 4. Сотрудничество национальных университетов и иностранных компаний (фирм) – научный аутсорсинг и контрактинг –аут 5. Создание инновационных сетей и кластеров

Факторы, влияющие на разработку инновационной политики 1. Глобализация и глобальная конкуренция ускорение инновационных действий и процессов Появление новых глобальных игроков в мировом научно- технологическом пространстве Усиление роли международного обмена технологиями, транснациональных корпораций, мобильности кадров и др. все более инновационными становятся предлагаемые решения глобальных проблем (борьба с болезнями, энергетика, изменение климата, вода, безопасность и противостояние терроризму). 2. Регионализация создание развитой системы взаимосвязей. появление инновационных кластеров сетей, возникших на определенных территориях и связывающих участников инновационной деятельности 3. Особенности национальных инновационных систем

Проявления глобализации в инновационной сфере 1. Расширение участия иностранного капитала в финансировании инновационной сферы 2. Межфирменная кооперация и стратегические альянсы компаний различных стран 3. Межгосударственное сотрудничество 4. Сотрудничество национальных университетов и иностранных компаний (фирм) – научный аутсорсинг и контрактинг – аут 5. Создание инновационных сетей и кластеров

Иностранный капитал На долю иностранных источников финансирования в середине 2000-х гг.приходилось : Япония, Германия – 3% Италия – 7% Франция – 9 % Великобритания – 14.3% Испания – 40 Ирландия – 60%

Мировой опыт показывает, что задачи создания отдельных элементов НИС должны быть связаны воедино. Ее формирование не может быть прерогативой одного министерства, а требует координации как между различными ведомствами, так и между различными партнерами в экономике и обществе. Иногда для этих целей создается специальное министерство, комитет или ведомство, регулирующее все вопросы инновационного развития разрабатывается стратегия общего плана действий, а затем встраивается в политику каждого министерства и ведомства (например, так происходит в США)

Государственное финансирование США Основные органы – Управление по научно- технологической политике президента Конгресс: Научные комитеты исследовательская служба бюджетное управление Национальный исследовательский Комитет Американская ассоциация развития науки Правительство: Министерство торговли, внутри него: администрация технологий (1. Нац. Институт стандартов и технологий 2. Нац. Служба технической информации 3. Управление технологической политики) 700 федеральных лабораторий главный регулятор – Федеральный бюджет (административно-бюджетное управление)

Управление инновационной политикой в Японии вопросами инновационной политики государства занимаются высшие органы власти. возглавляет Совет по науке

Управление иннополитикой в КНР В 2006 г. – издано Национальное руководство средне- и долгосрочного планирования научно-технологического развития: 1. Определение направлений господдержки инноваций в Китае до 2020 г. к 2020 г. минимальный уровень затрат на исследования и разработки в должен составить 2,5 % ВВП Довести вклад научно-технологической составляющей в увеличение ВВП до 60 % (30–35 % соответственно), максимальный уровень зависимости от иностранных технологий – не более 30 % (в настоящее время 40–50 %). Ожидается, что Китай станет пятой в мире страной по выпуску формализованного научного знания (патенты и статьи). 2. Реализация поставленных количественных задач потребует: преодоления отмеченных ограничений качественного характера, довольно низкой восприимчивости национальной экономики к инновациям (обусловленной сохраняющейся изолированностью институциональных секторов друг от друга) и общих трудностей в осуществлении фундаментальных исследований на передовых рубежах науки и технологии.

начальный этап инновационного цикла Неоднозначная интерпретация в глобальной его конфигурации. 2 подхода по отношению к составу национальных инновационных систем. 1. Субъекты, занятые фундаментальными исследованиями, работают на начальном этапе "национального" инновационного цикла и, следовательно, входят в состав НИС. 2. Субъект, ведущий фундаментальные исследования (НИИ, обособленная лаборатория, фирма), если он производит некоммерческие знания, автоматически становится участником глобальной инновационной системы (ГИС). 3. Это вполне соответствует общепринятому взгляду на фундаментальную науку как общемировую, наднациональную. 4. Последнее утверждение объясняется самой "некоммерческой" природой фундаментального знания, открытым по определению доступом к результатам фундаментальных исследований. 5. В этой связи "сектор" фундаментальной науки в национальной экономике любой страны мира автоматически является субъектом глобальной инновационной системы.

ГИС Глобальная инновационная система - это рыночная инновационная система с жёсткой конкуренцией за материальные и информационные ресурсы, за кадры, обладающие уникальными знаниями, навыками и потенциалами, в т. ч. и в фундаментальных исследованиях. необходимость гармонизации национальных форм и правил организации фундаментальных исследований с лучшими мировыми аналогами. Именно поэтому российская наука, в том числе, фундаментальная, страдает от "утечки умов". Архаичные формы организации фундаментальных исследований, материально необеспеченные рабочие места с неочевидными возможностями карьерного роста, вынуждают российских учёных, особенно молодых, покидать отечественную науку и использовать все возможности глобального рынка интеллектуального труда. При таком подходе все национальные по принадлежности производители некоммерческого знания, т.е. занятые фундаментальными исследованиями, автоматически являются субъектами глобальной, а не национальной инновационной системы.

Структура ГИС 1. участниками ГИС являются: международные научные центры (например, европейский CERN), центры формально национальные, но интернациональные, по сути Пример: первая -двадцатка американских исследовательских университетов, таких как Гарвардский, Массачусетский технологический, Калифорнийский, Беркли, Йельский и т.д., ряд европейских, в том числе и российских, научно-образовательных комплексов. Такие университеты являются сегодня мощными источниками коммерческого и некоммерческого знания, поступающего в ГИС и потребляемого ее глобальными игроками. 2. К субъектам ГИС относятся и мировые центры консалтинговых услуг. 3. основополагающая подсистема ГИС - информационная, Включает собственно ИНТЕРНЕТ, а также совокупность информационно- аналитических центров, национальных и международных, оказывающих разнообразные информационные услуги участникам глобальных инновационных процессов.

Открытые инновации Открытые инновации означают открытость компаний к сотрудничеству для всего мира Процесс развивался параллельно с : глобализацией экономических процессов, рынков и информационной среды, развитием аутсорсинга в научно-исследовательской сфере, более активным включением потребителей в инновационный процесс («демократизация» инноваций) дальнейшей коммерциализацией технологий вне компаний, где инновация была произведена или впервые применена Глобализация бизнес-процессов создает предпосылки роста вовлеченности российских участников в транснациональные инновационные процессы и глобальные сети создания новых товаров и услуг. Термин появляется в 2003 году Университет Беркли (Калифорния) Генри Чесборо

Общие черты инновационной политики развитых стран Государственной финансирование R&D, отвечающее национальным интересам Проведение в университетах и государственных исследовательских центрах исследований общенационального значения Воздействие на научно-исследовательскую и инновационную деятельность бизнеса посредством развитой контрактной системы Проведение соответствующей налоговой и амортизационной политики Организация и развитие системы распространения научно- технической информации, включая специализированные сети Организация системы трансфера технологий

1. Недостаточное финансирование ИиР В млн. долл. по ППС В в % к ВВП Темп прирост а ВЗ за 2000– 2006* По источникам финансирования По секторам деятельности Предпр инимате льский сектор, % к ВВП Правите льствен ный сектор % к ВВП Предпр ини- мательс кий сектор, % к ВВП Правите ль- ственны й сектор, % к ВВП Сектора высшег о образов ания, % к ВВП Россия20154,91,0848,490,310,660,710,290,07 Китай86758,21,42171,820,980,351,010,280,13 США343747, 5 2,6210,121,700,771,840,290,37 Япония138782, 1 3,3921,862,620,552,620,280,43 Ю. Корея ,231,942,430,742,490,370,32 Германи я 66688,62,539,291,68 (2005г.) 0,70 (2005г.) 1,770,350,41 Велико- британи я 35590,81,7812,000,810,571,100,180,47 Франц ия 41436,32,118,731,11 (2005г.) 0,82 (2005г.) 1,340,370,38 Канада23306,01,9417,960,930,631,060,180,69 Италия17827,0 (2005г.) 1,09 (2005г.) 8,99 (2005г.) 0,43 (2005г.) 0,55 (2005г.) 0,540,190,33 (2005г.) ЕС242815, 6 1,7615,030,94 (2005г.) 0,61 (2005г.) 1,110,240,39 ОЭСР817768, 9 2,2616,531,440,66 (2005г.) 1,560,260,39

финансирование инноваций три основных субъекта: 1. государства, 2. венчурные компании 3. транснациональные корпорации в начале 1990-х гг. доля средств, потраченных на НИОКР 400-ми крупнейшими ТНК мира, составляла около 23% в мировых отчислениях на НИОКР, к 2001 г. она достигла 28-30% Перед кризисом: 400 млрд. долл. ежегодно Доля ТНК в мировом производстве инноваций значительно превышает их долю в финансировании НИОКР и приближается по разным оценкам к 40-50% от общемирового

Государственное финансирование в западных странах Соотношение финансирования частного сектора и государственного в США составляет примерно 5:4 ЕС - 2:1 Япония 7:3

Государственная политика США 3 направления бюджетного финансирования: 1. Полное государственное финансирование военных исследований 2. 30% государственное финансирование фундаментальных исследований 3. 40% бюджетное финансирование исследований прикладного характера Федеральная система контрактов: 1. Надбавка поставщикам продукции 10-15% от суммы контрактов

концепция «иерархической структуры» инновационных систем стран ЕС. всеобъемлющая характеристика инновационных систем ЕС возможна лишь при условии рассмотрения их формирования на множестве уровней: 1. наднациональном, 2. уровне отдельных стран и регионов внутри этих стран, 3. выделения региональных инновационных подсистем 4. инновационных кластеров, зачастую имеющих международный характер. 5. реализация инновационных стратегий на всех уровнях вызывает эффект синергии

Государственные расходы на реализацию инновационной политики Китая 1. Сокращение масштабов государственных расходов на науку и технологии: Двукратное сокращение удельного веса в ВВП страны в 1980–2007 гг. (с 1,4 до 0,69 %) 1996 г. (0,47 %) 2. Госрасходы на науку и инновации различаются необходимо рассматривать их динамику отдельно друг от друга (существуют как технологические, так и институциональные). 1. Значимая роль расходов на поддержку инноваций в затратах на научно- технологическую деятельность (НТД) обеспечивают до четверти в экономике Китая 2. Структура описывается на основе двух статистических агрегатов: «расходы на науку и технологии» вкл. расходы на поддержку науки и технологий, текущие расходы технологии, а также расходы на капитальное строительство научных институтов) «расходы на фонды инноваций предприятий и поддержку науки и технологий» фонды, полученные предприятиями из государственного бюджета ( на цели увеличения технологического потенциала, улучшения технологий и реализации инноваций, включая компенсацию займов и процентов по займам на инновации, а также целевые субсидии малым производственным предприятиям..

Наднациональные органы ЕС, управляющие инновационной политикой модель научно-инновационного развития Евросоюза - модель распространения инноваций наднациональная инновационная система Европейского союза на настоящий момент включает: Европейский Совет, Европейскую комиссию и ее Генеральный директорат по научно-техническим исследованиям, сеть исследовательских организаций, международные институты, лаборатории. все предприятия и университеты стран ЕС, получающие финансирование из бюджета ЕС.

Наднациональная инновационная система ЕС 1. Реализация Рамочных программ научно-технического развития играет большую роль в осуществлении крупных проектов, для которых необходимы транснациональные консорциумы, куда входят университеты, предприятия и научно-исследовательские учреждения; 2. Влияние наднациональной системы ЕС на формирование инновационной экономики в государствах Евросоюза носит многогранный характер. Во многом, это влияние может быть опосредовано через формально другие виды совместной политики: промышленную, региональную, политику в области конкуренции, в области образования и т.д. 3. Взаимодействие и координация инновационных политик на уровне ЕС в целом, отдельных стран, региональных подсистем и кластеров носит все более выраженный характер.

продолжение 1. Бюджет ЕС на цели научно-технического сотрудничества в значительной степени возрос, что, в частности, заметно по бюджету Рамочных программ; 2. В большей степени финансированием ЕС пользовались крупные предприятия, в значительной меньшей степени – малые и средние; 3. Больше всего финансирования ЕС получали крупные государства, однако «интенсивность финансирования» (на единицу ВВП и на одного исследователя) была выше в небольших странах; 4. По европейским регионам довольно большое финансирование получили периферийные регионы, что в некоторой степени способствовало выравниванию уровней экономического развития.

общие черты 1. «мультипликативный эффект» совместной инновационной политики Европейского союза, усиливающего успех мероприятий на национальном и региональном уровнях (участие в ЕС). 2. Неравномерная реализация этих возможностей в связи с : Ограниченностью финансирования в рамках ЕС, значительная бюрократизация управления., сложностью доступа малых предприятий, дезинтеграционными тенденциями в Европейском союзе., сильные региональные диспропорции, 3. Значительная роль в странах Европейского союза государственных структур в формировании инновационной экономики.

ИНСТРУМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Законодательство формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере; Стандартизация и сертификация Программирование и прогнозирование Права интеллектуальной собственности Налоги

Программы Евросоюза Основной принцип действия ЕС – принцип дополнительности, т.е. ЕС предпринимает меры только тогда, когда страны-члены не могут достичь данных целей самостоятельно, или учитывая их важность и масштабность, они могут быть решены только под эгидой ЕС. С 1984 года все НИОКР, проводимые под эгидой ЕС, объединены в пятилетние Рамочные программы НИОКР ЕС. Рамочная программа реализуется через специальные программы со своим бюджетом, составом участников и едиными правилами для всех членов ЕС. Специализированные программы предназначены специально для обеспечения процесса инноваций– от подготовки специалистов и проведения фундаментальных исследований до создания инновационных механизмов.

«Лиссабонская стратегия» (март 2000 г.) Цель - к 2010 г. превратить европейский регион в наиболее динамичный, обладающий конкурентоспособной и самой высокоразвитой экономикой мира. Задачи в области стимулирования инновационного развития (начало 2002 г. Барселона Совет Европы) : 1. Увеличение к 2010 г. доли затрат на НИОКР в странах ЕС с 1,9 до 3% ВВП, прежде всего за счет роста ассигнований частного сектора; 2. дальнейшая вертикальная и горизонтальная координация инновационной политики; 3. создание единого Европейского исследовательского пространства с учетом расширения Евросоюза 4. повышение эффективности государственной инновационной политики. Ожидаемые результаты: дополнительный годовой прирост ВВП в размере 0,5% и приведет к созданию ежегодно 400 тыс. дополнительных рабочих мест после 2010 года.

Лиссабонская стратегия В основе структурной (промышленной) политики ЕС- переход к цифровой, базирующейся на знаниях экономике, генерирующей инновации как основу экономического роста, повышение конкурентоспособности и создания новых рабочих мест. Одно из условий для устойчивого экономического роста не менее 3 %- усиление региональной интеграции внутри ЕС. Важнейшие направления достижения этих целей – 1. формирование Европейского исследовательского пространства 2. создания благоприятных условий для развития инновационного бизнеса, особенно для малых и средних предприятий.

Программы кооперации - участники совместно разрабатывают проект, который затем осуществляется в национальных центрах за счет собственных источников финансирования. На заключительной стадии результаты исследований объединяются и обобщаются. программа «Эврика» КОСТ (Сотрудничество в области научных и технических исследований), созданная в 1970 году, и представляющей, в настоящее время сетевую организацию. Структурные фонды ЕС финансируют создание инновационной инфраструктуры в отсталых районах Сообщества.

«Инновационная политика: современные подходы в контексте Лиссабонской стратегии (2003 г) » приоритеты: улучшение инновационной среды путем усиления инновационной составляющей всех направлений национальных политик и их интеграции; стимулирование рыночного спроса на инновации и использование концепции «лидирующих» рынков, предполагающей поддержку рынков, наиболее восприимчивых к нововведениям; стимулирование инноваций в госсекторе, преодоление бюрократического консерватизма государственной администрации; усиление региональной инновационной политики.

Приоритеты инновационного развития В рамках промышленной и научно-инновационной политики такой выбор осуществляется, как правило, в виде системы приоритетов, отражающих перспективные зоны развития национальной экономики. для их определения используется методика Форсайт- прогнозов, учреждаются специализированные институты, проводящие на постоянной основе Форсайт-исследования по заказу правительств, международных организаций, крупных фирм. В 1994 г. Форсайт-проект стартовал в Великобритании в рамках работ Центра обзорных исследований (Centre of Excellence in Horizon Scanning). Позднее аналогичная деятельность была развернута во Франции, Германии, Венгрии и других странах, в том числе государствах с переходной экономикой.

Инвестиции в исследования: план действий Европы 1. Обеспечение координации и последовательности действий ЕС 2. Совершенствование господдержки в области исследований и технологических инноваций 3. Увеличение объема госфинансирования исследований 4. Улучшение среды для исследований и инноваций

образование фундаментальный фактор развития экономики, основанной на знаниях. Хорошо образованные и умелые люди – это ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний Экономика знаний требует наличия развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. 90% от общего числа выпускников средних школ будут иметь полное среднее образование (до 2010 – 85%) 40% молодых людей возрасте от 30 до 34 лет - получат высшее образование (степень или диплом)

Методы реализации 1. Метод открытой координации INNO-Policy TrendChart причины: формально не существует единой европейской инновационной политики инновационная политика государств-членов ЕС и самого ЕС осуществляется параллельно контроль отсутствует 2. Развитие «Европейских центров экспертизы» 3. создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства

Системный характер инновационной политики 3 общих аспекта национальных инновационных программ 1. Образование новых административных структур, основанных на системном характере инноваций. создание новых министерств, занимающихся вопросами инновационной политики (Великобритания, Германия) Финляндия: возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике несет ответственность за стратегическое развитие инновационной системы в целом. Испания: формирование правительством в рамках национальной инновационной программы (PROINOV – the Integrated Programme for Innovation) координационной структуры под руководством премьер-министра. создание новых координирующих органов - инновационных советов, или включение в компетенцию уже существующих научных советов вопросов инновационной деятельности.

Стратегия глобализации, Дания; План «Инновационная Швеция», Швеция; Программа по поддержке инноваций и предпринимательства, Финляндия. В 2004 г. английское правительство разработало долгосрочную национальную стратегию развития науки и инноваций на 10 лет (Science & Innovation Investment Framework ). В марте 2008 г. был подготовлен очередной вариант «Белой книги» под претенциозным названием «Инновационная нация».

создание единого научного и инновационного общеевропейского пространства Новая программа по конкурентоспособности и инновациям (2007 – 2013 годы). 3 приоритетных направлениях деятельности ЕС: 1. научно-техническая, 2. инновационная и 3. образовательная. создание высококачественной коммуникационной структуры на европейском пространстве, развитие информационных технологий и телекоммуникаций. Развитие горизонтальной и вертикальной координации инновационной политики Углубление кооперации, в т.ч. Создание Единого европейского исследовательского и инновационного пространства Повышение эффективности инновационной политики три

Единое исследовательское пространство Концепция ERA предусматривает: - создание научного пространства без национальных границ, что позволит сгладить различия в уровнях научного и инновационного развития между странами-участницами ЕС, повысить конкурентоспособность ЕС, увеличить число новых рабочих мест; - повышение эффективности использования финансовых ресурсов для привлечения инвестиций в инновационную сферу; - расширение мобильности научно-технических кадров, особенно молодых ученых и женщин, более активное привлечение специалистов из третьих стран 2 совместных программы с Россией.

Новая стратегия ЕС – 2020 г. Разработана в марте и принята в середине 2010 года Завершение создания Единого европейского информационного пространства (Single European Information Space ) Усиление кооперации между университетами, исследовательскими институтами, общественными, частными, смешанными институтами Инвестиции и инновации преимущественно в сфере ИТК (Innovation and Investment in ICT research) Достижение европейского информационного общества (an Inclusive European Information Society)

Достижение «цифровой интеграции» Цель: получение внутреннего он-лайн рынка для извлечения пользы из конкурентоспособных цен в других государствах-участниках Продвижение малых и средних предприятий на более крупные рынки

2. Признание на правительственном уровне инноваций жизненно важным фактором экономического развития проведение широкой правительственной кампании по проблемам нововведений, активизация диалога между научным сообществом, промышленностью и общественностью. Практика проведения информационных кампаний распространена в Великобритании и Германии Создание Британской технологической группы в Великобритании (функция – экспертиза проектов) В Испании создан Форум информационного общества, одной из главных задач которого является стимулирование координации деятельности правительства и различных промышленных и общественных организаций при разработке Национального плана действий по созданию информационного общества.

3. Использование нового механизма прогнозирования и выработки приоритетов «Предвидение» (Foresight) для формирования национальной инновационной стратегии Цель – определить стратегические направления исследований и инноваций, необходимые для повышения конкурентоспособности страны. Нанотехнологии ИТТК Энергосбережение Экология «науки о человеке» Космос

4. Центры превосходства и кластеры Перенос центра инновационной политики на региональный уровень Складывание научно- технологических уникальных центров В Европу идея технопарков пришла в начале 70-х, тогда появились: Исследовательский центр при Эдинбургском университете (Шотландия), Тринити-колледж в Кембридже, бельгийский Левен-ла-Нев и другие. Но катализатором европейского технопаркового движения стал экономический кризис 80-х. Пытаясь помочь самым проблемным регионам, центрам текстильной и угольной промышленности Великобритании, Маргарет Тэтчер распоряжается создать при расположенных там университетах технопарки, вскоре оправдавших себя. Сегодня на территории Великобритании насчитывается около полусотни технопарков. А по всей Европе более 260, в них входит две тысячи разнообразных инновационных центров.

в последние годы все более тесно переплетаются три уровня формирования региональной политики (политика, осуществляемая самими регионами, региональный компонент федеральной инновационной политики и наднациональной политики ЕС). региональная политика все в большей степени приобретает структурный, а не перераспределительный характер. Федеральное правительство играет доминирующую роль в фундаментальных исследованиях и подготовке научных кадров, а регионы все в большей степени проводят в жизнь политику распространения инноваций. В частности, в Великобритании регионы Восточного Мидленда, Северо-Востока, Уэльс и Шотландия имеют собственную инновационную стратегию и активно участвуют в инновационных программах ЕС.

Кластерный подход кластеры инновационного типа являются важным объектом реализации государственной политики по формированию инновационной экономики, в ряде случаев именно это определяет их потенциальный успех характеризуется переходом к более систематизированной инновационной политике, направленной на усиление взаимодействия различных ее аспектов и подходящего набора инструментов, а не поиск новых областей политики. Примеры: от реализации крупного инфраструктурного объекта (мост Эресунн, соединяющий Швецию и Данию) до учреждения влиятельной региональной организации (Кальяри, Сардиния)

Основные механизмы и меры инновационной политики включают 1. государственную финансовую помощь через предоставление грантов, ссуд, субсидий на развитие инновационного продукта, технологий, услуги; 2. финансирование программ (проектов), разработанных ДЛЯ усиления кооперации и взаимодействия участников инновационного процесса и, следовательно, ДЛЯ улучшения функционирования НИС в целом; 3. меры, направленные на улучшение доступа, распространение или углубление знаний О специфических аспектах НИС (разработка отраслевых, секторных, региональных стратегий, форсайтов, распространение опыта лучших инновационных предприятий и т.д.); 4. Законодательное обеспечение инновационной деятельности); 5. финансирование инновационной инфраструктуры

2. недостаточное внедрение результатов ИиР в производство разрыв между наукой и прозводством - появление «долин смерти», где «умирают» изобретения, не попавшие по тем или иным причинам в массовое производство. Решение создание «инновационного моста», призванного нивелировать разрыв между наукой и техникой и помочь инновациям достичь конечного потребителя.

Налоговые льготы Австрия: С 2005 года компании получают премию в размере 25% затрат на ИиР (не более 100 тыс. евро в год) Бельгия: Снижение подоходного налога с ученых. Компании, ведущие ИиР или сотрудничающие с научными организациями, могут оставлять себе 50% от объема налогов с заработной платы. Италия: Субсидия в 10% от суммы подоходного налога ученым, вернувшимся на ПМЖ в Ирландии размер налогового кредита для «научных» затрат составляет 20%

Создание институтов превосходства (Centre of exellence) Государственная поддержка организаций, осуществляющих ИиР по «национальным приоритетам» 1. Создание центров с «чистого листа» для осуществления масштабных стратегически значимых проектов (США, Франция) 2. Поддержка ИиР специализированных институтов в рамках их основного профиля (Германия) 3. Поддержка деятельности исследовательских университетов и развитие коллективов при помощи грантов (Финляндия )

Оценка качества и результативности Великобритания – обязательная «исследовательская аттестация» университетов и научных центров Норвегия – аккредитация учебных заведенийучреждено независимое государственное Агентство по обеспечению качества в сфере образования (Agency for Quality Assurance in Education), ведущее аккредитацию высших учебных заведений (в том числе занимающихся ИиР) с использованием комплексных оценок их работы. Австрия –учреждено специальное Агентство по обеспечению качества (Quality Assurance Agency), обеспечивающее регулярное (циклическое) оценивание деятельности университетов

задачи по совершенствованию инновационной политики 1. Формирование новых знаний; распространение знаний; потребление знаний. 2. Ключевым вопросом политики становится улучшение процесса усвоения и расширения знаний в компаниях; 3. необходимость улучшения внутри- правительственной координации инновационной политики; 4. растущая роль регионов и необходимость улучшения координации между национальной и региональной инновационной политикой.

Инновационная стратегия США Формирование инновационной политики в начале 80-х гг. Цели – использование научно-технологического потенциала, укрепление внутренних связей в научно-технологическом комплексе, формирование инновационного климата Объект государственной инновационной политики США – преимущественно частный бизнес

Инновационная стратегия США 1. Антитрестовское законодательство (не распространяется на сферу НИОКР) 2. Органы управления Национальное управление по технологической политике (при Федеральном министерстве торговли) Управление на научно-технической политике Президента Научно-исследовательская служба Конгресса Нац. Исследовательский Совет Американская ассоциация развития науки 3. Государственные научно-технологические программы Основная наиболее эффективная форма – государственная поддержка университетско-промышленных исследовательских центров Ежегодный рост альянсов на 10% ежегодно в последние 20 лет стимулирование инновационной деятельности частного сектора

Инновационная стратегия США «Национальная инициатива по конкурентоспо собности: мировое лидерство по инновациям» (февраль 2006 года) Удвоение в течение 10 лет финансирования исследований, выполняемых ключевыми для инновационной сферы федеральными ведомствами Улучшение системы подготовки кадров Бессрочные налоговые скидки для НИОКР Создание программы по технологическим инновациям

Программа по технологическим инновациям (Technology Innovation Program) Национальный институт Стандартов и технологий Закрепление данных принципов в принятом в 2007 году Законе о конкурентоспособности (America Competes Act) Поддержка и стимулирование инноваций через содействие исследованиям с высоким потенциалом, но значительным риском в критически важных для социальной сферы областях Финансирование инновационных проектов малого и среднего бизнеса и университетов на долевой основе (50%) Получение другими компаниями, национальными и коммерческими лабораториями грантов по данной программе при лидирующей роли основных грантополучателей

Emergency Economic stabilization act (2008) 1. Увеличение бюджетного финансирования науки в 2008/2009 гг. на 4%, в том числе: Фундаментальные исследования 13,9% 2. Налоговые льготы по расходам на R&D: Увеличение ставки налогового кредита с 12 до 14% от суммы, которая превышает 50% средней величины расходов на науку компаний за 3 года снижение налогов для работников HT компаний, имеющих опционы по активам своих компаний 3. Приоритеты развития: энергетика Увеличение расходов на бюджетное финансирование на 25,4% Космос на 5,4%

Стратегия Японии 3-ий план развития науки и технологии на гг Важнейший постулат – политика в области науки и техники может эффективно осуществляться только если она понятна и поддерживается населением Развитие исследовательских центров мирового уровня Создание конкурентной среды Значительные эффективные государственные инвестиции в ключевые отрасли Снятие ограничений на трансфер результатов исследований в производства

Эффективность финансовых инструментов инноваций Оценка эффективности финансового инструмента строится на сопоставлении эффекта от воздействия финансового стимула на инновационные компании с административными издержками по его содержанию.. Согласно исследованиям Еврокомиссии, положительное воздействие финансовых инновационных стимулов ощутили компаний в США и компаний во Франции. После введения системы налогового кредитования для малого и среднего бизнеса в Великобритании в 2000 г. порядка компаний извлекли выгоду от данного финансового инструмента

Япония Ориентация научно-технической стратегии на переход компаний и фирм в группу лидеров Разработка и использование принципиально новых продуктов и преимущественно отечественных технологий Ужесточение мер патентно-лицензионной торговли Главная отличительная особенность реализации выработанной инновационной политики в Японии- механизм вовлечения компаний в проекты, частично финансируемые государством (коллективные промышленные НИОКР) Стимулирование подобного сотрудничества – одна из главных задач государственных органов

Emergency Economic stabilization act (2008) 1. Увеличение бюджетного финансирования науки в 2008/2009 гг. на 4%, в том числе: – Фундаментальные исследования 13,9% 2. Налоговые льготы по расходам на R&D: – Увеличение ставки налогового кредита с 12 до 14% от суммы, которая превышает 50% средней величины расходов на науку компаний за 3 года – снижение налогов для работников HT компаний, имеющих опционы по активам своих компаний 3. Приоритеты развития: энергетика – Увеличение расходов на бюджетное финансирование на 25,4% – Космос ()на 5,4%

Спасибо за внимание! УСПЕХОВ!