Личностные расстройства Психопатии. Психопатия патологическое состояние личности, проявляющееся ее общей дисгармонией, выраженной в такой степени, что.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здесь и далее в оформлении использовались работы И. Карасёва.
Advertisements

Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
ШКОЛА КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ Встреча вторая 20 ноября 2009 г. Встреча вторая 20 ноября 2009 г.
За пределами нормы За пределами нормы. Что такое девиантное поведение ? Девиантное или «отклоняющееся» (deviatio – по латински «отклонение»)
Михайлова И.И. Центр по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН (Москва) Виды самостигматизации психически больных.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Возбужденная Психопатия Рамазан Ардак Группа: 566 ОМ Проверила:
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя (полная) общеобразовательная школа 10» Взаимосвязь акцентуаций характера с девиантным поведением подростков.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Погосян Г. В.. Химическая зависимость - вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами,
Личность и характер. Норма и патология. ЛИЧНОСТЬ -это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт.
Проблемы психического здоровья детей и подростков. Влияние детско- родительских отношений.
Почти одновременно с Эскиролем английский врач Причард дал подробное и основанное на изучении большого материала из мира душевнобольных и преступников.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Деменция ( лат. dementia) приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Транксрипт:

Личностные расстройства Психопатии

Психопатия патологическое состояние личности, проявляющееся ее общей дисгармонией, выраженной в такой степени, что это приводит к нарушениям межличностного общения и социальной адаптации человека во многих сферах его жизни. – стойкая аномалия личности, характеризующаяся дисгармонией эмоционально-волевой сферы и своеобразным, преимущественно аффективным, мышлением.

Психопатии – склад личности, от которого, по определению немецкого психиатра и психолога Курта Шнайдера ( ), страдает или сам индивид, или общество. На протяжении многих лет в отечественной медицине психопатии рассматривались как продукт дисгармонического развития личности (Лебединский, 1996).

К типичным проявлениям психопатии относят неумение управлять эмоциями (вспыльчивость, неоправданный оптимизм или пессимизм, подозрительность), слабость воли и расторможенность влечений (леность, нетерпеливость, склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, гиперсексуальность, подверженность асоциальному влиянию), опасные и нецелесообразные поступки (агрессия, уход из дома, бессмысленное воровство, насилие или чрезвычайная замкнутость, отказ от контактов с людьми), неверную самооценку.

Описанные свойства личности развиваются в детстве и стойко сохраняются в течение всей жизни без существенных изменений. Психопатия – не болезнь, но ее считают фактором предрасполагающим ко многим психическим заболеваниям (неврозы, алкоголизм, наркомании, депрессия и пр.), суициду и уголовным преступлениям.

Ганнушкин Петр Борисович ( ) - русский психиатр. ученик С. С. Корсакова и В. П. Сербского, создатель оригинальной отечественной концепции малой психиатрии, учения о психопатиях.

Монография П. Б. Ганнушкина "Клиника психопатий: их статика, динамика и систематика" содержит яркое и детальное описание существенных особенностей основных типов патологических характеров. Элементы его типологии в дальнейшем были использованы в работах А.Е. Личко.

В настоящее время в связи с пересмотром клинического содержания и приобретением термином «психопатия» нарицательного значения в современных классификациях психических расстройств, в том числе и МКБ-10, используется новый термин «специфические расстройства личности», которые обозначают стойкие врожденные или приобретенные характерологические расстройства при общей сохранности интеллекта, приводящие к нарушениям межличностных отношений и адаптации к окружающему.

Смысл подобного определения почти полностью совпадает с тремя обязательными характеристиками, предложенными в 1933 г. П.Б. Ганнушкиным и окончательно сформулированные Кербиковым (1971): тотальность характерологических нарушений, их стойкость, изменения социальной адаптации.

Тотальность охвата личности, всего ее психического склада, а не отдельных черт характера: в когнитивной сфере (то есть характер восприятия и интерпретации предметов, людей и событий; формирование отношений и образов Я и «другие»), в эмоциональной сфере (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций), в контролировании влечений и удовлетворении потребностей, в отношениях с другими и манере решения интерперсональных ситуаций.

Стабильность проявлений - однотипность реагирования, при которой патологические черты актуализируются везде и всегда, в слабой зависимости от благоприятности или неблагоприятности ситуации, на протяжении всей жизни, что не исключает наличия довольно длительных периодов компенсации.

Социальная дезадаптация Обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности. Нарушения социального поведения и взаимодействия представляют собой либо чрезмерные, либо существенные отклонения от нормативного образа социального взаимодействия и межличностных отношений, свойственных определенной культуре. В разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм.

Т.о., личностные расстройства представляют собой глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, отличающиеся негибкостью реагирования на широкий диапазон различных социальных ситуаций. Самим человеком фактическая дисгармоничность личности индивидуально приемлема и не воспринимается как чуждая, требующая специализированного вмешательства и психиатрической помощи.

К. Ясперс, часто подчеркивавший синонимичность понятий «психопатия» и «расстройство личности», вообще считал, что в психопатии и неврозах, равно как и в психозах, раскрываются не только отклонения от здоровой нормы, но и истинные источники человеческих возможностей, проявление глубочайшей человеческой сущности.

Личностные расстройства отличают от изменений личности Они представляют собой онтогенетические состояния, которые появляются в детстве или подростковом возрасте и сохраняются в периоде зрелости. Они не являются вторичными по отношению к другому психическому расстройству или заболеванию мозга, хотя могут предшествовать другим расстройствам или сосуществовать с ними. Изменения личности приобретаются обычно во взрослой жизни вслед за тяжелым либо длительным состоянием, экстремальными средовыми депривациями, серьезными психическими расстройствами, заболеваниями или травмами мозга.

В последние готы наиболее обоснованной выглядит концепция полиэтиологичности происхождения личностных расстройств. Причинами их формирования считают наследуемые и приобретенные в раннем детстве особенности конституции, а также влияние микросоциального окружения и неправильное воспитание (гипер- и гипоопека).

Проблема классификации личностных расстройств (психопатий). Чистых психопатических групп не существует. Между ними – постепенные перехоты.

Классификация, предложенная П.Б. Ганнушкиным ГРУППА ЦИКЛОИДОВ ГРУППА АСТЕНИКОВ ГРУППА ШИЗОИДОВ ГРУППА ПАРАНОИКОВ ГРУППА ЭПИЛЕПТОИДОВ ГРУППА ИСТЕРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРОВ ГРУППА НЕУСТОЙЧИВЫХ ПСИХОПАТОВ ГРУППА АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОПАТОВГРУППА АНТИСОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОПАТОВ ГРУППА КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ГЛУПЫХ

Общепризнанной классификации психопатий нет, обычно выделяют: паранойяльную (склонность к сверхценным идеям), шизоидную (замкнутость), истерическую (демонстративность), неустойчивую (безволие), возбудимую (вспыльчивость), психастению (тревожность и педантизм), астеническую (утомляемость и зависимость).

Классификация личностных расстройств (МКБ-10) Параноидное Шизоидное Диссоциальное Эмоционально неустойчивое Истерическое Ананкастное Тревожное Расстройство типа зависимой личности Смешанные расстройства личности

Классификация личностных расстройств Группы психопатий E.Kraepeli n (1904) E.Kretsc hmer (1921) K.Schneide r (1923) Ганнушкин П.Б. (1933) T.Henderso n (1947) МКБ (10-й пересмотр) Психопатии с преобладанием изменения в сфере мышления Чудаки Шизои ты (мечтатели) Неадекв атные Шизоидн ое расстройство личности Психопатии с преобладанием эмоциональных нарушений Фантаст ы Лгуны и мошенники Ищущие признания Истерич еские Патологи ческие лгуны Творческ ие Истерич еское расстройство личности

Психоаналитический подход

Диагностическая система координат в психоанализе включает два измерения: (1) уровень развития личности (определяющий степень психологического благополучия или нарушения индивида) и (2) тип организации характера (придающий каждому человеку его уникальную неповторимость и, в то же время, роднящий его с другими представителями рода человеческого).

Классическая теория Фрейда Если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего психосексуального развития (результат конституционных особенностей ребенка и действий родителей), он будет «фиксирован» на проблемах данной фазы. Ограниченность объяснительных возможностей данной модели.

Уровень развития личности Несмотря на новое (по сравнению с З. Фрейдом) понимание личностного развития, для современного психоанализа остаются несомненными следующие положения его теории: (1) существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников; (2) взаимодействия в ранние готы создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта; (3) идентификация уровня развития личности это кардинально важная часть нашего понимания характера человека.

Несмотря на все ревизии, в психоаналитической теории развития продолжают оставаться все те же три фазы инфантильной психологической организации: (1) первый год и половина второго года жизни (оральная фаза по Фрейду); (2) промежуток от полутора-двух лет до трех лет жизни (анальная фаза по Фрейду); (3) время между 3-4 и, примерно, 6-ю годами жизни (эдипова фаза по Фрейду). Приблизительность этих стадий отражает индивидуальные различия детей; последовательность всегда одна и та же, даже если ребенок опережает или отстает в развитии.

Каждого человека можно описать как имеющего определенный уровень развития личности (психотический, пограничный, невротический) и тип организации характера (истерический, параноидный, депрессивный и так далее).

Тип организации характера означает, что данному человеку свойственен определенный паттерн импульсов, тревог, защитных механизмов и объектных отношений, который в травмирующей ситуации, превосходящей адаптационные возможности индивида, может обусловить декомпенсацию в виде соответствующего расстройства.

Психоаналитические мыслители полагают (хотя это и не отражено явно в литературе по диагностике), что кажтый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтение является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов: (1) врожденного темперамента; (2) прироты стрессов, пережитых в раннем детстве; (3) защит, образцами для которых были родители или другие значимые фигуры; (4) усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.

Невротический Пограничный Психотический истерический, параноидный, депрессивный, шизоидный …

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХАРАКТЕРОВ 1. Психопатические (асоциальные) личности. 2. Нарциссические личности. 3. Шизоидные личности. 4. Параноидные личности. 5. Депрессивные и маниакальные личности. 6. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные) личности. 7. Обсессивные и компульсивные личности. 8. Истерические или театральные личности. 9. Диссоциативные личности. Др.

В психоаналитической традиции пограничная личностная организация или пограничные расстройства являются самостоятельной диагностической категорией и занимают в континууме развития (первом измерении в системе координат) пограничное место между психотическими и невротическими организациями, качественно отличаясь и от тех, и от других.