1 Инновационный преподаватель вуза: технолог, менеджер и режиссер образовательного процесса Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Advertisements

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
4 «З» группа – 26 человек Уровни развития предметно- профессиональных компетентностей учащихся: высокий – б, достаточный – б, средний.
Формирование ключевых компетентностей учащихся начальной школы в процессе работы над проектом Камалова Елена Васильевна МОУ «Крутоярская СОШ»
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЧАС В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПАРК СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
Управление школой с позиции диалога Шлыкова Т.Д., директор школы.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации предшкольного образования Автор презентации: замдиректора по УВР МОУ «СОШ 1» г.Новоалтайска.
Качество лесного образования: проблемы и перспективы Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»
Система методической работы по освоению педагогами ООТ как средство повышения профессионализма учителя проектного обучения Суволокина И.В. зам. директора.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Формирование базовых компетенций выпускника (Смена парадигм) Помощник ректора по качеству Профессор М.Я.Ледяев.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Транксрипт:

1 Инновационный преподаватель вуза: технолог, менеджер и режиссер образовательного процесса Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

2

3 Технология обучения Личность преподавателя Личность студента Содержание Сравнение технологии и методики Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

Преподаватель ХХI века есть явление образовательной технологии и одновременно феномен искусства, что задает некоторые новые акценты в его подготовке и реализации педагогической деятельности. Главная мысль нашего выступления : Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь

5 Инновация (нововведение) - это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». molchanova.spa.msu.ru/Innov-Management2/01-01.htm Определимся с понятиями…. Схема инновационного процесса включает в себя три этапа: новации, внедрение новаций ( инновации) и диффузию инноваций. Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

Распределение ответов на вопрос «Интересуетесь ли Вы инновациями, новинками, изобретениями. Изобретения в каких сферах Вам наиболее интересны?» (ВЦИОМ) 6

7 Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет» Питер Друкер (идеолог менеджмента ) К чему идем……..

8 Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 Общая тенденция построения и реализации гибких образовательных программ связывает ДПО, СПО и ВПО. Это один из базовых принципов современной модели образования. Цель - подготовка людей, имеющих фундамент, на который можно быстро "наращивать" новые специальные знания, в зависимости от велений прогресса и интересов работодателей. К чему идем……..

9 Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 Образовательное учреждение с точки зрения менеджмента и их роли в обществе занимают особое место, так как своим функционированием задают тип и стиль поведения не только тех, кто в них работает, но и тех, кто в них учится. Фактически можно сказать, что учебные заведения всех типов являются инкубаторами организационной культуры: от того, в каком учебном заведении учился человек, во многом зависит и успешность его личной карьеры, поведения, а в конечном итоге и общая культура всей страны

10 Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 Профессия педагога определяется как деятельность, источником существования которой является владение искусством побуждения студента к достижению желаемых целей, получению намеченных результатов. Две стороны педагогической деятельности - искусство побуждения студента к достижению желаемых целей и превращение обучения в технологический процесс - при внешней противоположности имеют одну очень важную точку пересечение. Эта точка – цели, формулируемые относительно конкретного уровня образования, специальности, дисциплины, занятия, достижение которых будет выступать как способ проверки качества функционирования всей системы в целом.

© Борисова Н.В., КузовВ.Б. Образовательная деятельность = наука + искусство Стандарты Интуиция. Опыт Нормы. Правила. Здравый смысл. Законы, закономерности. Озарение. Наука Искусство

12 Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 1)организация деятельности самоорганизация 2) управление учебной деятельностью самоуправление 3) контроль самоконтроль

13 В основе нетрадиционной системы обучения лежат: интенсивное межличностное общение, партнерство, сотрудничество гибкость и модульность содержания и форм учебного процесса менеджмент в организации деятельности образовательного учреждения, подразделения, процесса ориентация на потребности и интересы потребителя образовательных услуг и продукции и общества в целом (маркетинг). Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

Рассматривает обучающихся как ресурс образовательного процесса Должен верить в способность обучающихся справиться со всем самостоятельно Должен верить в способность обучающихся справиться со всем самостоятельно Передает ответственность (значительную её часть) за обучение и контроль обучающимся Работает в команде, проектирующей образовательный процесс как целостную программу: чему, как, где учить, чем обеспечить, критерии оценки, траектории движения –общие и индивидуальные Проектирование ООП Проектирование ООП как особый вид коллективной (командной) деятельности как особый вид коллективной (командной) деятельности Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 Преподаватель- технолог и менеджер

15 Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 Усложнение целей и внешней среды заставляют обращаться не только к технологизации занятий ( аудиторных и неаудиторных ), но и их сценированию Сценарий – подробное описание действий, список действующих лиц с указанием порядка и времени их выхода

Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012 Принципы и правила проектирования и сценирования Принцип динамического проектирования Принцип модульности Принцип событийности Принцип заботы Информация как средство Связи между элементами Рефлексия и обратная связь Сценическое действие Разнообразие видов деятельности и оргформ Моделирование профессиональной среды Смена видов деятельности Эмоциональное проживание Информация как средство Студент – субъект деятельности Доминирование целей развития Мотивация достижения и успеха Тьютор как менеджер и режиссер Самопроектирование и самоуправление Свобода выбора и ответственность за него Диалог как средство обмена Нарастающая степень сложности

17 © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г Преподаватель в проектировании учебного процесса выступает в роли режиссера и сценариста Как режиссер - сочетает актерское (студенческое) действие с анализом этого действия (рефлексией), корректирует проект действий (сценарий ) Как сценарист – в зависимости от целей обучения подбирает содержание моделей (сценарии ), типы действий и взаимодействий

При проектировании занятия и разработке его сценария необходимо соблюдать: Доминирование целей развития (личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального) Акцент на мотивацию достижения и успеха Акцент на самопроектирование и самоуправление Партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса Диалог как форму и средство обмена информацией, личностными смыслами и ценностями Свободу выбора и личную ответственность за выбор всех участников образовательного процесса Эмоциональную сопричастность и «проживание» образовательных ситуаций и событий в ходе реализации занятия Моделирование профессиональной среды как основы проектирования и реализации занятий © Борисова Н.В., Кузов В.Б. – 2006 г

19 © Борисова Н.В., Кузов – 2003г Информационно- виртуальное Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения Динамика компетентности преподавателя традиционноеинновационное очное заочноеочноедистанционное Транслятор знаний и умений в условиях непосредственного общения Организатор деятельности и транслятор информации в условиях непосредственного общения Лектор Игротехник Тьютор Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения

20 Борисова Н.В., Кузов В.Б Технологичность поведения игротехника - это комплекс профессиональных, артистических и импровизационных качеств и инструментов преподавателя, а также уровень владения ими, гарантирующих ему комфортное поведение в любой аудитории и обеспечивающих достижение заданных целей с минимальными затратами времени, умственных и физических сил.

21 Работа в условиях неопределенности, стрессоустойчивоть Работа в разноуровневой и разнопараметральной аудиториях Двуплановость поведения (раздвоение, растроение т.д.) Психологическая открытость Повышенная рефлексивность Синергетическое мышление и поведение Технологическая гибкость Режиссирование (не только планирование) образовательного процесса Умение перевоплощаться (актерство) Энергетика (показ личной убежденности и стимулирование творческого процесса познания по К.Д.Ушинскому). Отличия игротехника от традиционного преподавателя

22 Следует не забывать напутствие К.Д. Ушинского педагогам (всех видов образования, а инновационного и виртуального особенно) – быть убеждённым и уметь передавать убеждённость как при наличии прямого контакта, так и без оного.

23 Треугольник компетентности тьютора ( по Борисовой Н.) Педагогический менеджмент ( управленческие аспекты проектирования образовательного процесса ) Педагогический выбор как функция педагогической деятельности Педагогическое проектирование в компетентностном формате Деятельность преподавателя должна рассматриваться как синергетическое целое, в котором органично сочетается как технология, так и искусство. Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

Инновационный преподаватель – это творческий специалист в области образования, способный технологически спроектировать образовательный процесс ( технолог ), управлять процессом его реализации ( менеджер) и создавать на основе содержание образования спектакль ( режиссер), Осуществляющей при этом комфортное движение по траектории «лектор- игротехник – тьютор» Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

25 управленца, склонного к инновационной деятельности инновационного преподавателя мотивированного студента В руках эффект от образовательной технологии может во много раз усиливаться Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

В конечном итоге, это сказывается на качестве подготовки выпускников и скорости их адаптации к изменениям окружающей среды, то есть на их конкурентоспособности на рынке труда. Существует сегодня разделяемое многими специалистами и руководителями мнение, что "компания, которая включает технологию в свою стратегию как неотъемлемую часть, значительно повышает свои шансы на извлечение выгод из технологических изменений». Отсюда следует вывод: каждый вуз волен выбирать или создавать образовательные технологии по своему усмотрению и вкусу. При этом следует напомнить, что преподаватели высших учебных заведений в большинстве своем не имеют специального педагогического образования, особенно в вузах технического и экономико-управленческого профиля. Это приводит к полной стихийности выбора и отсутствия соответствия образовательных технологий требования внешней к образованию среды, не говоря уже об их несогласованности по уровням и ступеням образовательной системы. Борисова Наталья Владленовна ИКВО НИТУ МИСиС ноябрь 2012

Это была мечта, которая, очень хочется верить, что когда-либо воплотиться в реальность….. Борисова Н.В. И Кузов В.Б.