1 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Алгоритмы управления документами. Сроки хранения документов Иритикова Вера Степановна, заведующий отделом документоведения ВНИИДАД,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ИНФОДОКУМ-2011 Как перейти на безбумажный документооборот в процессе организации внутренней деятельности органов государственного и муниципального управления.
Advertisements

1 Эффективность деятельности службы ДОУ. Показатели оценки деятельности (KPI) Иритикова Вера Степановна, заведующий отделом документоведения ВНИИДАД, член.
1 Система регламентации органов публичной власти.
Декабрь 2011 года Переход на межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг как приоритетная задача органов местного самоуправления Негородов.
625048, Россия, г. Тюмень 34/1 Тел.: +7(3452) , Проблемы реализации Федерального Закона.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Постановление Правительства РФ от.
Организация межведомственного (межкорпоративного) документооборота на основе портальных решений Microsoft SharePoint.
Структура Некоммерческого партнёрства Общее собрание членов НП Наблюдательный совет Правление НП Президент НП Председатель Правления НП Ревизионная комиссия.
Нормативно-методические документы Политики информационной безопасности города Москвы – практическая реализация требований Федерального и регионального.
Перевод муниципальных услуг в электронный вид: ключевые подходы Отдел организационной работы Управления делами администрации г. Саянск а.
Практические аспекты внедрения электронного документооборота в органах государственного управления Проблемы сочетания электронного и бумажного документооборота.
1 1 Значительно облегчает получение услуг гражданами и организациями Обеспечивается серьезный экономический эффект Предоставление государственных и муниципальных.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
1 Государственное регулирование ДОУ Государственное регулирование ДОУ. Нормативно-методические проблемы организации делопроизводства Иритикова Вера Степановна,
Специальность « Организация защиты информации»
Внедрение автоматизированной информационной системы (АИС) в образовательном учреждении.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ( годы)
Разработка и внедрение научно-методических подходов и модели создания реестра примерных образовательных программ общего образования с использованием информационно-коммуникационных.
Опыт Intecracy Group в создании проектов для реализации концепции электронного правительства в Украине Единая информационно-аналитическая система «Довкілля.
Администрация Губернатора Калужской области. Цели прохождения практики : систематизация и углубление знаний в области государственного и муниципального.
Транксрипт:

1 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Алгоритмы управления документами. Сроки хранения документов Иритикова Вера Степановна, заведующий отделом документоведения ВНИИДАД, эксперт Гильдии управляющих документацией Москва, декабря 2012 г.

2 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Инновации – внедрение концепции управления документами. Управление документами (records management) – совокупность планомерных и эффективных действий по созданию, использованию, хранению и уничтожению документов в организациях с целью доказательства проведения деловых (управленческих) операций (ГОСТ Р ИСО – СИБИД. Управление документами. Общие требования). Единство требований к управлению документами всех форматов и на всех видах носителей; Главная функция документа – доказательная, правовая; Признаки документа; Структура документа.

3 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 ГОСТ Р ИСО «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования»: -выбор материального носителя информации зависит от сроков хранения документов; -при проектировании системы управления документами следует выбирать подходящую среду хранения и носители информации, средства физической защиты информации, процедуры обработки и системы хранения; -ЭД создаются в информационной системе (системе управления документами) как оригиналы без дублирования в бумажной форме.

4 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Алгоритм создания документа: вид документа – функция управления –способ документирования/носитель – ценность документа (выражается в сроке хранения) На практике алгоритм реализуется на основе классификатора участков и вопросов деятельности организации

5 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Алгоритм управления документами: функция/процесс – вид документа/разновидность (в аспекте принадлежности к системе и подсистемам документации и срока действия) – срок хранения – форма представления/выбор носителя – подлинник/копия – ответственный за создание/сохранность/уничтожение.

6 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Срок хранения становится точкой выбора формы документа (электронной или бумажной) и определяет алгоритм управления документом (документами): - электронный проект в ИС – бумажный оригинал – постоянное хранение с целью доказательства; -электронный проект в ИС – электронная копия – трансляция, направление исполнителю, контроль исполнения – информационный ресурс для СМЭВ – фонд пользования государственного или муниципального архива Наблюдательное дело, которое ведет государственные или муниципальный архив

7 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Практика органов государственной власти и органов местного самоуправления: - классификаторы функций/услуг; - административные регламенты исполнения функций/оказания услуг: -стандарт исполнения функции/предоставления услуги; -блок-схемы («вход» и «выход» – документы и информация, срок хранения, выбор носителя)

8 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Пример: -Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок Перечень типовых управленческих архивных документов..., с указанием сроков хранения (М.,2010): обращения граждан (предложения, заявления, жалобы, претензии) и документы по их рассмотрению: -предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции – Пост., ст. 183 а); -обращения граждан личного характера – 5 л. ЭПК, ст.183 б); -обращения граждан оперативного характера – 5 л., ст. 183 в).

9 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Если срок хранения – «точка маршрутизации» и «точка выбора носителя», то в Административный регламент необходимо включать: - блок-схемы по каждому из видов обращений в зависимости от сроков хранения с указанием ответственного за обеспечение сохранности (структурное подразделение, должностное лицо), способа доставки (портал госуслуг, сайт, личный прием, телефон, почта и т.п.) и формы документа; -самостоятельные блок-схемы, отражающие работу по обращениям, поступившим на рассмотрение из вышестоящих организаций и контролирующих органов, от депутатов (по МЭДО и обычными способами доставки). Типовые формы документов (все применяемые «электронные шаблоны»), сопровождающих административные процедуры (реестры, карточка личного приёма, отчеты подведомственных организаций и т.п.) о работе с обращениями граждан должны быть включены в состав Административного регламента в качестве приложений и должны быть утверждены в его составе, что является оптимальной формой утверждения данных типовых унифицированных форм документов.

10 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 1.Обследование юридической, административной и экономической сфер деятельности организации: - выявление стратегии, концепций, изучение устава, планов, внутренних регламентирующих документов; - разработка краткого перечня (обзора) электронных документов по всем АИС организации; - анализ перспектив хранения электронных документов, отражающих имущественные права; - анализ перспектив долгосрочного хранения документов, необходимых для доказательства законности деятельности организации.

11 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 2. Анализ деятельности организации с целью обоснования разработки иерархически структурированного представления и описания в АИС функций, действий и сделок организации: - выявление регламентирующей нормативно-правовой базы деятельности (анализ административных регламентов, технологических и др. документов); - выявление электронных документов, возникающих по функциям и направлениям деятельности организации; - разработка классификационной схемы/классификатора электронных документов и возможной структуры электронного архива/хранилища электронных документов.

12 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 3.Анализ электронных документов с целью определения их юридической силы: - выявление видов электронных документов, подлежащих учету и хранению; - определение сроков хранения документов – оперативных (временных) и долговременных; - решение вопроса о форме и формате документов, подтверждающих законность деловой деятельности организации, учет риска судебной ответственности (полномочия, процесс принятия решения, версионность электронных документов, комплект версий значимых электронных документов). По сделкам – если процесс реализации регламентирован поэтапно, то хранению подлежат прежде всего документы начального этапа; если в целом – то завершающие документы (комплект)

13 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 4. электронных документов, подлежащих долгосрочному хранению: 4. Определение состава электронных документов, подлежащих долгосрочному хранению: - выявление видов электронных документов, срок хранения которых превышает продолжительность эксплуатации АИС/СУД, в которой они были созданы; - прогноз исторической и практической ценности электронных документов. Это влияет на решение вопроса о функциональности АИС /СУД, в которой должна быть обеспечена соответствующая сохранность документов, вопроса о форматах электронных документов, которые должны конвертироваться в «архивные» форматы (основные затраты - на преобразование форматов и обслуживание). Сроки хранения электронных документов соответствуют срокам хранения бумажных документов.

14 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 5. долгосрочному хранению: 5. Оценка эксплуатирующихся в организации АИС на соблюдение требований к долгосрочному хранению: - разработка системы мероприятий по сбору информации обо всех эксплуатирующихся в организации АИС/СУД, о планах модернизации и закупки новых; - составление и ведение полного списка АИС/СУД (учет всех информационных ресурсов и информационных систем, включая веб-сайты, способных создавать и хранить информацию в электронной форме). Это необходимо для установления конкретных ответственных, формализации функций и задач, по которым создаются электронные документы, установления взаимосвязей между системами, устранения дублирования, выявления электронных документов и их частей, которые копируются в бумажной форме и т.п.

15 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 6. Разработка стратегии обеспечения сохранности электронных документов: - разработка политики, стандартов, регламентирующих документов, предусматривающих полный цикл управления документами – от оперативного документирования/создания электронных документов до их последующего архивирования/подготовки к долговременному хранению и сдаче в архив/электронное хранилище; - выбор и закрепление алгоритмов управления документами, включая выбор носителя (формы документа) и форматов.

16 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Этапы выработки архивных требований к СУД/СЭД/АИС: 7. Обеспечение краткосрочного хранения электронных документов: - форматы электронных документов; - формы для чтения; - формы для печати; -унифицированные типовые формы (электронные шаблоны). Пока электронные документы находятся в АИС/СУД, специальных мер по обеспечению сохранности не требуется; как только прошла модернизация/доработка АИС или её данные перенесены на внешнее автономное устройство хранения, то соответствие и целостность электронных документов должны тщательно проверяться. Архив осуществляет мониторинг всех изменений в процессе обслуживания/эксплуатации СУД/АИС, в которой создаются электронные документы.

17 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Выводы: 1. Организация хранения электронных документов: - контроль рисков несанкционированного доступа, особенно при дистанционной работе в АИС - контроль параметров физической среды; - резервное копирование/резервная система/резервный сервер в обособленном или удаленном помещении (формируются страховые копии, страховой фонд); - регулярный контроль форматов файлов и планирование миграции файловых форматов в АИС; -конвертация файлов в каждой новой версии ПО АИС с максимальной поддержкой первоначальных форматов или конвертация электронных документов и вывод их на печать в открытом формате хранения; -учет электронных документов в АИС архива организации или государственного или муниципального архива;

18 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Выводы: 2. Обеспечение сохранности и дальнейшего использования электронных документов: - миграция в состав специальной АИС, предназначенной для долговременного хранения электронных документов; - поддержка и сопровождение выведенной из эксплуатации АИС на период востребованности электронных документов (только для краткосрочного хранения, т.к. поддержка устаревших АИС обходится дорого, а также их аппаратную часть бывает невозможно заменить из-за технического устаревания и отсутствия на рынке).

19 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Выводы: 3. Показатели оценки готовности архива к работе с электронными документами: - привлечение архивистов к участию в решении задач обеспечения сохранности электронных документов; - наличие стратегии (концепции или политики) обеспечения сохранности электронных документов в эксплуатирующихся АИС; - наличие методики/регламентирующих документов управления документами в аспекте архивных требований; - достаточность профессиональных знаний и квалификации сотрудников архива; - наличие технологической инфраструктуры; - наличие ресурсов и финансирования обеспечения сохранности электронных документов; - правильное взаимодействие архива и разработчиков требований к АИС и электронным документам организаций.

20 ИНФОДОКУМ_АРХИВ_2012 Выводы: новая единая специальность - «Документоведение и архивоведение»; перспективы развития – управление документами.