Управление качеством образовательной программы магистратуры Проректор по учебной работе РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, зам. председателя УМО по агрономическому.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Advertisements

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего.
Учебно-методическая секция О разработке магистерских программ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального.
Транксрипт:

Управление качеством образовательной программы магистратуры Проректор по учебной работе РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, зам. председателя УМО по агрономическому образованию, д.т.н., проф. Н.И. Дунченко

Исторические аспекты происхождения магистратуры Magistr (лат.) - "наставник", "учитель", "руководитель". В русском переводе - "мастер своего дела". В Византии "магистр" - это высший титул служебной знати. В средние века "магистр" - это особое звание, которое носил учитель "семи свободных искусств". Магистр в Древнем Риме должностное лицо (магистр всадников и др.), соответствующее более пятидесяти должностям. ; позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений (например, Великий Магистр, или гроссмейстер). В средневековом университете существовали следующие академические степени: бакалавр, магистр и доктор философии, но в некоторых странах существовали только академические степени: бакалавр, лиценциат и доктор философии. В 1240 году магистры получили право избирать ректора университетебакалаврдоктор философиибакалаврлиценциатдоктор философии 1240 годуректора 2

Магистратура изначально формировалась в англо-саксонском образовании. Её не было в германском или французском университетах. Наша же традиционная система образования до революции копировала Берлинскую систему, включающую элементы дореволюционного Гумбертовского университета и советской системы. Магистерские программы в современном виде получили развитие в британских и американских университетах. В рамках Болонского процесса эти программы были приведены к определенному стандарту. Этот стандарт описан в рамочном документе «Дублинских дескрипторах». Это краткий рамочный документ, который в общих чертах описывает, что такое магистерская программа, где главное внимание уделяется приобретаемым результатам обучения. Результаты обучения это широкое понятие, куда входят и знания, и способность творчески применять полученные знания. 3

Существуют разные степени магистра (англ. Master) в Западной Европе и США, например:англ.США Master of Arts, M.A. (рус. Магистр искусств) присуждается в гуманитарных областях знаниярус. Master of Science, M.Sc. (рус. Магистр наук) присуждается в точных и естественных наукахрус.точныхестественных науках Master of Business Administration, MBA (рус. Магистр делового администрирования)рус. Legum Magister (Master of Laws), LL.M (рус. Магистр права) Legum Magisterрус. Master of Public Administration, MPA (рус. Магистр государственного управления)рус. Master of Engineering, M.Eng. (рус. Магистр технических наук)рус. Master of Divinity, M.Div. (рус. Магистр богословия)рус. 4

Магистры в дореволюционной России В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором.Александра I24 января 1803 года докторкандидат Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах).титулярного советникаТабели о рангах Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге.Московскому ТартускийКазанскомуХарьковскомуВиленскому университету 20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения. 20 января1819 года 5

Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года. Таким образом, дореволюционный магистр может быть приблизительно приравнен к современному кандидату наук. Исключением являлась присваиваемая духовными академиями степень магистра богословия, которая, как и степень кандидата богословия, присваивалась без защиты диссертации, только по результатам обучения в духовной академии (для получения степени доктора богословия защита диссертации была необходима). Присуждение степени магистра утверждалось министром духовных дел и народного просвещения.кандидату наукмагистра богословиякандидата богословиядоктора богословиядиссертации 6

Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете. В России ученая степень магистра была введена императорским указом в 1803 году. В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается система магистр доктор1884 году В 1917 году в России упраздняются все научные степени и до 1934 года учёных степеней не было.1917 году1934 года 7

В 1993 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.1993 году Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.бакалавровспециалистовквалификация Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.бакалавра специалистаКвалификациямагистерской диссертацииГосударственной аттестационной комиссии аспирантуру После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских вузов2010 годабакалавравузов 8

В своей деятельности по развертыванию магистратуры университеты руководствовались Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Государственного Комитета РФ по высшему образованию N42 от г. Ключевым шагом в осознании важности перехода России на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр + магистр) стало решение о присоединении к Болонскому процессу. 19 июня 1999 года министры, отвечающие за высшее образование в 29 странах Европы, подписали Болонскую декларацию. Они сформулировали ряд общих целей, достижение которых позволит к 2010 году создать единое Европейское пространство высшего образования. 19 сентября 2003 года на Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» министры 33 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Это решение закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для РФ это означает, что она обязуется до 2010 года воплотить в жизнь основные цели и принципы Болонского. процесса. 9

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Сегодня в российской системе образования магистратура входит в структуру высшего профессионального образования. На сегодняшний момент выпускники вузов могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста или магистра по соответствующим направлениям подготовки (специальностям). причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. 10

Однако, по версии 3.05 Интегрированного закона « Об образовании» и законодательству, вступившему в силу по уровневому образованию Программы бакалавриата, специалитета и магистратуры рассматриваются самостоятельными и содержательно не связанными; Студент, окончивший бакалавриат, не может поступить на специалитет и продолжить обучение на 5 курсе специалитета. Выпускник специалитета не может продолжить обучение в родственной магистратуре, потому что не имеет диплом бакалавра. Он должен поступать на 1 курс бакалавриата. 11

Нормативные документы для разработки магистерской программы Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют: Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года 125-ФЗ); Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года 71; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению магистратуры; Нормативно-методические документы Минобрнауки России; Устав вуза Положение о факультете Положение о магистратуре Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Положение о магистерской диссертации 12

Основополагающий методологический материал Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Экспериментальная учебная программа обучения разработчиков образовательных стандартов нового поколения Под редакцией д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко 13

Система управления качеством образовательной программы магистратуры представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии 14

Основная образовательная программа магистратуры включает: 1. Общие положения 1.1 Основная образовательная программа магистратуры как система документов 1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы 1.3. Общая характеристика магистерской программы Цель магистерской программы Срок освоения магистерской программы Трудоемкость магистерской программы за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению составляет 120 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. 15

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций: ( перечень компетенций) 16

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника 2.2. Виды профессиональной деятельности выпускника 2.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы а) общекультурными (ОК): б) профессиональными (ПК): 17

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры по направлению подготовки регламентируется учебным планом магистра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий 18

4.1. Учебный план подготовки магистра Учебный план магистерской программы. В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовой части профессионального цикла указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов указан перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций ПрООП ВПО и особенностей данной магистерской программы. Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен решением Ученого совета факультета вуза. Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. При составлении учебного плана вуз руководствовался общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки. Наряду с Учебным планом магистерской программы для каждого обучающегося в магистратуре разрабатывается индивидуальный план подготовки магистра в соответствии с утвержденной формой и регламентом. 19

4.2. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин Рабочие программы дисциплины Рабочие программы разрабатываются по всем учебным дисциплинам как базовой, так и вариативной частей учебного плана по данному профилю подготовки магистра, а также по всем авторским курсам, определяющим специфику данной магистерской программы Программы практик и организация научно- исследовательской работы обучающихся Программы практик Организация научно-исследовательской работы обучающихся. Виды научно-исследовательской работы магистранта, этапы и формы контроля ее выполнения. 20

5. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определенных ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки. 21

по версии 3.05 Интегрированного закона « Об образовании» в соответствии со ст.12 ООП разрабатываются самостоятельно вузом на основе ПрООП, которые должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения ООП с учетом уровня, направленности ОП, профессии, направления подготовки, региональных, национальных и этнокультурных особенностей. ПрООП проходят экспертизу и включаются в реестр, являющийся государственной информационной системой 22

6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП магистратуры осуществляется в соответствии с Типовым положением о вузе. 23

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП вуз создает и утверждает фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Эти фонды включают: контрольные вопросы и типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ / проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся. 24

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы Итоговая государственная аттестация выпускника магистратуры включает защиту магистерской выпускной квалификационной работы, которая регламентируется Положением о порядке организации защиты и оценке магистерских диссертаций. 25

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. В целях обеспечения качества подготовки студентов по магистерской программе на факультете, где реализуется ОП разрабатываются, утверждаются Ученым советом факультета и реализуются следующие нормативно- методические документы: Положение о балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов; Положение о порядке организации защиты и оценке магистерских диссертаций; Положение о порядке проведения анкетирования студентов и профессорско-преподавательского состава. 26

Инструменты качества, применяемые при управлении качеством ООП: анкетирование магистрантов по завершению модуля; анкетирование работодателей ежегодное; анкетирование выпускников; интервьюирование магистрантов семестровое; анализ трудоустройства магистров; процессный подход; системный подход 27

Управляющие процессы ежегодное обновление рабочих учебных планов; управление расписанием с учетом индивидуальных образовательных маршрутов и сочетания различных форм обучения ( очная, очно – заочная, заочное, экстернат. Ст.17 версии 3.05 ИЗ.) управление командой преподавателей; управление модулем – совокупностью дисциплин, обеспечивающих формирование соответствующих компетенций с учетом анализа результатов анкетирования магистров, выпускников и работодателей 28

управление индивидуальными маршрутами изучения учебной дисциплины на основе вариативных видов деятельности; управление карьерой выпускников; анализ удовлетворённости магистров организацией учебного процесса; развитие системы постоянно действующих семинаров; развитие международного научного обмена; проведение мастер – классов ведущих преподавателей; обучение действием: кейсы, имитационные и деловые игры, тренинги; проведение дней карьеры. 29

Формирование модели компетенций магистра ( портрет выпускника ) При разработке «компетентностных моделей» выпускников целесообразно принять во внимание рекомендацию Еврокомиссии относительно восьми ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый европеец. К ним относятся: 1) компетенция в области родного языка; 2) компетенция в сфере иностранных языков; 3) математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции; 4) компьютерная компетенция; 5) учебная компетенция; 6) межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция; 7) компетенция предпринимательства; 8) культурная компетенция. 30

Эти компетенции поддерживаются определенными способностями, к которым причисляются во всех жизненных областях такие необходимые acпeкты, как критическое мышление, креативность, «европейское измерение» и активная жизненная позиция. Совместно эти способности содействуют развитию личности, активному взаимодействию и улучшению трудоустройства. Наборы универсальных компетенций и их ранжирование в кoмпeтeнтнocтныx моделях выпускников могут зависеть от специфики вуза, его позиционирования и статуса. 31

Спасибо за внимание! 32