Занятие в системе дополнительного образования детей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы занятий в УДОД. Традиционные формы занятия в УДОД Лекция Семинар Игра Дискуссия Соревнование Праздник Самостоятельная работа Урок Репетиция Тренировка.
Advertisements

В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Технология проведения «Мастер - класса» Проничева Наталья Кирилловна заместитель директора заместитель директора МАОУ «СОШ 23» МАОУ «СОШ 23»
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
Результат и результативность образовательного процесса в системе дополнительного образования детей.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
Транксрипт:

Занятие в системе дополнительного образования детей

План Что такое занятие? (определение, функции, специфика, классификация) Что предваряет проведение занятия? Методические и технологические аспекты занятия Результативность занятия

Актуальность методического сопровождения педагога в вопросах организации занятия Занятие – структурный элемент образовательного процесса Занятие – своеобразная лаборатория, где происходит развитие личности ребенка В ходе занятия совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога В занятии проецируется система преобразований, предусмотренных концепцией модернизации образования

Определение занятия Занятие в системе дополнительного образования детей - это форма организации учебно-воспитательного процесса, характерная для системы дополнительного образования детей, направленная на: реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач; решение конкретной дидактической цели; получение ребенком опыта творчества в определенной области человеческой деятельности.

Функции занятия Дидактические (обучающие)Дидактические Воспитательная Мотивационно-стимулирующая Коммуникативная Эвристическая (творческая)Эвристическая Эстетическая Проективно-прогностическая Эмоционально-позитивная

Дидактические функции ( обучающие, т.е. определяющие основной путь получения ребенком образования, процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков): –Изучение нового материала (получение знаний и ознакомление со способами действия в изучаемой области) –Совершенствование способов действий и знаний (актуализация, пополнение, обобщение, систематизация, закрепление) –Контроль и коррекция (исправление) способов действий и знаний –Демонстрация способов действий и знаний (показ достижений)

Воспитательная функция передача обучающимся (новым поколениям) социально- культурного опыта, целенаправленное воздействие на становление личности, обеспечивающее ее социализацию и самореализацию.

Мотивационно- стимулирующая функция формирование мотивации (побуждений, вызывающих активность) и стимулирование (поощрение) познавательной и творческой активности учащихся

Коммуникативная содействие выработке умений устанавливать и развивать контакты с людьми, исходя из потребности в совместной деятельности (умения: работать в группе, прислушиваться к мнению другого, корректно отстаивать свою точку зрения, помогать товарищам, быть лидером и подчиненным и т.д.)

Эвристическая (творческая) организация деятельности ребенка, результатом которой является создание им новых материальных и духовных ценностей (изделий, макетов, чертежей, художественных произведений и номеров, идей, гипотез и т.д.)

Эстетическая – раскрывающая сущность и проявления прекрасного в деятельности человека и окружающего его мира. Проективно-прогностическая – определяющая дальнейший путь и перспективы обучения и развития ребенка. Эмоционально-позитивная – содействующая получению ребенком радости от познания, общения и творчества, достижения успеха.

Специфика занятия Вариативность (содержания, форм, методов, технологий, ожидаемых результатов) Свобода выбора Опора на интересы и потребности ребенка Личностно-ориентированный подход Ориентация на развитие творчества ребенка Акцент на воспитательный аспект образовательного процесса

Приоритеты образования в школе и в УДОД ШКОЛА УДОД ВР ВО Р О ВР О

Соотнесение прогнозируемых результатов с целью цель СОВОКУПНОСТЬ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И УСЛОВИЙ результат ЗАДАЧИ Обучающие Воспитательные Развивающие Обучающие Воспитательные Развивающие

Аспекты классификации занятий в системе дополнительного образования Доминирующая цель занятия Дидактические функции занятия Доминирующие методы, используемые на занятии Степень творческой активности учащихся

Классификация занятий, исходя из доминирующей цели Тип занятияДоминирующая цельПедагогические технологии Познавательно- репродуктивный Формирование академических знаний, усвоение стандартов Репродуктивно-имитационные Познавательно-ценностныйОсвоение духовно-ценностного опыта человечества Эмоционально-экспрессивные (мотивирующие), художественно-педагогические Познавательно- рефлексивный СамопознаниеРефлексивные Познавательно- эвристический Самостоятельное освоение знаний через проблемно- поисковую деятельность Эвристические: проблемно-поисковые, исследовательские, экспериментальные Практический-прикладнойОсвоение алгоритмов способов деятельности Репродуктивные, имитационные Креативный Развитие творческих способностей, получение продукта творческой деятельности Креативные

Изучение нового материала Совершенствовани е способов действий и знаний Контроль и коррекция способов действий и знаний Демонстрация способов действий и знаний Изучения нового материала Совершенствования способов действий и знаний Контроля и коррекции способов действий и знаний Демонстрации способов действий и знаний Комбинированный (сочетающий все функции) ТипыТипы - лекция; - беседа; - рассказ; - экскурсия; - посещение выставок, концертов, смотров и т.д. - репетиционно- тренировочные занятия; - практические, лабораторные работы; - изготовление продукта по образцу - зачет, учебное тестирование, контрольные работы (письменные и устные; теоретические и практические); - диагностические игры; - защита и анализ творческих работ - концерт; - выставка; - соревнование; - конкурс; - фестиваль; - олимпиада; - клубный день. Сочетание видов, характерных для всех типов занятий. ВидыВиды Классификация занятий исходя из дидактических функций Дидактические функции занятий

Информационно- познавательные методы Методы стимулирования и мотивации Методы контроля и самоконтроля Занятие информационно- познавательного типа Занятие мотивационно- стимулирующего типа Занятие коррекционно- контролирующего типа Комбинированное (сочетающее все группы методов) ТипыТипы лекция рассказ беседа демонстрация экскурсия репетиционно- тренировочное занятие практическое занятие самостоятельная работа и т.д. занятие-игра (познавательные творческие диагностические ролевые и др.) дискуссия выставка концерт соревнования клубный день праздник тренинги и т.д. защита и анализ практических и творческих работ зачет экзамен учебное тестирование контрольная работа взаимоаттестация самоаттестация и т.д. Сочетание видов, характерных для всех типов занятий. ВидыВиды Творческие (креативные) методы Занятие творческого типа проблемно- поисковое Исследова- тельское Занятие моделирование занятие-игра занятие- импровизация генерация идей и оппонентный круг диспут дискуссия и т.д. Классификация занятий исходя из доминирующего метода, используемого педагогом на занятии Группы методов

Восприятие и воспроизведение знаний и способов действий (деятельности) Трансформация, преобразование и создание ребенком собственного опыта РепродуктивныйКогнитивно- эвристический Комбинированный ТипыТипы лекция беседа рассказ демонстрация репетиция тренировка изготовление продукта (изделия, модели …) по образцу исследовательское занятие занятие-конкурс защита и анализ творческих работ проблемно- поисковое диспут дискуссия самостоятельная разработка и создание идеи, продукта сочетание видов, характерных для данных типов занятий. ВидыВиды Креативный моделирование (пластическое, графическое, вербальное, музыкальное, техническое и т.д.) занятие-спектакль театрализация импровизация самостоятельная разработка и создание идеи, продукта Классификация занятий исходя из степени познавательной и творческой активности учащихся Степень творческой активности учащихся

Сравнительный анализ традиционного и творческого типов занятий Линии анализаТип занятия традиционныйкреативный (творческий) ОриентацииНа стандартыНа вариативность Вектор времениРеконструкция прошлогоСозидание будущего МотивацияПриобретение знанийСамовыражение, самоактуализация Характер информацииНепротиворечивая Предлагается в готовом виде Манипуляция чужими идеями Альтернативная Добывается самостоятельно Продуцирование своих идей Процесс познанияУсвоениеОсвоение, преобразование, открытие

Линии анализа Тип занятия традиционный креативный (творческий) Тип мышления Конвергентное (логическое) Конвергентное и дивергентное (творческое) Результаты Запланированы, известны, ориентированы на правильность Вероятны, не известны, ориентированы на оригинальность, нестандартность. Субъект- объектные отношения Ребенок – объект обучения Ребенок – субъект познания Технологии Репродуктивные, имитационные Продуктивные,эвристи- ческие, дистанционные, авторизованные

Линии анализаТип занятия традиционныйкреативный (творческий) Содержательные акценты ОбразовательныеРазвивающие Функции педагога Транслятор знанийСопровождение Структура занятия РегламентированнаяСвободная

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ Под методом понимается система последовательных взаимосвязанных действий педагога и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. (Российская педагогическая энциклопедия. – М.,1993г. Т.1, с.566). Под педагогической технологией понимается совокупность средств и методов, используемых педагогом в процессе обучения и позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. (Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999г. Т.2, с.126).

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕТОДА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ И метод и технология отвечают на вопрос «как?»: реализовать поставленные цели и задачи обучения и воспитания, донести до учащихся содержание образовательной программы, получить необходимый результат Требуют научного обоснования. Требуют четкой формулировки цели (обладают целенаправленностью) Ориентированы на результат

ОТЛИЧИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕТОДА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ: Педагогический методПедагогическая технология Система действий (способы деятельности)Совокупность средств и методов Однолинейность (тропинка)Многоплановость (шоссе с развилками и развязками) Технологию отличает процессуальное описание: Достаточно однозначная (конкретная) постановка цели; Поэтапность ее реализации (детальное планирование); Поэтапная характеристика результата (выявление и фиксация результата каждого этапа, т.е. диагностика); Коррекция по итогам каждого этапа (обратная связь); Итоговая оценка достигнутых результатов, соответствие их с прогнозом. Т.е. технология – поэтапное движение ученика и поставленной цели.

Классификация педагогических методов исходя из цели образования Информационно-познавательные - учащимся информация предлагается в готовом виде (лекция, рассказ, беседа, объяснение, просмотр кино- или видеофильма, слайдов, самостоятельное чтение учебного пособия, самостоятельное знакомство с электронной обучающей программой) Практически-прикладные - учащиеся осваивают способы деятельности по принципу «делай как я» (демонстрация (показ), имитация (выполнение по образцу) Проблемно-поисковые - знания, информация добываются учащимися самостоятельно с помощью решения определенных алгоритмов решения проблемных задач (проблемная лекция, учебная дискуссия, диспут, поисковая лабораторная работа, исследование, разрешение проблемной ситуации, метод поиска проблем) Творческие - направлены на самостоятельное создание ребенком собственного творческого продукта (ассоциативный метод, моделирование (различного вида), символизация, импровизация, метод активного воображения, «мозговой штурм», «оппонентный круг», метод образного и художественного перевоплощения, вариативно-преобразующий метод, методы учебного и игрового проектирования)

Универсальные методы и технологии Технологии практически-прикладные (демонстрационные, имитационные) Информационно-познавательные Игровые Технологии формирования коллектива учебной группы Технологии проведения массовых познавательных и досуговых мероприятий Проектирования

Методы и технологии, соответствующие направлению творчества ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Проектирование (моделей, различных технических устройств) Конструирование и моделирование (моделей, изделий из картона, бумаги, фанеры и т.д.) Генерирования идей Исследовательские Проблемные Вариативно-преобразующие «Мозговой штурм» и «оппонентный круг» Мультимедийные (компьютерное моделирование) Технологии проведения соревнований и выставок ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Технологии художественного моделирования (инструментального, композиционного, пластического, вокального, цветового, вербального и т.д.) Вариативно-преобразующие Импровизационные Символизации Художественного и образного перевоплощения Медитации Исполнительские (концерты, фестивали, конкурсы и т.д.)

Результативность занятия 1. Теоретический Что такое результат? 2. Методико- технологический Как его достичь? 3.Рефлексивный (оценочный) 3. Рефлексивный (оценочный) Как выявить, измерить, зафиксировать, предъявить?

Результат занятия Итог работы ребёнка в образовательном процессе, организованном педагогом, т.е. итог освоения ребёнком предлагаемого ему содержания образования (т.е. занятия)

Результативность занятия Степень соответствия реально полученных результатов результатам прогнозируемымСтепень соответствия реально полученных результатов результатам прогнозируемым

РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЬ (РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗ) РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛЬНЫЙ ЦЕЛЬ (РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗ) РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛЬНЫЙ Результативность

Параметры результативности образовательного процесса Опыт освоения теоретической информации Опыт практической деятельности (освоение способов деятельности: умения и навыки) Опыт творчества Опыт эмоционально-ценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося) Опыт общения Опыт социально-значимой деятельности

Карта оценки (самооценки педагогом) занятия в УДОД. Занятие______________________________________________________________ педагога __________________________ Параметры результативности занятия Высокий уровень (% учащихся) Средний уровень (% учащихся) Низкий уровень (% учащихся) 1. Опыт освоения теоретической информации (объем, прочность, глубина) Освоен полностью в соответствии с задачами занятия Теоретическая информация освоена частично Информация не освоена 2. Опыт практической деятельности (степень освоения способов деятельности: умения и навыки) Освоен полностью, в соответствии с задачами занятия Способы деятельности освоены частично Способы деятельности не освоены 3. Опыт эмоционально- ценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося)) Приобретен полноценный, адекватный задачам и содержанию занятия опыт эмоционально-ценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося Опыт эмоционально- ценностных отношений ситуативен Отсутствует

4. Опыт творчестваПриобретен опыт самостоятельного творчества Опыт сотворчества с педагогом; модификация, усовершенствование чужого опыта Опыт репродуктивной, имитационной деятельности 5. Опыт общенияПриобретен опыт взаимодействия, сотрудничества (доминируют субъект- субъектные отношения) Опыт общения ситуативен Доминировало педагогическое воздействие (субъект- объектные отношения) Параметры результативности занятия Высокий уровень (% учащихся) Средний уровень (% учащихся) Низкий уровень (% учащихся)

Карта оценки (самооценки педагогом) результативности занятия в ДДЮТ Параметры результативности занятия Характеристика низкого уровня результативности Оценка (самооценка педагогом) уровня результативности Характеристика высокого уровня результативности 1 Опыт освоения теоретической информации (объем, прочность, глубина) Информация не освоена Информация освоена полностью в соответствии с задачами занятия 2 Опыт практической деятельности (степень освоения способов деятельности: умения и навыки) Способы деятельности не освоены Способы деятельности освоены полностью, в соответствии с задачами занятия

Анализ занятия Общие принципы анализа занятия: Компетентность. Аргументированность. Доброжелательность. Конструктивность. Логика обсуждения: Позитивные оценки негативные оценки дискуссионные вопросы и проблемы конструктивные предложения.

Схема анализа занятия Основные объекты анализа: Общие содержательные ориентиры Организационные аспекты анализа занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся Результаты педагогического воздействия и взаимодействия педагога и учащихся