Роль современного урока в повышении качества обучения предметам обществоведческого цикла Малькова Т.Г., методист МБОУ ИМЦ г. Амурска РМО г.
Чем отличается современный урок от традиционного?
Развивающие технологии обучения Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями.
Метод развивающего обучения - метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д.
Показатели развивающего обучения личности: уровень сформированности понятийного мышления, самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей, деятельностный подход учащихся к усвоению знаний.
развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий
Мозговой штурм Сравните культуру европейского и русского крестьянства, найдите отличия между ними. Л.Н. Гумилёв высказывал мысль, что монголо–татарского ига не существовало на Руси; приведите аргументы за или против данной точки зрения. Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей в XIV веке по сравнению с другими русскими князьями. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейцев. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего и различного в этих учениях? Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке. Возможные альтернативы развития СССР в 1960 –е годы.
Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности
Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность
Виды проектов (зависит от возраста): информационные, игровые, исследовательские, творческие. По содержанию: межпредметные (история, литература, искусствознание). По способу выполнения: индивидуальные и групповые.
Примерные темы проектов: Мир глазами жителей России Петровской эпохи. Нравы и быт москвичей второй половины XIX века. Наука и образование в Древней Руси. Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности. Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы. Феномен православной русской культуры. История развития нефтяной промышленности в России.
Примерные темы проектов: Галерея знаменитых художников России. От каменного рубила до компьютера. Альтернативы развития России в XVI веке. Светочи России. История России в портретах. Загадки истории.
Последовательность действий учащихся в работе над проектом: определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп; планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой; обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»), выполнение проекта; описание проекта; защита проекта; оценка результатов.
Модульная технология лекция (урок изучения нового материала), семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков), коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).
Существенные элементы модульной технологии: блочное (модульное) построение учебного материала; мотивация учебной деятельности на основе целеполагания; преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории; организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.
Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся
Интервью как метод активизации познавательной деятельности учащихся
Использование интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний, ученик становится главной действующей фигурой
Выводы Традиционная цель исторического образования: усвоение, запоминание фактической истории. Современная тенденция в условиях безграничного расширения информационного поля, множественности систем интерпретации и оценок прошлого: смещение цели исторического образования к обучению способам обработки, структурирования, анализа, критики исторической информации
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!!!