2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Проблемно- проектно- ориентированное обучение Краткий обзор достижений НГТУ Г.Б. Паршукова 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Advertisements

Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы Санкт-Петербург 2008 г. Российский государственный.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Рейтинговая накопительная система (РНС): реализация воспитательного потенциала То, что не оценивается отметкой, является неважным.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Проектно- ориентированные методы обучения: опыт и перспективы Грудзинская Елена Юрьевна к.х.н., доцент 12 февраля 2014 г.
Методическая работа преподавателей в системе ДО: особенности и формы контроля. Тема 6.
Организация обучения на курсах ИИТО ЮНЕСКО Троян Галина Михайловна К.ф.-м.-н., доцент, Руководитель образовательной программы ИИТО ЮНЕСКО.
Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Транксрипт:

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Проблемно- проектно- ориентированное обучение Краткий обзор достижений НГТУ Г.Б. Паршукова 1

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Достижения НГТУ Инновационная образовательная программа «Разработка технологии организации учебного процесса на основе проблемно- и проектно- ориентированного обучения (ППОО), обеспечивающего включение студентов в процессы научно-исследовательской и научно- производственной деятельности» 2

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Уровни интеллектуальной активности (рук. В.В. Губарев) Существуют три качественных уровня интеллектуальной активности: 1) стимульно-продуктивный 2) эвристический 3) высший уровень интеллектуальной деятельности – креативный. 3

2012(с) Г.Б. Паршукова, ) стимульно-продуктивный или репродуктивно-пассивный (человек при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа решения) 4

2012(с) Г.Б. Паршукова, ) эвристический на этом уровне человек проявляет в той или иной степени интеллектуальную активность, не стимулированную ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворительности результатом деятельности. Человек анализирует структуру своей деятельности, сравнивает, сопоставляет, открывает новые, оригинальные, остроумные способы решения 5

2012(с) Г.Б. Паршукова, ) креативный высший уровень интеллектуальной деятельности: Здесь обнаруженная субъектом эмпирическая закономерность становится для него не эвристикой, не просто приемом решения, а самостоятельной проблемой, ради изучения которой он готов прекратить предложенную извне деятельность, начав другую, мотивированную уже изнутри 6

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Подготовка преподавателей (рук. Лыгина Н.И.). Для повышения проектировочных умений преподавателей нужна специальная технология обучения, в рамках которой можно организовывать и направлять этот процесс. Организационной формой такого процесса является курс «Проектирование учебного курса в рамках проектно- и проблемно ориентированных технологий». Под педагогической технологией понимается в данном случае модель совместной деятельности преподавателя и обучающихся по планированию, организации и проведению учебного процесса по учебной дисциплине. 7

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Особенности технологии обучения преподавателей проектированию учебного процесса на основе проблемно- и проектно ориентированного обучения относятся: Малое количество лекции –в курсе только одна четырехчасовая вводная лекция, характеризующая процесс проектирования крупными блоками, что оставляет время для дальнейшей индивидуальной, творческой работы; 8

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Особая организация деятельности –деятельность преподавателя-разработчика организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности (в самоутверждении – самоопределение, свобода выбора, в самовыражении – общение, творчество, поиск, в самоактуализации – достижение личных и социальных целей, социальные пробы); –сохранение индивидуального стиля учебной деятельности преподавателя-разработчика, учет его прежнего опыта; 9

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Построение учебного процесса – в курсе в двух формах: групповое обучение разработке и оценке качества рабочих программ и диалог преподавателя-разработчика и консультанта на построение рабочей программы учебной дисциплины; –учет и преодоление неосознания преподавателями собственных затруднений в процессе проектирования; –обязательная подготовка учебных материалов, в том числе рабочей программы учебной дисциплины; –реализация «гуманного» обучения, при котором нет ошибок у обучающихся, есть затруднения, разобравшись в которых совместно со всеми или индивидуально, можно их снять. 10

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Формулировка заданий (рук. Кузнецов С.М.) Примеры формулировок заданий в зависимости от уровней усвоения на примере дисциплин «Информатика, Программирование и основы алгоритмизации, Спецглавы математики, Моделирование электромеханических систем, Электрические аппараты». 11

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 При разработке заданий авторы преследовали следующие цели: Раскрытие сущности проблем, решаемых с помощью данной дисциплины; Показ, выявление сфер применения получаемых знаний; Раскрытие связей курса, для изучения которого предназначено задание, с другими дисциплинами образовательной программы ; 12

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 При изложении материала учитывались исторические факты, представления о явлениях, процессах, альтернативные мнения и т.д.: Использование разнообразной информации (раскрытие явления, понятия, закона с позиции нескольких научных школ; Показ перспектив развития науки, дисциплины, нерешенных вопросов; Соответствие заданий целям обучения; Представление заданий с учетом модели проблемного обучения; Широкий спектр наглядности при формулировании заданий и реализация их с широким использованием технических средств; Представление заданий с учетом профессионального контекста; Доступность формулировок заданий с использованием профессиональной терминологии; Задания с использованием ППОО создают условия для развития личности обучающегося и накопления им соответствующего опыта. 13

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Применение ИТ (рук. Целебровская М.Ю.) Современные программные средства (электронные энциклопедии, электронные учебники, сайты Интернет) предоставляют учащимся большой объем иллюстративного материала, используют динамические иллюстрации, фильмы, звуковое сопровождение, что, безусловно, активизирует интерес и внимание учащихся. При этом компьютерные технологии, обеспечивая оптимизацию таких видов деятельности как сбор, систематизацию, хранение, поиск, обработку и представление информации, имеют общеучебное значение и могут применяться при изучении всех учебных дисциплин. 14

2012(с) Г.Б. Паршукова, Увеличение объема учебного материала При применении современных ИТ эта общая цель обучения более эффективно достигается путем увеличения объемов доступного учебного материала в пределах заданного учебного времени за счет интенсификации работы учащихся, обусловленном применением программных продуктов, и за счет включения учебных материалов, малодоступных и недоступных для представления иными средствами в данном учебном заведении ( нет соответствующих специалистов-преподавателей или нет возможности проводить учебные демонстрации). 15

2012(с) Г.Б. Паршукова, Повышение качества преподавания Применение современных ИТ позволяет более эффективно достигать эту цель за счет расширения диапазона средств предъявления учебного материала и повышения его качества, оперативного приведения примеров и иллюстраций, ретроспективного просмотра или прослушивания важных фрагментов лекции, доступности их тиражирования лекции. 16

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Проектирование ИС (рук. Максименко А.С.) Крупный университет, рассматриваемый как система, является типичным примером сложной системы. Сложная система определяется как система, имеющая много независимых элементов, каждый из которых может взаимодействовать с остальными. Каждая сложная система может рассматриваться с позиций трех системных концепций: Структурной Иерархической Функциональной 17

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 структурной, по которой система рассматривается как целостность взаимосвязанных элементов (компонентов), причём отношения между элементами придают системе дополнительное качество, получившее несколько названий: эффект целостности, интегральный (интегративный) эффект или интегральное (системное, коллективное) качество. Суть его заключается в том, что целое взаимосвязанных частей обладает такими свойствами, которых нет у составляющих его частей; 18

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 иерархической, согласно которой любая система любой сложности обязательно входит в систему более высокого уровня (надсистему), а каждый из её элементов может рассматриваться, в свою очередь, тоже в качестве системы (подсистемы); 19

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 функциональной, в которой система характеризуется входными и выходными параметрами и параметрами её состояния. При использовании функциональной концепции системы в первую очередь решаются такие вопросы: что делает система, как изменяются её параметры состояния, как она взаимодействует с внешней средой. 20

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Вывод ИС для реализации проектного обучения на уровне университета также является сложной системой и при ее разработке необходимо использовать упомянутый выше системный подход 21

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 ЕКР как прототип модели ППОО (рук. Г.Б. Паршукова) Наименования компетенций 7-й уровень квалификаций по ЕКР ЗнанияИспользовать специальные теоретические и практические знания, часть из которых находится на передовом рубеже данной области. Демонстрировать понимание наличия вопросов, связанных со знанием в данной области и на стыке разных областей. УменияФормировать диагностические решения проблем, основанные на исследованиях, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей и выносить суждения на основе неполной или ограниченной информации. 22

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Основные компетенции ЕКР Самостоятельность и ответственность Демонстрировать лидерство и инновации в трудовой и учебной деятельности, которая является незнакомой, сложной и непредсказуемой и требует решения проблем, связанных с множественными взаимосвязанными факторами. Оценивать стратегическую деятельность команд. Умение учиться Демонстрировать самостоятельность в управлении обучением и высокую степень понимания процессов обучения. Коммуникативно- социальные компетенции Представлять результаты, методы проектов и их обоснование специалистам и неспециалистам, используя соответствующие техники. Изучать и осмысливать социальные нормы и воздействовать на их изменения. 23

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Профессиональные компетенции Разрешать проблемы путем комплексного использования источников знания, которые могут быть неполными, в новых и незнакомых контекстах. Демонстрировать опыт операционального взаимодействия при управлении изменениями в сложном окружении. Реагировать на социальные, научные и этические вопросы, которые встречаются в трудовой и учебной деятельности. 24

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Механизмы стимулирования студентов (рук. Величко А.А.) Результаты ПОО должны быть привлекательными и являться образцом для других студентов, поэтому они должны широко освещаться и быть представлены на всех публичных мероприятиях. Кроме этого должны существовать материальные формы поощрения. 25

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Основные формы представления результатов и поощрения Тематические, университетские и региональные семинары и конференции. Конкурсы научных работ. Информационные порталы результатов НИРС. В специальных интернет- конференциях по ПОО. Публикации. Освобождение от сдачи зачета или экзамена по соответствующей дисциплине. Индивидуальный график обучения. Сокращение часов обязательного посещения занятий в рамках рассматриваемой дисциплины. Финансовое вознаграждение авторов работ. 26

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Перспективы Системное оформление элементов технологии Разработка Системы ППОО (по аналогии СМК) Система стимулирования ППС и студентов Формирование ИС ППОО 27

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Эскиз Модели технологии проблемного и проектно-ориентированного обучения по курсу «Мировые информационные ресурсы и защита интеллектуальной собственности» 28

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Матрица соответствия учебного курса ПОО Показатели ПОО Целевые группы Абитуриенты Студенты 1- 2 курс Бакалавры Студенты – дипломники Магистранты Аспиранты 29

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Матрица – целевые группы Абитуриенты Студенты 1- 2 курс Бакалавры Студенты – дипломники Магистранты Аспиранты 30

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Матрица - технологии ПОО Наличие реального научного/инженерного проекта Сформулированная научная/инженерная проблема (проблемная ситуация) 31

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Применение ИКТ в процессе обучения: Использование компьютерной техники преподавателем Использование компьютерной техники студентами Наличие инновационной учебной базы в виде научно-образовательного/ресурсного центра/лаборатории 32

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Комплексность подхода Комплексность педагогического коллектива Межотраслевая проблемность в тематике курса Междисциплинарная ориентированность дисциплины Инновационность дисциплины – возможность разработки ГОС следующего поколения на базе курса Возможность прохождения дисциплины в дистанционном режиме обучения 33

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Командность разработки проекта/проблемы Возможность разработки учебного материала для обучающихся следующего поколения Индивидуальность разработки проекта/проблемы Наличие сквозного проекта, объединяющего все микропроекты, группы обучающихся 34

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Формирование каких компетенций обеспечивается дисциплиной: компетентность по приобретению знаний, компетентность предвидеть результаты, строить гипотезы; компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем; компетентность в реализации выдвинутых решений, в том числе компетентность проводить эксперимент (практически и теоретически); компетентность критически оценивать и объяснять полученный результат. 35

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Применение активных методов Деловые игры, Треннинги, Квесты и т.п. 36

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Дополнительные показатели Результат изучения дисциплины Способ контроля прохождения курса Определенность цели (диагностичность) проблемы Наличие кейса для обучения Наличие алгоритма решения проблемы (операциональность) Наличие пилотных реализаций проекта, как способ итогового контроля прохождения дисциплины 37

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Эскиз курса Мировые информационные ресурсы и интеллектуальная собственность 38

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Целевая группа Реальные: Студенты старших курсов, Потенциальные Магистранты, Аспиранты 39

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Проблемные задания для самостоятельной работы Семинар (Дискуссия). Группа делится на 2 части («За» и «Против»): 1. Россия - информационное общество? 2. Фрилансерство и хакерство – информационные технологии против общества? 40

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Доказательства проблемности: Научная проблема – это знание о незнании. Если проблема сформулирована, то это значит, что можно приступать к её решению. Формулирование проблемы можно определить как описание различий между существующей ситуацией и желаемой. 41

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Описание проблемы может быть: Количественным Качественным Наилучшим подходом является описание "нулевой ситуации" и желаемой ситуации по отдельности. 42

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Нулевая ситуация – текущая ситуация – имеющееся знание по проблеме. Для описания нулевой ситуации можно предпринять два последовательных действия: описание существующих знаний, основных концепций в т.ч. альтернативных, указание авторов фундаментальных теорий и концепций; подробное описание отдельной теории, концепции, технического решения и т.п. 43

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Желаемая и нулевая Желаемая и нулевая ситуации должны, на сколько возможно описываться связанно, чтобы можно быть провести сравнение. Поэтому требуется, чтобы нечеткие и абстрактные формулировки желаний были приведены в конкретных терминах. Например, желание "разработать такой-то аппаратный модуль" может быть выражено через количественные характеристики данного модуля. 44

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Задания на индивидуальные лабораторные работы 1.Тестирование интернет-сайтов - магазины с Определить отвечают ли заявленным требованиям каталога магазины представленные в рубрике «Компьютеры, оргтехника» 2.Анализ тенденций развития сектора реальной экономики на основании данных всемирной информационной сети Kompass - Проанализировать рубрику Единой базы данных компаний KOMPASS - « Прикладные программные средства, пакеты программ для бизнеса, финансов, офиса и профессионалов-разработчиков (Российская Федерация) по Новосибирской области 45

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Кейсы для самостоятельной работы Кейс «Анализ рынка компьютерной техники»: –Прайсы компьютерных магазинов Работа с кейсом. Анализ прайсов: –Выбор компьютерной техники по наименьшим ценам –Наличие дополнительных сервисных услуг –Гарантийное обслуживание –Постгарантийное обслуживание 46

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Кейсовый метод В основу подобного обучения положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в форме кейса (от английского слова case – портфель). При этом, с одной стороны, любой кейс является завершенным программно- методическим комплексом, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты, дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели. Учебные материалы «кейсов» отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся. 47

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Алгоритм кейс-метода Позиционный анализ проблемы Прогностическая деятельность Подробное описание ситуаций Возможные последствия Найти причину неудачи, устранить Учебно-методическое оснащение Режим работы Критерии оценки Контроль (срезы) 48

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Этапы кейс-метода Самостоятельная работа с кейсом –Возможные ошибки: Неглубокая проработка кейса Неграмотная запись Работа малых групп( не более 6-7 человек) –Возможные ошибки: Не умеем слушать других Не умеем отстаивать свое мнение Дискуссия –Структура: Сообщение не более 5 минут Вопросы-ответы Рецензирование (без оценок)Оценка в баллах 49

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Примерный перечень групповых проектов по курсу 1.Создание электронной библиотеки (например, по авторскому праву и/ или интеллектуальной собственности) 2.Разработка Интернет- навигатора (например, по теме «Управление персоналом») 3.Сравнительный анализ рынка Программного обеспечения для менеджеров (например, системы электронного документооборота) 50

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Навигатор ресурсов в Интернет Обследование Интернет пространства Создание структурированного списка ресурсов Сопровождение адреса ресурса краткой аннотацией Формирование блокнота в доступной форме (лучше в HTML): –Формирование Избранного –Экспорт избранного в файл Bookmark 51

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Примерная структура (ядро) электронной библиотеки по курсу Фундаментальные монографии Периодика (Импакт-фактор. Рейтинг): –Аналоги печатных Отечественные Зарубежные –Электронные Отечественные Зарубежные Справочники Вузовские учебники 52

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Примерная структура хрестоматийных материалов по курсу Концепции формирования информационного общества в России Масуда Й. Тофлер О. Белл Д. Кузнецов М.М. Розин В.М. Маклюэн М. 53

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Перечень нормативных материалов в области интеллектуальной собственности и авторского права Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) Федеральные законы: от /ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от г. 77-ФЗ Об обязательном экземпляре документов от г. 85-ФЗ Об участии в международном информационном обмене от г. 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания от г Патентный закон Российской Федерации 54

2012(с) Г.Б. Паршукова, 2012 Перечень развиваемых компетенций по категориям: Социальные Профессиональные Коммуникационные ИКТ Др. 55