«Возможности методов арт-терапии в работе с подростками» Е. В. Атясова, педагог - психолог. Е. В. Атясова, педагог - психолог МБОУ гимназия 4 « Ступени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИЗОТЕРАПИЯ Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять.
Advertisements

Использование элементов арт-терапии в работе с «трудными подростками» Автор проекта: Калинкина М.А.
ОРЛОВА Любовь Владимировна АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции детских страхов Москва – 2012.
А РТ - ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ШКОЛЕ Современному учителю необходимо не только максимально учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, но.
Нетрадиционные техники рисования в работе педагога-психолога ДОУ
Ресурсный центр «Психологическое сопровождение педагогического процесса» ДОУ 1 г. Липецк Ресурсный центр «Психологическое сопровождение педагогического.
Арт-терапия в школе Педагог-психолог Швырева Е.В..
Тема педагогического опыта 1 «Создание условий для формирования у учащихся 5 – 7 классов учебно-практической самостоятельности путём проектной деятельности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 25» Воспитатель: Беседина Наталья Павловна 1-ая категория педагогический.
Реальность и фантазия в творчестве художника. Домашнее задание Альбом, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш простой.
Арт – технологии в образовательном процессе. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Н.Е.Ильин.
П РОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ «Ц ВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ » И.А. Л ЫКОВОЙ иии П ОДГОТОВИЛА П РИХОДЬКО О ЛЬГА.
Арт - терапия. Арт –терапия (термин был введен в 1938 Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент.
Одно из правил дидактики гласит: «ребенок учится не глазами и ушами, а руками»
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности.
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
Воспитание творческой личности ребенка. «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий.
Презентацию подготовила педагог дополнительного образования по изодеятельности Старухина Н.Н. IКК пгт Анна МКДОУ АДС 7 ОРВ «Педагогическое сопровождение.
Консультация «Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в детском саду»
Детское творчество Подготовила: Степаненко А.Ю. Детское творчество "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.
Транксрипт:

«Возможности методов арт-терапии в работе с подростками» Е. В. Атясова, педагог - психолог. Е. В. Атясова, педагог - психолог МБОУ гимназия 4 « Ступени » МБОУ гимназия 4 « Ступени » 1

Е.В. Атясова 2 Метод арт-терапии - это особый вид психотерапии изобразительными искусствами, целью которой является гармонизация личности через развитие способности к самопознанию, самовыражению. «Атр-терапия» - («art», - искусство, «arttherapy») – означает «лечение» пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Предлагаются различные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения и с психотерапевтом иди группой в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в арт-терапию включают и такие виды творчества, как видео-арт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где визуальных канал коммуникации играет ведущую роль. (Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б.Д. Карвасарского)

Е.В. Атясова 3 Художественное творчество Эмоциональнаясфера Когнитивная сфера сфера Поведенческая сфера

Е.В. Атясова 4 Арт-терапияАрт-терапия ФотоФото КоллажКоллаж ИЗОИЗО Музыкальная терапия Танцевально- двигательная терапия ГлинаГлина ПесокПесок ИграИгра ИнсталляцияИнсталляция ВидеоВидео ПерфомансПерфоманс ДрамаДрама ДраматерапияДраматерапия МаскаМаска СказкаСказка ТанецТанец ЗеркалаЗеркала

Е.В. Атясова 5 Методы арт-терапии

Е.В. Атясова 6 Пространство методов арт-терапии

Е.В. Атясова 7 Принципы арт-терапии: использование средств творческой деятельности и специфика анализа ее продуктов; использование средств творческой деятельности и специфика анализа ее продуктов; анализ «карты мира» клиента (самости); анализ «карты мира» клиента (самости); использование модальности воображения для создания новых образов в процессе творческой деятельности человека; использование модальности воображения для создания новых образов в процессе творческой деятельности человека; построение образов, которые пока неосуществимы; построение образов, которые пока неосуществимы; создание новых образов с помощью волевых усилий (активное воображение); создание новых образов с помощью волевых усилий (активное воображение); использование аттрактанта (то, что манит) для формирования мотивации. использование аттрактанта (то, что манит) для формирования мотивации. Арт-терапевт - специалист со знаниями природы и возможностей художественного творчества

8 Арт-материалы: Цветные карандаши, мелки, пастель; Цветные карандаши, мелки, пастель; Краски; Краски; Пластилин, глина, специальное тесто; Пластилин, глина, специальное тесто; Бумага для рисования разных форматов, цветная бумага, цветной картон, гафрированая бумага; Бумага для рисования разных форматов, цветная бумага, цветной картон, гафрированая бумага; Различные крупы, бусинки, пуговицы; Различные крупы, бусинки, пуговицы; Кисти, губки, ножницы, клей, скотч. Кисти, губки, ножницы, клей, скотч.

9 Особенности выбора материала: 1. Фломастеры, карандаши, мелки - позволяют «усилить» контроль; Пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению. 2. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье по­ ведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов, постепенно включая в работу остальные. 3. Неуверенные в себе, уставшие - будут чув­ствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Неуверенные в отношении своих худо­жественных способностей - вырезание картинок из журнала для создания коллажа. Неуверенные в отношении своих худо­жественных способностей - вырезание картинок из журнала для создания коллажа. 4. Краска, глина дают возможность более глубокого самовыражения, особенно при изу­чении чувств или реакций. 4. Краска, глина дают возможность более глубокого самовыражения, особенно при изу­чении чувств или реакций.

10 Аспекты восприятия продуктов изобразительного творчества: какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; что выглядит странным; что выглядит странным; чего не хватает у данного объекта; чего не хватает у данного объекта; что находится в центре; что находится в центре; каковы размеры и пропорции изображенных объектов и лю­дей; каковы размеры и пропорции изображенных объектов и лю­дей; есть ли повторяющиеся объекты.; есть ли повторяющиеся объекты.; в какой перспективе выполнена работа и как она использу­ется автором; в какой перспективе выполнена работа и как она использу­ется автором; есть ли подписи на работах. есть ли подписи на работах.

Е.В. Атясова 11 Основные этапы арт-терапии: Первый этап: свободная активность перед собственно творчес­ ким процессом непосредственное переживание. Первый этап: свободная активность перед собственно творчес­ ким процессом непосредственное переживание. Второй этап: процесс творческой работы создание феномена, визуальное представление. Второй этап: процесс творческой работы создание феномена, визуальное представление. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на­ правленный на достижение интенционального видения. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на­ правленный на достижение интенционального видения. Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.

Е.В. Атясова 12 Жизнь клиентаОпыт личной жизни до сессии Погружение Начало сессииСоединение с повседневной реальностью Связь Ведение к созданию произведения или игре Создание произведения или игры Опыт альтернативного мира. Техники погружения. Ориентировка на работу, игру или ритуал. Близость и удаленность от темы Эстетический анализ Признание воображаемой реальности СоединениеВспоминание эффективной реальности Завершение сессии Соединение с началом или домашняя работа Жизнь клиентаВызов опыту в привычном мире « Архитектура » арт-сессии (П.Книлл)

Литература: 1. Арнхейм Р. « Искусство и визуальное восприятие ». 2. Бетенски М. « Что ты видишь ? Новые методы арт - терапии ». 3. Бондс Л. « Магия цвета ». 4. Бурно М. Е. « Терапия творческим выражением ». 5. Вачков И. В. « Методы психологического тренинга в школе » 6. Грегг М. « Тайный мир рисунка » 7. Емельянова Е. В. « Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге » 8. Киселева М. В. « Арт - терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми » 9. Копытин А. И. « Основы арт - терапии » 10. Копытин А. И. « Теория и практика арт - терапии » 11. Лебедева Л. Д. « Практика арт - терапии : подходы, диагностика, система за ­ нятий ». 12. Люшер М. « Магия цвета » 13. Остер Дж. « Рисунок в психотерапии » Е. В. Атясова 13