Из опыта заполнения психологического блока индивидуальных карт учёта динамики развития ребенка Накопление и обработка диагностической информации в процессе сопровождения Сафина Д.В., педагог-психолог ПМПК
Получение образование лицами с ограниченными возможностями в настоящее время опирается на многоуровневую нормативно – правовую базу
Семейный кодекс РФ ст. 63 «Родители обязаны обеспечить получение детьми основ общего образования… Родители… имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми» Закон РФ «Об образовании» ст. 52, в которой говорится о праве выбора родителями (лицами их замещающими) образовательного учреждения и формы обучения их детей Закон РФ «Об образовании» ст. 50 (п.10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество Всеобщая декларация прав человека. Статья 26: «Каждый человек имеет право на образование»
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (далее – Карта) составляется на каждого обучающегося, воспитанника, имеющего заключение психолого-медико- педагогической комиссии (далее – ПМПК). Образовательное учреждение разрабатывает и утверждает локальный акт, в котором отражается порядок ведения и хранения Карты, доступа к содержащейся в ней информации. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152 «О персональных данных». Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования в данном образовательном учреждении. Содержание Карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника после каждого психолого-медико- педагогического консилиума (далее – ПМПк). Карта выдается родителям (законным представителям) при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося, воспитанника в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.
Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве
Таблица ОсобенностиИспользуемые диагностики Возможные варианты записи в карте
Лист V. Индивидуальные психологические особенности ребёнка Индивидуальные особенности Коммуникативные навыки ИнициативностьКруг общенияКонтактностьМотивация ПоведениеСостояния ТревожностьАгрессивностьВозбудимостьСамооценка Адаптация
Педагогическая социометрия ученического коллектива (Г. А. Карпова) Изучение детско- родительских отношений в семье (Т. Шрайбер) Графическая беседа «Мой круг общения» (Т. Ю. Андрущенко) Карта наблюдения Скотта Круг общения
Возможные варианты записи в карте Занимает лидерские позиции в ученическом коллективе Принимаем в коллективе сверстников В коллективе занимает изолированное обособленное положение В коллективе является изгоем Характеризуется избеганием контактов с людьми, самоустранением от различных дел. Часто ребенок демонстрирует реакции защиты по отношению к контактам с другими, не принимает проявляемую другими симпатию Круг общения сужен членами семьи, либо круг общения расширен, колличество социальных связей разнообразно Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям, либо открыт для общения, контактен Круг общения
Недостатки карты Нехватка либо отсутствие в ОУ специалистов, занимающихся коррекционной работой (психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги, врачи) Отсутствие единого подхода в заполнении карты может вызвать затруднение в преемственности между образовательными учреждениями Формализированный подход при заполнении карты Нехватка времени и других ресурсов при работе с картой
Достоинства карты Карта является показателем результативности и эффективности коррекционной работы С помощью карты осуществляется преемственность в работе педагогического коллектива Карта дает полную картину темпов и динамики развития ребенка Карта позволяет осуществить индивидуально- ориентированный подход к каждому ребёнку
Наличие карты индивидуального развития способствует более точной оценке результатов проводимой коррекционной работы и осуществлению индивидуально-ориентированного подхода к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья