Учебно-исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Описание опыта работы Повышение качества образования по биологии через применение исследовательского метода обучения в основной школе Автор: Шеламова Алена.
Advertisements

Окружающий мир, 1 класс Тема урока: «Снег и лёд. Какие свойства имеет снег и лёд?» (урок – исследование) Учитель начальных классов первой квалификационной.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Подготовка к участию в конкурсе исследовательских работ.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Умеющий жить среди людей познающийсамостоятельный.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Транксрипт:

Учебно-исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Условия формирования исследовательских умений учащихся: 1.Мотивированность; 2.Целенаправленность и систематичность; 3.Творческая среда; 4.Психологический комфорт; 5.Личность педагога; 6.Учет возрастных особенностей.

Мотивированность Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков математики с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мониторинг по математике «Можно также предположить, что недостаточно высокая эффективность обучения учащихся математике связана с сохраняющимся в школьной практике информационным стилем обучения, что приводит к неумению учащихся проводить анализ, синтез, обобщение при решении математических задач, излагать свою точку зрения, аргументировать ее»

Творческая среда Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Этапы выполнения творческой работы Генерирование, порождение идеи – подготовительный этап. Непосредственное выполнение творческой работы по выбранной теме – продуктивный этап. Заключительный этап работы.

Цель педагога на подготовительном этапе Создание необходимых условий для возникновения предметного творчества подростков и развития индивидуального творчества каждого воспитанника.

Результат подготовительного этапа Выбор темы творческой работы педагогом и учащимся.

Цель педагога на продуктивном этапе Определить, как будет учащийся решать проблему и насколько умело он может самостоятельно формулировать мысли. Предлагает план предъявления окончательного результата: введение – основная часть (проблема, подобранный материал, предложения, способы решения) – заключение и список использованных источников.

Педагог анализирует работу учащегося по следующим показателям: наличие проработанного материала; соответствие материала плану; наличие лично разработанного материала (примеров, методов и т.д.) Педагог предлагает уточняющие вопросы, вносит предложения по исправлению недостатков, задаёт вопросы на понимание.

Следующий шаг выполнения творческой работы в рамках данного этапа - работа по самостоятельному плану в режиме взаимодействия педагога и воспитанника. В данном случае учитель не обсуждает с обучаемым способ организации его работы по плану и выполнению всех видов работ, оставляя возможность выбора за самим обучаемым.

Педагог может управлять следующим кругом работ: осуществлять поиск материала для изучения по теме; формулировать задачу, которая фактически решается; предлагать собственные приемы и способы рассуждения обучаемым для сопоставления, осмысления, обобщения; оказать помощь в соблюдении норм оформления текста.

Целью педагога на заключительном этапе является создание условий для демонстрации результатов личного творчества воспитанника с выходом на совместное обсуждение работы участниками обсуждения, самооценку и самоанализ воспитанника.

Психологический комфорт Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Развитие исследовательских умений дает: возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся; возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Следует организовывать работу обучающихся так, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные позиции:

анализ ситуации, принимая во внимание все решения или предположения; анализ ситуации, принимая во внимание все решения или предположения; осознание затруднения и формулировка проблемы, которую надо решить; осознание затруднения и формулировка проблемы, которую надо решить; использование предположения как гипотезы, определяющее наблюдения и сбор фактов; использование предположения как гипотезы, определяющее наблюдения и сбор фактов; приведение аргументации и приведение в порядок обнаруженных фактов; приведение аргументации и приведение в порядок обнаруженных фактов; проведение практической или воображаемой проверки правильности выдвинутых гипотез. проведение практической или воображаемой проверки правильности выдвинутых гипотез.

Олимпиады – очень узкий инструмент как в смысле способов оперирования со знанием, задействованных методов обучения, так и в возрастном плане. Олимпиады когнитивно комфортны далеко не каждой творческой личности; они в научном и исследовательском смысле формальны, так как исключают совместный со взрослыми познавательный поиск.

«Для того чтобы стать материально и социально успешным, необходимо стать компетентным в создании новых знаний» М. Саймонс.