Сравнительный анализ учебных планов вузов России осуществляющих обучение по направлению подготовки «Социология» (бакалавриат) Заместитель председателя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Социологический факультет Учебно-методический совет по социологии и социальной антропологии.
Advertisements

С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
ООП в соответствии со стандартами третьего поколения в бакалавриате экономического факультета.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ Финансовый Университет при Правительстве РФ.
О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ Петухова Т. П., декан МФ, к.ф-м.н, доцент.
Федеральные округа Российской Федерации Подготовила Студентка 1-го курса, группы Морева Екатерина.
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ Финансовый Университет при Правительстве РФ.
1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Самостоятельно разрабатываемые образовательные программы и образовательные стандарты: состояние, проблемы,
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Разработка вузами основных образовательных программ.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
Социологический факультет Магистерская программа Социология маркетинга Квалификация (степень): магистр социологии Москва – 2013.
Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Транксрипт:

Сравнительный анализ учебных планов вузов России осуществляющих обучение по направлению подготовки «Социология» (бакалавриат) Заместитель председателя УМС по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию к.э.н., доцент Зырянов В.В.

В настоящее время более 130 вузов России ведут подготовку социологов. В них обучаются специалисты, бакалавры и магистры по очной и очно-заочной формам обучения на бюджетной и возмездной основе, всего около 21,5 тысячи будущих социологов. Федеральный округ Число обучающихся (чел) Центральный8920 Северо-Западный2630 Южный1360 Приволжский3370 Уральский1710 Сибирский2410 Дальневосточный830 Северо-Кавказский350

В 21 субъекте федерации, нет вузов, готовящих социологов. Республики : Марий Эл, Чувашская, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская, Адыгея, Калмыкия, Горный Алтай, Бурятия, Тыва, Коми. Камчатский край. Автономные округа: Ненецкий, Чукотский и Ханты-Мансийский, Области: Калужская, Ленинградская, Новгородская, Псковская.

Рейтинг крупнейших суммарных наборов социологов на программы подготовки бакалавров и магистров в 2010 и 2012 гг. Университет Количество зачисленных на 1 курс (чел) ГУ «Высшая Школа Экономики» (НИУ ВШЭ) СПбГУ МГУ имени М.В.Ломоносова (соц. фак.)22166 СПб филиал ГУ ВШЭ12466 Московский педагогический ГУ Уральский ГУ имени А.М. Горького (с 2011 г. УрФУ)10551 Башкирский ГУ10546 Алтайский ГУ8020 Тульский ГУ7236 РГСУ7297 Сибирский ФУ - 91 Южный ФУ-81 Дальневосточный ФУ1545

Анализ динамики и численности приёма на программы бакалавриата и магистратуры позволяет, на наш взгляд, сделать несколько выводов: Во-первых, доля внебюджетных наборов в общей численности приёмов на бакалавриат в большинстве вузов находится в пределах от 25 до 50%, исключения - Сибирский ФУ – 78% и Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ – 13%, что объяснимо – в Красноярском крае Сибирский ФУ, это единственное место, где готовят социологов, а в Санкт-Петербурге, напротив, их готовят кроме, филиала ВШЭ, еще в семи университетах. В-вторых, подготовка магистров в подавляющем большинстве вузов либо отсутствует, либо имеет незначительный контингент (7-13 человек), исключения составляют НИУ ВШЭ – 93 человека (!!!), СПбГУ – 78, и МПГУ – 35. В-третьих, доля внебюджетных наборов в общей численности приёмов в магистратуру весьма незначительна (7% в СПбГУ), либо равна нулю (МПГУ). В-четвёртых, при создании федеральных университетов, если в них до этого не было подготовки социологов, то её почти сразу же открыли или усилили. В-пятых, в 2012 году отмечен спад приёма во всех вузах, кроме СПбГУ, что вызвано особо неблагоприятной демографической ситуацией в 2012 году и возрастанием конкуренции, т.к. социологические факультеты и отделения продолжают открываться, при этом падение приёма в нестоличных вузах значительно больше чем в московских и санкт-петербургских (Алтайский ГУ – в 4 раза, Тульский ГУ – в 2 раза, Башкирский ГУ на 45%).

Исходными позициями анализа должны были бы быть положения Профессионального стандарта социолога, однако, его пока нет. Поэтому наиболее приемлемыми критериями анализа учебных планов должны служить Образовательные стандарты – ФГОС и самостоятельно устанавливаемые стандарты (СУС), которые могут быть разработаны вузами, имеющими на это право, а также соответствие их основным тенденциям и параметрам социологического образования в лучших университетах мира. Для сравнения были выбраны учебные планы социологического факультета МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, ЮФУ, УрФУ и РГСУ. Выбор этих вузов продиктован тем, что НИУ ВШЭ представляет либеральную линию социологического образования, ЮФУ и УрФУ – сильные и достаточно независимые региональные центры, причём все указанные выше вузы имеют право работать по собственным стандартам, а в РГСУ – работает один из наиболее самостоятельных социологических факультетов, работающих по ФГОС. Кроме того, учебные планы этих университетов можно было получить в открытом доступе.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины цикла Количество зачётных единиц на дисциплины МГУСПбГУНИУ ВШЭЮФУУрФУРГСУ Философия Экономика (экономическая теория) Иностранный язык Психология Русский язык и культура речи История, Логика, Основы права различия не существенны В уч. плане ВШЭ кроме того, ещё есть История экономических учений – 6 з.е.

Математический и естественнонаучный цикл. Дисциплины цикла Количество зачётных единиц на дисциплины МГУСПбГУНИУ ВШЭЮФУУрФУРГСУ Математика (с теорией вероятностей и мат. статистикой) Информатика Концепции современного естествознания 8 по выбору 532 В РГСУ, кроме того, введены курсы «Введение в математику и информатику» -2 з.е. и «Математические методы анализа в социологии» – 3 з.е. Современные информационные технологии в социальных науках, Прикладное программное обеспечение, Социальная информатика, Информационные технологии в социологии, Обработка данных в Excel, Обработка данных в Vortex, Обработка данных в SPSS, Методы прикладной статистики для социологов, Анализ статистической информации в программе «Статистический пакет для социальных наук», Методы обработки и анализа социальной информации, Анализ данных в социологии, Теория измерений в социологии

Цикл общепрофессиональных дисциплин Дисциплины цикла Количество зачётных единиц на дисциплины МГУСПбГУНИУ ВШЭЮФУУрФУРГСУ Основы социологии (по ФГОС) История социологии Обе дисциплины вместе Методология и методы (методика) социологического исследования

Группа общепрофессиональных дисциплин (продолжение) Дисциплины цикла Количество зачётных единиц на дисциплины Наличие / отсутствие дисциплины в уч. плане МГУСПбГУ НИУ ВШЭ ЮФУУрФУРГСУ Социальная психология 2 - 4× Социальная статистика 3 - 4×× Демография3 - 5× Политология2 - 3 ××× Социальная экология ×× Социальная антропология 36××25

Группа специальных профессиональных дисциплин Дисциплины цикла Наличие / отсутствие дисциплины в уч. плане Количество зачётных единиц на дисциплины МГУСПбГУНИУ ВШЭЮФУУрФУРГСУ Экономическая социология Социология м/н отношений 32×323 Социология религии 3 по выбору 332 Этносоциология 42××23 Социология семьи 42по выбору×43 Социология культуры 33××42 Политическая социология2 6× 344 Социология управления4 ×× 445

Дисциплины, которые в прежних стандартах были обязательными, теперь игнорируются (в нашей выборке в половине - 5/6 учебных планов) или выносятся в разряд «по выбору», а значит, не закладываются в базу социологического образования – это: Социология молодёжи, Социология организаций, Социология воспитания, Социолингвистика, Социология общественного мнения, Социология труда, Социология коммуникации. Даже такая классическая дисциплина как Социальная структура и стратификация представлена только в МГУ, СПбГУ и ВШЭ.

Анализ учебных планов показал, что они отражают некоторые «родовые» привязанности социологических факультетов и кафедр к профилю вуза или к некоторым прежним наработкам. Кроме того, прослеживается и некоторая зависимость учебных планов от необходимости в новых условиях обеспечить нагрузкой не только своих преподавателей, но и преподавателей других кафедр факультета. Так, учебный план НИУ ВШЭ совершенно очевидно даже до профилизации имеет экономический вектор, о чем свидетельствую и приведённые выше данные о количестве з.е. на Экономику и Экономическую социологию, а также наличие в плане таких дисциплин как Социология потребления, Социология финансового поведения населения как основных и по выбору - Социология хозяйственного развития, Экономика труда, Социология труда и занятости, Менеджмент, Маркетинг

Учебный план РГСУ также достаточно явно отражает тот факт, что приоритетным направлением в вузе является направление подготовки «Социальная работа» - отсюда целый блок дисциплин этой ориентации – Теория и практика социальной работы, Теория и методика социальной работы, Социология социальной работы, Социология социальной сферы, Социология социальной политики, Теория и методика инклюзивного образования на которые выделено 18 з.е.

В учебном плане СПбГУ также угадываются значительные наработки факультета в области Социальной антропологии, что выражено в большем, чем у остальных университетов числе з.е. непосредственно на эту дисциплину – 6 з.е., а также таких наличие дисциплин как Межкультурная коммуникация, Современные теории культуры, Социология личности (в уч. планах других вузов её нет), и присутствие в блоке дисциплин по выбору, эксклюзивных предметов: Введение в социальную антропологию, Антропология города.

В ходе анализа обнаружилось, что ряд дисциплин прописанных в ФГОС оказался не востребованным социологическими факультетами и кафедрами при составлении своих учебных планов. Так не нашлось места таким дисциплинам как: Экология, Антропология, Эволюционная биология, Массовая коммуникация и общество, Социология труда, Социальная политика, Социология общественных движений и гражданского общества, а Социология общественного мнения и Институциональная экономика использовались только ЮФУ.

Вопросы, которые возникли в результате проведённого анализа: 1) Не устанавливает ли современный ФГОС (СУС) по социологии слишком широкие рамки, а значит, и слишком большие возможности вариации дисциплин и др. элементов ООП, чтобы отвечать требованиям работодателей к выпускнику с квалификацией «социолог»? 2) Можно ли считать, что все вузы готовят бакалавров и магистров, которым в равной мере можно присваивать квалификацию «социолог»? 3) Позволяет ли каждый из учебных планов и, соответствующие ООП на их основе, обеспечить заявленные во ФГОС (или СУС) и ООП компетенции и результаты обучения? 4) Можно ли и как осуществлять академическую мобильность при имеющемся различии учебных планов по набору дисциплин, з.е., отводимых на их изучение, месте дисциплин относительно друг друга в учебном плане?

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !