Культура России в середине и во второй половине XVIII века
Главные изучаемые разделы темы Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества. Итоги развития русской культуры в XVIII в.
Культура – достижения в материальной и духовной жизни. Культура Наука Искус ство Быт людей Просве щение
Проверка знаний предыдущей темы Работа с документом – 3 студента Рассказ об основных идеях века Просвещения, какое они имели значение для развития народовластия и Свободы? Термины «абсолютизм», «Просвещенная монархия» Почему ее воплощала именно Екатерина Вторая?
1. Русская культура в середине XVIII века: характеристики Формирование национальной культуры России Формирование наук на базе накопления знаний Образование литературного русского языка и появление национальной литературы Увеличение количества печатных изданий Шедевры зодчества, живописи и скульптуры
Русская культура в середине XVIII века: характеристики Важнейшей характеристикой русской культуры XVIII века был ее светский характер Также характерная черта русской культуры – ее восприимчивость к включению в свою систему опыта и результатов развития других культур.
2. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами.
Крестьянское свидетельство об окончании училища
Училища Училище при Академии художеств Коммерческое училище Медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц Горное училище в Петербурге Пушкарская школа Навигацкая школа
Здание бывших ремесленных мастерских города Петрозаводска. Для какого завода кадры?
Московский университет Главным центром научной деятельности была Академия наук (по указу 1724 г. создана в Петербурге) В целях развития высшего образования в России 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян).
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Российская Академия В 1783г. была учреждена Российская Академия, председателем которой стала сподвижницы Екатерины Великой княгиня Екатерина Романовна Дашкова ( ). Женщина- академик! Академией был подготовлен шеститомный "Словарь Российской Академии", содержавший объяснение 43 тысяч слов русского языка.
М.В. Ломоносов. Задание: презентация о Ломоносове на след. Урок! Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель ( )
«Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна…»
Великая Северная экспедиция Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо- запада Америки. Карта 1745 года, Дальний Восток
В. Беринг прошел между Чукоткой и Аляской, ответив на вопрос Петра – соединяется ли Азия с Америкой? - Фотография со спутника
Техническая мысль в России Механик-самоучка, «русский Леонардо да Винчи», Иван Петрович Кулибин ( ) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора (так называемый "зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм.
Проект одноарочного моста – не реализован
«Самобеглая» велоколяска Кулибина. Прототип прожектора. «Более сорока лет времени занимался я во изыскании самодвижущейся машины, упражнялся в делании опытов ее секретно, потому что многие ученые почитают сие изобретение за невозможное, даже смеются и ругаются над теми, кто в том изыскании упражняются»
Из описания часов Кулибина «Они отбивали каждый час, половину и даже четверть часа. По завершении часа в яйце отворялись створчатые дверцы, открывая золоченый чертог. Против дверей стояло изображение гроба Господня, в который вела затворенная дверь. По сторонам гроба стояли два воина с копьями. Через полминуты после того, как отворялись двери чертога, являлся ангел. Дверь, ведущая к гробу, раскрывалась, и стоящие воины падали на колени. Появлялись жены-мироносицы и слышался сопровождаемый звоном церковный стих «Христос воскресе!», исполнявшийся трижды. Во второй половине дня ежечасно исполнялся уже другой стих: «Воскрес Иисус из гроба». В полдень часы играли гимн, сочиненный самим Кулибиным. Фигурки ангелов, воинов и жен- мироносиц были отлиты из золота и серебра».
И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя (1763). Проект был отправлен Екатерине и получил премию в 400 рублей.
Литература Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»). В 1790 г. была издана книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.
Гаврила Романович Державин ( ). Его поэзии свойственен высокий гражданский пафос: прославление русских воинов и полководцев. Заслугой Державина была демократизация поэтического слова.
Алмазна сыплется гора С высот четыремя скалами Жемчугу бездна и сребра Кипит внизу и бьет буграми; От брызгов синий холм стоит, Далече рев в лесу гремит, Шумит, и средь густого бора Теряется в глуши потом; Луч чрез поток сверкает скоро; Под зыбким сводом древ, как сном Покрыты, волны тихо льются, Рекою млечною влекутся.
В это время развивается стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Баро́кко (итал. barocco «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca «жемчужина неправильной формы»итал.порт. Второй популярный стиль – классицизм – строгие формы без излишеств Архитектура
Зимний дворец. Петербург. Архитектор Растрелли Общий вид
Архитектор Ухтомский. Красные ворота. Не сохранились.
Ухтомский. Дом-комод в Москве
М.Ф.Казаков. Петровский путевой дворец
В.И.Баженов. Дом Пашкова
Русская живопись Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского). Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко. Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
Дм. Левицкий
Вл. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной Портррет Алексея Александровича Лобанова-Ростовского ( ) и его жены Александры Григорьевны, ур.Кушелевой ( )
Ф. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. Портрет неизвестной.«Ее глаза, как два тумана…»
Шубин. Портрет князя Голицына.Портрет Паниной.
Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества В эпоху Петра I ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами. Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.
Юлианский календарь
Попытки реформирования системы образования Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать "новую породу людей". Основываясь на идеях французских просветителей, в те времена считали, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком. Проектом было создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к годам.
В Смольном институте
Российская интеллигенция К концу ХVIII века появляется слой людей с высоким уровнем умственных интересов, материальных и духовных потребностей, идейных и нравственных запросов. Формируются такие социальные группы, как профессора, студенты, драматурги, актеры, композиторы, театралы, издатели, подписчики на газеты и журналы и многие другие. Конечно, таких людей было не так уж много. Масса чиновников и дворян (особенно провинциальных) была лишена всяких высших интересов. Новая (европейская) культура развивалась в дворянской среде как подражательство иноземным вкусам, модам, презрение к родному языку, религии, "отечественным нравам". В книжной лавке
Начало изучения крестьянской культуры Русский издатель Николай Иванович Новиков ( ) в своих журналах развивал крестьянскую тему. В театрах начинают ставиться комедии и комические оперы на крестьянскую тему. Живописец М. Шибанов показывал человеческое достоинство крестьян, нравственность их семейных отношений. Параллельно с появлением образа крестьянина в литературе и искусстве возник и постепенно углублялся интерес к крестьянской культуре. Публиковались сборники пословиц, песен, сказок, былин.
М. Шибанов. Крестьянский обед.
Свадебный сговор
Итоги развития русской культуры в XVIII в. Культура России развивалась под влиянием петровской реформации и идей Просвещения, в эту эпоху носила светский характер. Культурное развитие достигло высокого уровня. Культура России отличалась демократизмом и гуманизмом. В эту эпоху были заложены основы современной системы просвещения.
Задание дома: Скачать презентацию, «Сегодня на уроке» Закрепление. С. 232 – что значит термин»европеизация русской культуры»?
Источники polovine-18-veka/ polovine-18-veka/