Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: основные понятия, обзор современных организационно-правовых моделей Дуброва Татьяна Игоревна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Включение лиц с ограниченными возможностями в социум СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. КОЗЫБАЕВА Выполнила:студентка зПМНО-у-16-1.
Advertisements

Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
LOGO Особый ребёнок. Социализация и успешность детей с ОВЗ. г.Миасс 2013 г.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Психолого-педагогическая компетентность педагогических кадров, обеспечивающих вариативную практику образования детей с ОВЗ Пецух Ольга Петровна преподаватель.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Программы курсов повышения квалификации слушателей Центр инклюзивного образования 2012 г.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология и педагогика имеют большое значение не только для решения ряда основных теоретических вопросов о психологической.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Дополнительное образование в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Особенности образовательной программы образовательного учреждения, обучающего детей с диагнозом: смешанное специфическое расстройство психологического.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ПЕДАГОГИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Транксрипт:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: основные понятия, обзор современных организационно-правовых моделей Дуброва Татьяна Игоревна, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, кандидат педагогических наук, доцент

Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-деятельностный, личностно- ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.

В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Необходимо понимать, что выбор инновационных технологий в образовании детей с ОВЗ - это выбор траектории развития ребенка как основы его успешной социализации. Анализ опроса 80% слушателей КПК за период годы показал следующие данные: - 100% опрошенных признают необходимость внедрения и реализации ИТ в образовании; - 52 % считают, что на мотивацию применения ИТ влияет социальный заказ, требования времени; - 48 % считают, что на использование в работе ИТ влияет собственное желание.

Социализация это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы. Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.

Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия. Реабилитация – восстановление пригодности, способности. Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.

Социальная интеграция детей с ОВЗ рассматривается как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики. Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ должна быть направлена: на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

ПРОБЛЕМА совершенствования условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: - развитие детей с ОВЗ протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны; - процесс личностного формирования отягощен неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.

Для преодоления этих трудностей образовательное учреждение должно: обеспечить нормативную базу процесса интегрированного образования детей с ОВЗ в системе общего образования; обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами; создать адаптивную образовательную среду в рамках интегрированного образования; создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;

разработать программно-методическое обеспечение интегрированного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), рабочие тетради, учебные пособия); обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ; обеспечить работу с семьей ребенка с ОВЗ.

Изучение любых сложных объектов, основные параметры которых еще не определены и только конструируются, осуществляется путем построения их моделей. Моделирование (фр. образец, прообраз) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот последний и называется моделью.

Обзор существующих моделей: Модель социальной инклюзии (Великобритания, США); Модель профессиональной конкурентоспособности (Германия); Модель профессиональной сегрегации (Германия, Великобритания);

Обзор существующих моделей: Модель компетенций (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания); Модель реализации модульных технологий (Ирландия); Медицинская (школьная) модель (постсоветское пространство – бывшие республики СССР).

ЦЕЛЬ МОДЕЛИ СУТЬ МОДЕЛИ ЦЕЛЬ МОДЕЛИ – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЗДОРОВЫХ ЛИЦ И ЛИЦ С ОВЗ (УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ И ПРЕПЯТСТВИЙ). СУТЬ МОДЕЛИ – ОБУЧЕНИЕ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ ШКОЛ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО. ПРИНЦИП УСПЕХА МОДЕЛИ – ПОДХОДЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК НА ПОДХОДЯЩЕМ МЕСТЕ. Модель социальной инклюзии (Великобритания, США) Модель социальной инклюзии (Великобритания, США)

ЦЕЛЬ МОДЕЛИ СУТЬ МОДЕЛИ - ЦЕЛЬ МОДЕЛИ – ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ НА РЫНКЕ ТРУДА. СУТЬ МОДЕЛИ - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (РАБОЧЕЙ) ШКОЛЫ И В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Модель профессиональной конкурентоспособности (Германия)

Модель профессиональной сегрегации (Германия, Великобритания) Цель модели Цель модели – создание предприятий безопасного труда для лиц с ОВЗ. Суть модели Суть модели – организация обучения в условиях общеобразовательной школы и дальнейшее трудоустройство на закрытое предприятие или в отделы «безопасного труда» на предприятии, предусмотренные только для лиц с ОВЗ.

Модель компетенций (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания) Модель компетенций (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания) Цель модели Суть модели Цель модели – обучение, основанное на формировании личностных и ключевых компетенций. Суть модели – совокупность компетенций, необходимых для успешной социализации ребенка с ОВЗ, интеграция его в трудовую среду.

Модель реализации модульных технологий (Ирландия) Цель модели Суть модели Цель модели – реализация образовательных технологий на основе формирования компетенций. Суть модели – разработка индивидуальных программ с учетом психофизиологических возможностей и особенностей развития ребенка с ОВЗ, компетентностная парадигма в составлении индивидуальных образовательных маршрутов.

Медицинская (школьная) модель (постсоветское пространство – бывшие республики СССР) Цель модели Цель модели – социальная адаптация детей с ОВЗ в общественно-трудовое пространство. Суть модели Суть модели – организация обучения в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом структуры дефекта отклоняющегося развития.

Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых условиях современного общества: - кризис прежних систем ценностей и приоритетов; - формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; - развитие рынка образовательных услуг; - появление и применение в практике образовательных учреждений международных стандартов качества образования; - переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения.

Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство 1 интегрированные группы, классы; группы кратковременного пребывания; 2 группы компенсирующей направленности; 3 надомное (индивидуальное) обучение; дистанционное обучение; семейное обучение.

Социальная недостаточность Социальная недостаточность – интегративный показатель состояния человека, отражающий степень нарушения биосоциальных функций вследствие ограниченной жизнедеятельности на: образовательном; производственном; жилищно-семейном; социокультурном уровнях.

К биосоциальным функциям относятся: социально-перцептивная социально-перцептивная – адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; интерактивно-коммнуникативная интерактивно-коммнуникативная – общение с окружающими, способность к труду, обучению, к организации отдыха и досуга; адаптивно-ролевая адаптивно-ролевая – изменение поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

В комплексе биосоциальных функций выделяют различные группы навыков, способствующих успешной социализации: интроперсональные навыки интроперсональные навыки ( чтение, письмо, счет, нахождение источников информации, восприятие и решение проблемных ситуаций, организация своего времени и жизни, анализ собственных действий и поведения, их регуляция) ; социально-ситуативные навыки социально-ситуативные навыки в работе, образовании, досуге, других сферах жизни.

Таким образом, деятельность образовательного учреждения, характеризующаяся единством диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, коррекции и реабилитации, должна быть направлена: - на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей; - на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.

Творческих побед в реализации инновационных технологий в обучении и воспитании детей !