Составила: социальный педагог высшей квалификационной категории «МБОУ Средняя общеобразовательная школа 3 г. Красноармейска Саратовской области» Роот Светлана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо которое вследствие безнадзорности "или беспризорности находится в обстановке, представляющей.
Advertisements

Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Осуществление взаимодействия педагогических работников общеобразовательных учреждений и инспекторов по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел.
Федеральный Закон 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от ФЗ ( ред. от ) « ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ »
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120-ФЗ.
1.Директор школы –Киселева Е.Н. 2. Заместитель директора по УВР- Якимова Л.Н. 3. Заместитель директора по НМР-Иванцова М.Н., 4. Заместитель директора.
Обеспечение взаимодействия педагогического коллектива С ОДН, КДН и прокуратурой по организации профилактической работы с учащимися «группы риска»
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО - ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ Руденко Елена Альбертовна социальный педагог МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.
Областная августовская конференция работников образования г. Тема: «Социально-педагогическая поддержка обучающихся, как условие преодоления семейного.
МОУ Чикская СОШ Заместитель директора по УВР 2. Заместитель директора по ВР 3. Социальный педагог 4. Психолог школы 5. Руководитель МО 6. Учитель.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Технология и методика работы с неблагополучными семьями Автор проекта Семенюк Наталья Валериевна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Выселки.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Санчурск Кировской.
ТОГОУ «Рассказовская общеобразовательная школа- интернат среднего (полного) общего образования»
Организация социально- педагогического взаимодействия для обеспечения работы с семьёй, находящейся в социально-опасном положении.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
ЗАКИРОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МОУ 129 Деятельность социального педагога.
Конституция РФ Статья Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Транксрипт:

Составила: социальный педагог высшей квалификационной категории «МБОУ Средняя общеобразовательная школа 3 г. Красноармейска Саратовской области» Роот Светлана Григорьевна г.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определённых качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом. Каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, нестабильности заработной платы, закрытии предприятий, приводит к ухудшению положения детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

В соответствии с Федеральным законом 120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», ведомственными нормативными актами и инструктивно- методическими материалами вводится понятие: семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, семья где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно- гигиенических условий) отсутствия условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.) вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.); жестокое обращение с детьми со стороны родителей; отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей ( отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка ); семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Даже, если несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.

Неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:

Конфликтная-наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;

аморальная – характеризующаяся забвением всяких моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;

педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого- педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что- либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребёнка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером;

асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы.

через диагностику супружеских и родительско-детских отношений; через изменения в поведении детей и подростков; через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.

Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится вначале на внутришкольный контроль, а в случае изменений в худшую сторону, на учёт в ОДН и КДН. Чтобы поставить семью на внутришкольный контроль, надо, опираясь на рекомендации Министерства образования разработать положение, которое рассматривается школьным советом по профилактике, согласовывается с педагогическим советом и утверждается директором школы. В положение отмечена система последовательного усиления мер воздействия на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию. А в случае отсутствия положительной динамики, социальный педагог совместно с органами опеки и попечительства готовит материалы в суд для применения к родителям мер в соответствии с гражданским законодательством.

Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.

Одним из видов деятельности при работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении, является посещение этой семьи на дому.

установление контакта с семьёй; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел; использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.

Для успешного выполнения своих функций социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремлённость, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе человеком.

Надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным. Обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли. Узнать, каким семья видит ваше сотрудничество. Оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.

не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи; не надо чувствовать себя скованно; Не надо «включать негативное самопрограммирование»; не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем не узнаешь причину проблемы; не надо противопоставлять себя семье; не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться; не надо сомневаться в собственном профессионализме.

настроить себя на сотрудничество; активизировать профессиональную установку на оказание социально- педагогической помощи; быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.

Наряду с индивидуальными формами работы с родителями социальный педагог может использовать групповые тренинги, групповое консультирование, ролевые игры, родительские семинары и лектории.

отрицание; - обвинение; клеймить кого-либо; хрупкость отношений; импульсивность родителей, детей; провоцирование; отказ от встреч; неприятие помощи, безнадёжность, окружение семьи (препятствия, опасности); сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу; кризисы семьи, детей; определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боится семья).

Чтобы получить положительный результат от своей работы, социальный педагог должен по каждому пункту тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. и составить краткосрочный реальный план на решение проблемы. И только когда будет виден положительный результат, можно приступать к составлению плана на полное улучшение ситуации в семье.

По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.

уровень жизни семьи доведён до среднего; восстановлены контакты семьи с её окружением, ребёнок посещает детский сад, школу, училище и т.д.; употребление алкоголя уменьшилось; решены иные специфические для данной семьи проблемы.

Непременным условием оказания помощи семье, находящейся в социально опасном положении, является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога смотивировать потребность семьи измениться к лучшему.

А главное, какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делать, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля за жизнью детей из этих семей, может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.