Интернационализация как ресурс развития университета 29 ноября 2012, Москва Курс повышения квалификации «НИР, мобильность и институциональная прозрачность как основные компоненты международного партнёрства современного вуза» Дыдзинская Дарья Владимировна, НФПК-Национальный фонд подготовки кадров
2 Bohm, A., D. Davis, D. Meares, D. Pearce (2002) The Global Student Mobility 2025 Report: Forecast of the Global Demand for International Education, IDP, Canberra, Australia. Media Briefing. September URL: (date of access: ) По данным глобальных прогнозных исследований, к 2025 г. ожидается увеличение числа иностранных студентов: с 1,8млн. чел в 2000 г. до 7,2 млн чел. к 2025 г.
Информация о количестве обучающихся иностранных студентов в России 2000 год2006 год 2007 год2008 год2009 год2010 год Количество иностранных студентов* Доля России на международном рынке образовательных услуг (по количеству о б учающихся и ностранны х студентов)* 2,17 %2,6 %2 %4,3 %3,7 %3,9 % * Источник: Education at a Glance 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 (
Переход к инновационному социально ориентированному типу развития Модернизация системы образования – условие формирования инновационной экономики Целевые ориентиры к 2020 г.: формирование научно-образовательных центров мирового уровня – ок. 20 формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России - до 5 % общего числа студентов (сейчас ок. 2,1 %) доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 % объема финансирования системы образования (в 2007 г. – ок. 2,07 %) обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований аккредитация программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации - не менее 15 % (в 2007/08 уч.г. – ок. 0,9 %) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
Российские программы и инициативы, направленные на развитие академической мобильности НаправлениеПроекты, программы Участие России в региональных интеграционных процессах – многостороннее сотрудничество Болонский процесс (ЕПВО) Университет ШОС Сетевой университет СНГ проект «Еврофакультет – Псков» Сотрудничество на пространстве АТР Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Национальные исследовательские университеты Федеральные университеты Разработка национальной системы ранжирования вузов Привлечение опыта ведущих ученых для повышения качества научных исследований (иностранных и соотечественников) ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры для инновационной России» Постановление Правительства 220 от Поддержка индивидуальной входящей и исходящей мобильности Стипендии Президента РФ Квоты на обучение иностранных граждан в России Программа поддержки обучения специалистов в ведущих зарубежных институтах (проект)
Максимум пользы от стратегии интернационализации вуза Базовые элементы : Анализ уровня интернационализации вуза Определение задач развития университета, для которых необходимо развитие международного сотрудничества Определение сильных и слабых сторон университета Осуществление выбора конкретных мер по интернационализации, отвечающих той или иной задаче Согласование ответственных исполнителей и ресурсов Определение целевых показателей, выраженных как в качественных, так и в количественных параметрах Выбор индикаторов оценки и мониторинга
Качественный анализ уровня интернационализации : примеры использования IQR - Internationalisation Quality Review осуществляемом с 1999 г. Программой Институциональное управление в высшем образовании ОЭСР совместно с Ассоциацией европейских университетов и Ассоциацией академического сотрудничества ; The Internationalization Review Process play.cfm&ContentID=7746, осуществляемом Американским советом по образованию ; play.cfm&ContentID=7746 Nuffic tool for Mapping Internationalization (MINT) internationalization/mapping-internationalization-mint/mapping- internationalization-mint internationalization/mapping-internationalization-mint/mapping- internationalization-mint Подходе, предложенном в рамках проекта Developing Evaluation Criteria to Assess the Internationalization of Universities (final report osaka.jp/project/project-finalreport.htm), реализованного при поддержке университета г. Осака. osaka.jp/project/project-finalreport.htm
Аспекты качественного анализа, присутствующие в большинстве методологий : 1. Наличие ясно сформулированной стратегии и плана развития интернационализации. 2. Интеграция стратегии и плана развития интернационализации в стратегию развития университета. 3. Уровень руководства, ответственного за данное направление, и уровень вовлеченности в проект первых лиц университета. 4. Качество управленческой инфраструктуры : международные подразделения : их количество, качество персонала, структурное соответствие задачам, уровень координации. 5. Качество информационной поддержки процесса интернационализации : сайт на иностранных языках, участие в выставках, организация маркетинговых мероприятий, публикации и презентации результатов исследований … 6. Качество консультационной и организационной поддержки мобильности : специальные структуры для работы с иностранными абитуриентами и студентами. 7. Качество бытовой инфраструктуры : общежития, медицинские услуги, страховки, питание … 8. Ресурсы, выделяемые на международное сотрудничество : мобильность студентов, сотрудников ППС, исследователей университета, проекты, двойные дипломы, конференции, гранты для иностранных учащихся, гранты для иностранных исследователей. 9. Кадровая политика, формирующая стимулы для развития лингвистических и других компетенций, необходимых для успешной интернационализации. 10. Система стимулов для участия в разработке и реализации международных исследовательских проектов, подготовки совместных публикаций. 11. Кадровая политика, направленная на привлечение в университет ведущих зарубежных ученых и лучших преподавателей. 12. Участие в международных сетях
Количественный анализ 1. Участие в российских рейтингах 2. Сравнение показателей вуза с показателями ведущих российских университетов ( национальные исследовательские университеты, федеральные университеты ) 3. Сравнение показателей вуза с показателями ведущих зарубежных вузов ( на основании данных глобальных рейтингов )
Национальная методология рейтингования вузов, как: Инструмент повышения качества деятельности и конкурентоспособности вузов Инструмент, способствующий интеграции вузов в глобальное образовательное и исследовательское пространство, поскольку положение в рейтингах является важным сигналом конкурентоспособности Источник надежной объективной информации о качестве деятельности университета и положении того или иного вуза среди остальных национальных вузов Источник надежных данных для глобальных и региональных рейтингов Инструмент поддержки потребителей образовательных услуг, позволяя через представление легко интерпретируемой информации ориентироваться в широком разнообразии вузов и предлагаемых ими услуг
Индикаторы методологии ранжирования в группе «Международная деятельность» Доля иностранных студентов в общей численности студентов Количество международных исследовательских грантов Сумма международных исследовательских грантов Доля доходов из иностранных источников Доля учебной нагрузки иностранных ППС в учебной нагрузке штатных ППС Доля студентов, прошедших обучение за рубежом Доля аспирантов, участвовавших в зарубежных стажировках Доля ППС, приглашенных для преподавания в зарубежные университеты Доля ППС с дипломом/ ученой степенью зарубежного вуза/вузов Доля программ, реализуемых совместно с зарубежными партнерами Доля студентов, обучающихся по программам, реализуемым совместно с зарубежными партнерами Численность иностранных ППС
12 Результаты апробации методологии ранжирования Распределение вузов по направлениям оценки и категориям Всего в апробации приняли участие 103 российских вуза
Абсолютные и относительные показатели интернационализации в отчетности Национальных исследовательских университетов 1. Иностранные обучающиеся из СНГ ( по ПНР ) 2. Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР НИУ 3. Иностранные обучающиеся без СНГ ( по ПНР ) 4. Доля иностранных обучающихся ( без учета стран СНГ ) по ПНР НИУ 5. Доход от НИОКР ( по ПНР ) по международным научным программам 6. Объем НИОКР по ПНР НИУ в рамках международных научных программ в расчете на одного НПР 7. Аспиранты и НПР, прошедшие стажировки в мировых научных и университетстких центрах 8. Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранной и российской организациями (Web of Science, Scopus, Национ. индекс цитирования ), в расчете на одного НПР 9. Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы ( прошедших стажировки ) в ведущих мировых научных и университетских центрах
Национальный исследовательский университет в 2019 г. ( средние значения ) Доля иностранных обучающихся ( без учета стран СНГ ) по ПНР НИУ 5% Доля НПР и инженерно - технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет 48% Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук 77% Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, в расчете на одного НПР 1,37
Национальный исследовательский университет в 2019 г. ( средние значения ) Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы ( прошедших стажировки ) в ведущих мировых научных и университетских центрах 32% Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ 55% Доля внебюджетного финансирования в доходах НИУ от образовательной и научной деятельности 61% Доля доходов от НИОКР из всех источников по ПНР НИУ в общих доходах НИУ 42% Отношение доходов от реализованной НИУ научно - технической продукции по ПНР НИУ к расходам федерального бюджета на НИОКР, выполненные НИУ 263%
Выводы 1. Интернационализация – инструмент модернизации и повышения конкурентоспособности образовательных программ и научных исследований, в первую очередь, во вторую - средство повышения дохода от экспорта 2. Интернационализация – интегральная составляющая целей и задач развития вузов 3. Интернационализация – всегда процесс незавершенный 4. Инструменты Болонского процесса способствуют реализации целей интернационализации вузов 5. Развитие совместных программ с зарубежными партнерами – один из наиболее разработанных механизмов повышения качества образовательных программ 6. Развитие мобильности – наиболее понятный и распространенный инструмент интернационализации 7. Фактор успеха интернационализации – комплексная система управления в вузе
17 Ключевые характеристики университетов мирового уровня (1)* обладает международной репутацией в области исследований и преподавания имеет выдающихся исследователей мирового уровня признан не только другими университетами мирового уровня, но и сообществом из других сфер обладает несколькими факультетами мирового уровня представляет передовые исследовательские работы, признанные экспертами и премиями ( например, Нобелевской премией ) формирует инновационные идеи и осуществляет общие и прикладные исследования в значительном объеме привлекает наиболее способных студентов и выпускает высококвалифицированных специалистов способен привлечь и удержать лучших сотрудников способен привлекать преподавателей и студентов на международном рынке привлекает значительную долю выпускников, как для преподавания, так и в исследования привлекает значительную долю студентов из - за рубежа * Salmi J. The challenge of establishing world-class universities The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank,
18 Ключевые характеристики университетов мирового уровня (2) функционирует в рамках глобального рынка и интернационален во всех сферах деятельности обладает надежной финансовой базой получает значительные капиталовложения и доход обладает разнообразными источниками дохода ( например, правительство, частные компании, доход от исследований, доход от обучения иностранных студентов ) обеспечивает высококачественные и благоприятные условия для обучения и проведения исследований, как для сотрудников, так и для студентов ( современные здания и оборудование, территория университета ) обладает современной системой руководства, включая стратегическое видение и план мероприятий выпускает специалистов, которые занимают важные и влиятельные посты ( например, такие влиятельные лица, как премьер министры и президенты ) обладает значительным списком выдающихся достижений ( например, Университеты Оксфорда и Кембриджа в Великобритании и Гарвардский университет в США ) вносит значительный вклад в развитие общества постоянно сопоставляет себя со всемирно известными университетами и факультетами
P.S.: НФПК Монография : « Интернационализация высшего образования : тенденции, стратегии, сценарии будущего » Консалтинговая программа : « Развитие институциональных возможностей вузов для повышения эффективности международного сотрудничества в сфере образования и науки » Электронный каталог наиболее важных источников, документов и аналитических работ по системам оценки исследовательской деятельности База данных по региональным и международным ассоциациям и сетям
Спасибо за внимание ! Дыдзинская Дарья Владимировна НФПК - Национальный фонд подготовки кадров