Влияние занятий баскетболом на развитие координационных способностей детей 7-9 лет Колдин Алексей Иванович Учитель физической культуры МОУ СОШ с.Карловка Пугачевского района Саратовской области
Актуальность. Координационное совершенствование направлено на подготовку детей к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида: быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект; точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени; дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения; приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи; прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени; ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Цель исследования. Развитие и совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средством специально подобранных физических упражнений при занятиях баскетболом. Проблема как показывает исследовательская литература и другие обобщения опыта работы преподавания физической культуры общей образовательной школы, предлагает упражнения для выработки координационных способностей у детей 7 9 лет. Не всегда могут быть эффективны, это может быть связанно или состоянием здоровья детей; процесс акселерации. Развития координационных способностей является одной из важных задач преподавания физической культуры.
Объектом исследования. Является педагогический процесс в школе на уроках физической культуры. Предметом исследования. Баскетбол как средство развития координационных способностей у детей возраста 7-9 лет. Гипотеза. Предполагается, что применение раз личных средств так как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Методическое исследование. Данное исследование, мы проводим с помощью тестирования координационных способностей и с помощью подборов специальных упражнений для развития координационных способностей. В качестве испытуемых были привлечены дети 7-9 лет. Работа проходила в условиях спортивного зала. Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи: Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей. Выявить средства и методы развития координационных способностей детей в возрасте 7-9 лет при занятиях баскетболом. Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей. Составить комплекс упражнений эффективного развития координационных способностей младшего школьного возраста детей 7-9 лет, при занятиях баскетболом.
Новизна. Исследование заключается в том, что определены целесообразные объемы специальных упражнений, применяемых в развитии координационных способностей для школьников 7-9 лет. Предпринята попытка построений эффективного комплекса упражнений для развития координационных способностей и включение его в уроки физкультуры учащихся 7-9 лет. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать координационные способности в основании программного материала за минимально короткий промежуток времени. Данная работа может вызвать интерес у учителей начального класса ведущих уроки физической культуры, преподавания физкультуры работающих с данным возрастом, родителей заботячихся о здоровье своих детях, и студентов отделении физической культуры.
Анатомо - физиологические особенности детей 7-9 лет Особенности высшей нервной деятельности. Возрастные особенности высшей нервной деятельности. Опорно-двигательный аппарат детей.
Психолого-педагогические особенности при работе с детьми 7-9 лет Психические состояния, возникающие под влиянием умело поставленной воспитательной работы, особенно устойчивы. Они укрепляют уверенность школьников в своих силах, придают им активность, бодрость, стремление к про явлению инициативы, желание стать квалифицированным специалистом, быст рее принести пользу Родине, в любых ситуациях непреклонно отстаивать ком мунистические идеалы. Воспитание убеждений это не только передача знаний, но и осуществление их в жизни, практической деятельности. Никакие самые серьезные беседы не могут убедить воспитанников в необходимости быть принципиальными, дисциплинированными, заботиться о младших.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ Сознательное усвоение двигательных умений и навыков Наглядность в обучении Систематичность и последовательность в обучении Доступность в обучении
Методика воспитания координационных способностей. Выделяют пять признаков (закономерностей) воспитания координационных способностей: Основным методом является упражнение, а средством - физическое упражнение. Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) должны технически правильно разучиваться и правильно выполнять под контролем сознания. Использование дополнительных тренировочных средств, которые улучшают функцию анализаторов. При относительной пассивности занимающегося (использование вращающегося кресла или площади), для тренировки вестибулярного аппарата (способность к равновесию). Выбор тренировочных средств должен быть таким, чтобы воздействовать на определенные двигательные способности согласно выборочной задачи. Например, для волейболиста дифференцированная способность, для бегуна спринтера - реагирующая способность. Результат обучения будет в том случае, если с помощью методических примеров будет повышаться сложность тренирующих средств.
Тесты для определения координационных способностей. Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную столку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата
Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников («Три кувырка вперед») Воз раст лет УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ низкий ниже среднего средний выше среднего высокий МАЛЬЧИКИ 7 9,99,89,07,16,3 8 7,87,77,05,34,6 9 7,47,36,54,84,0 ДЕВОЧКИ 7 9,49,38,46,65,8 8 8,88,77,55,24,1 9 7,77,66,95,34,1 Результат - время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).
Нормы для оценки к динамическому равновесию. Класс ОЦЕНКА "отлично"«хорошо»"удовле творительно" "достаточно" ВАРИАНТ ,018,516,014,0 2 18,016,014,012,5 3 17,514,512,511,0 ВАРИАНТ ,5 286, Еще для оценки координационных способностей мы применяли (использовали) тест "Стойка на одной ноге". Оборудование: секундомер. Процедура тестирования. По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена, и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат время, выполненное в стойке на одной ноге.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ п/п Фамилия Три кувырка вперед (секунды) Четыре поворота на гимнастической скамейке Стойка на одной ноге (секунды) входнойитоговыйвходнойитоговыйВходнойитоговый 1Семенова 7,06,74,24,060"1.02" 2Мартынов 4,44,04,34,136"56" 3Сенновская 6:86:86,67,06,840"1.42" 4Колдина 7,06,87,06,750"1.02" 5Шухрина 5,15,03,83,560"1.20" 6Лахтин 6,05,87,06,91.00"1.30" 7Наумова 5,04,85,04,420"50" 8Лядункина 4,24,07,06,81.30"2.26" 9Чумаков 4,03,83,73,538"2.00" 10Маштакова 7,06,57,06,92.10"2.12" 11Марченко 6,05,96,05,72.10"2' 40" 12Самыгина 7,27,03,23,01.12"2'00 13Андреева 6,05,93,23,036"1.20" 14Серпутько 4,84,53,43,01.10"1.58" 15Колдин 8,07,83,63,430"1.36"
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ п/п Фамилия Три 1кувырка вперед (секунды) Четыре поворота на гимнастической скамейки (секунды) Стойка на одной ноге (секунды) входнойитогвходнойитогвхонойитог эксперимент 1 Семенова 4,84,74554"56" 2 Мартынов 4,34,071060"1.00" 3 Сенновская 5,55,24,24,61.00"1.42" 4 Колдина 4,94,44,851.00"2.60" 5 Шухрина 4,34,03,53,240"1.08" 6 Лахтин 5,25,065,846"1.20" 7 Наумова 5,45,076,730"40" 8 Лядункина 4,8434,851.28"2.26" 9 Чумаков 4,74,25,85,42.22"2.36" 10 Маштакова 5,75,04,24,620"1.58" 11 Марченко 535,03,13,02.06"2.12" 12 Самыгина 534,03,23,01.10"2.10" 13 Андреева 4,84365,840"2.40" 14 Серпутько 5,04,65,91.06"2.06" 15 Колдин 5,14,743,71.06"2.06"
ДИАГРАММА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ. 1 - три кувырка вперед с учетом времени 2 - четыре поворота на гимнастической скамейки с учетом времени 3 - стойка на одной ноге с учетом времени
ДИАГРАММА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ три кувырка вперед с учетом времени - четыре поворота на гимнастической скамейки с учетом времени - стойка на одной ноге с учетом времени На диаграмме по развитию координационных способностей у детей 7-9 лет, мы наблюдаем интенсивное развитие детей, экспериментальной группы она более развита, чем контрольная группа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучив научно-методическую литературу, анатомо-физиологические спо собности детей и психолого-педагогические особенности, при работе с детьми 7-9 лет, опыт работы тренеров и рекомендации, был составлен комплекс упраж нений для развития координационных способностей, а так же определены методы применения комплекса и объёмы нагрузок. В результате девяти месяцев работы с детьми 7-9 лет по развитию коор динационных способностей было выявлено эффективное предложение комплексов упражнений по отношению традиционной методике. Выработав координационные способности, что и показало приведённое исследование. Доказали что у детей 7-9 лет в течении девяти месяцев можно повысить координационные способности и, что наша рабочая гипотеза, а именно приме нение различных средств, как физическое упражнение и гимнастическое упражнение с динамическим характером на уроках физической культуры позволит качественно повысить уровень координационных способностей у детей 7-9 лет.
ЛИТЕРАТУРА