Забота о здоровье школьников, как обязательное условие образовательного процесса. @_МОУ_Барановская_СОШ_О.А.Зиновьева_2009.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексные(интегрированные)Частные(узко-специализированные)
Advertisements

Составитель: Куликова Ольга Николаевна, учитель труда Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в коррекционной школе.
Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев В.В. Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 5» г. Гусь-Хрустальный 2009 Внедрение здоровьесберегающих технологий в.
Материалы к заседанию творческой группы педагогов-экспериментаторов 4 марта 2011 года Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий (по.
Здоровьесберегающие технологии на уроках.. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
« Организация работы школы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Нетрадиционные формы организации образовательного процесса, как элемент здоровьесбережения.
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях сельской школы»
«Здоровье - это еще не все, но всё без здоровья – ничто»
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровье сберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья школьников Из опыта работы учителя физической культуры МБОУ БГО Борисоглебская.
Здоровьесберегающие технологии в современном образовании.
Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены,
Основные подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного.
Здоровье школьника – интегративный критерий качества образования МОУ общеобразовательная школа – интернат 1 среднего (полного) общего образования г. Томска.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Транксрипт:

Забота о здоровье школьников, как обязательное условие образовательного

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Её главная отличительная особенность - приоритет здоровья. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором и педагоги и родители решают одну важную задачу, связанную заботой о здоровье

Появившееся в последние годы понятие ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Данные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных

Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся Поиск путей исправления ситуации; признание своей ответственности за результаты своей работы Овладение необходимыми здоровьесберегающими

Задачи: Сохранение и укрепление здоровья учащихся Организация качественного обучения, развития и воспитания подрастающего поколения без ущерба для физического и духовного здоровья. Полноценная подготовка ребенка к самостоятельной

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой раз­вития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой,

По определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизн

по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный

понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

В здоровьесберегающих технологиях большое место отводится игре. Игра является ведущим приёмом обучения в начальной школе. Раньше на уроках проводились дидактические игры, основной целью которых было: повышение мотивации учебной деятельности учащихся, активизация учебной деятельности. В настоящее время изменились формы: на первое место выходят сюжетно -ролевые игры, направленные на сбережение здоровья детей: снятие мышечного напряжения, увеличение двигательной активности на

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами

Проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медиков, к системе здравоохранения. Хотя на практике медики давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. В образовательных учреждениях использование профилактических программ обязательно. В первую очередь к МГТ относятся контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Фельдшер делает прививки учащимся, оказывает им консультативную и неотложную помощь, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению школьников и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья детей, организует профилактические мероприятия в преддверии, например, эпидемии гриппа и решает другие задачи, относящиеся к компетенции медицинской

Направлены на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает её

Наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Их главный отличительный признак- использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Реализация ЗОТ достигает цели лишь при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей солидарности за сохранение здоровья учащихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом

ЗОТ - качественная характеристика любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами

Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем яснее, понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним. Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесенные им слова. Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений. Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене

Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приёмов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шёпот и др., которые имеются у каждого учителя. Вовремя произнесённая шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо. Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом, далёких-с ритмом. Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроке, тем чаще многие из них начинают изнывать от безделья. В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Всё зависит от ситуации и профессионализма

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других

Аксиологический Гносеологический Здоровьесберегающий Эмоционально-волевой Экологический Физкультурно-оздоровительный Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной

Формирующая Информативно-коммуникативная Диагностическая Адаптивная Рефлексивная

Здоровьесберегающие Оздоровительные Технологии обучения здоровью Технологии обучения здоровью Воспитание культуры здоровья Воспитание культуры

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: Внесубъектные:технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекциидевиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие

перечень принципов здоровьесберегающей педагогики не требует какого-то ни было предпочтения, несоблюдение любого из них принесет ущерб проводимой работе в целом Принцип ненанесения вреда - "No nocere!" одинаково первостепенен и для педагогов, и для медиков, и для родителей. На его соблюдении строится профессиональная

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Предполагает, что все происходящее в ОУ - от разработки планов до проверки их выполнения, уроков, перемен, внеклассных мероприятий, подготовку педагогических кадров, работу с родителями - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и

Принцип триединого представления о здоровье - обуславливает взаимосвязь здоровья физического, психического и духовного. Принцип непрерывности и преемственности - определяет проводить здоровьесберегающую работу каждый день и на каждом

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - где речь идет об уровне и содержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методах преподавания. Приоритет позитивных воздействий над негативными - неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказывает преобладание запретов, порицаний, неодобрений как в педагогической, как и в родительской

Таким образом, от учителя зависит, какое воздействие на ученика оказывает учебно- воспитательный

Здоровье образовательные технологии -это это качественная характеристика любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами

Организационно- педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технологии работы учителя на уроке - сердцевина здоровьеберегающей педагоги

Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика - значит не принуждать его занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов

Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих технологий и проверки педагогического

На уроке определены три группы задач, связанных с проблемой здоровья: Диагностические (проветрено ли помещение, не мешает шум, достаточно света и т.д.) Коррекционные (решаются в широком диапазоне действия - скорректировать неправильную позу ученика, изменить темп проведения урока, вовремя провести физкультминутку, дать творческое задание). И формирующие - капля за каплей формирование здорового потенциала у

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической

1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; 2) владеть основами здорового образа жизни; 3) устанавливать контакт с коллективом учащихся; 4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; 5) прогнозировать развитие своих учащихся; 6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; 7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях педагогики получить в начале

Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации. Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем: 1. Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения. 2. Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его 3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья

Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами - планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического

Неоспоримо, что основная задача школы - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему