Р АЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ Михневич Елена.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р АЗВИТИЕ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Елесина Анна 5 а/лог.
Advertisements

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Актуальность и перспективность опыта В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Формирование у дошкольников навыков сотрудничества Ширинкина Валентина Ивановна, Горбунова Надежда Сергеевна МАДОУ детский сад 13 г. Нытва.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
МБДОУ детский сад «Ромашка»с.Пуштулим Диагностика физической подготовленности детей. Воспитатель Александрова Галина Васильевна.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
«Совместная работа учителя русского языка и литературы с родителями детей с ОВЗ» МБОУ ООШ 138 Подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «ТЕРЕМОК»
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Предшкольная подготовка как условие обеспечения равных возможностей детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Транксрипт:

Р АЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ Михневич Елена

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии и педагогики. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Коммуникативные факторы в сфере общения со сверстником могут существенно влиять также на академическую успеваемость у школьников. Эти и некоторые другие факты привлекли внимание исследователей к проблеме общения дошкольников, которая в последние десятилетия все более интенсивно экспериментально разрабатывается. Вышесказанное и определяет актуальность настоящей работы.

Цель настоящей работы состоит в анализе путей развития коммуникативных умений у детей 5 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи : - рассмотреть коммуникативные умения как основу психического развития ребенка, - разработать программу по развитию коммуникативных умений детей 5 года жизни, - на основе полученных данных разработать рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 5 года жизни при взаимодействии педагогов и родителей. Гипотеза исследования состоит в следующем: интенсивное общение ребенка со сверстниками и взрослыми повышает коммуникативные характеристики ребенка.

О БЩЕНИЕ РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Исследования дошкольного детства показали, что коммуникативное становление личности в этот период носит до некоторой степени стихийный характер. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью. Именно в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними (Д.Б.Эльконин, А.К.Маркова, А.А.Люблинская, А.М.Леушина и другие). Данные о соотношении рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности в литературе отсутствуют, хотя вполне очевидно, что устные формы коммуникации (говорение и слушание) превалируют в развитии дошкольника

О БЩЕНИЕ РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проанализировав основные направления становления коммуникативной деятельности личности в дошкольном периоде развития, отметим несколько принципиальных положений. Во-первых, различные виды речевой деятельности по-разному проявляют себя на разных этапах развития, играя на каждом этапе различную роль. Так, в дошкольном детстве особую роль приобретают аудирование и говорение, связанные с устными формами общения. Во-вторых, коммуникативное развитие личности не останавливается и не замирает к концу старшего школьного возраста. В-третьих, в коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение. Только целенаправленное формирование коммуникативных и речевых умений может привести к успешному коммуникативному становлению и оптимальным показателям успешности этого развития. В-четвертых, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является, на наш взгляд, умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи. Такая постановка вопроса представляется нам теоретически и практически более обоснованной и вбирающей в себя все проводимые ранее исследования речевого развития по разным линиям.

О СОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психологические исследования показали, что общение дошкольника со взрослым имеет ряд специфических черт. Во-первых, дошкольник часто общается со взрослым ситуативно: в одной ситуации - это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по- другому разговаривает. Во-вторых, несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми. Третья особенность общения дошкольника со взрослым касается того, что оно постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

О СОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети дошкольного возраста, в отличие от детей раннего возраста, начинают общаться с другими детьми. Дети-дошкольники очень хорошо обучаются у своих сверстников (гораздо эффективнее, нежели у взрослых). Объяснение этому явлению можно найти, анализируя закономерности развития общения в процессе развития ребенка. Но если в общении со взрослым ребенок сначала обучается требовать, а потом просить, то в общении с детьми динамика другая. Ребенка привлекают дети более старшие по возрасту. Ему бесконечно интересно все, что они делают, он старается им подражать и занимает в общении с ними позицию учащегося, подстраивающегося. Это осмысленное подчинение во имя достижения результата. На основе становления произвольности общения, в период развития коллективных игр, появляется позиция делового предметного общения - прообраз партнерских отношений. Основным диагностически значимым признаком, по которому можно определить, что ребенок владеет партнерским общением, является переход к играм с правилами.

О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Развитие внимания, интереса к партнеру по общению; Развитие умения входить в контакт, вести диалог; Развитие навыков невербального общения; Развитие навыков взаимодействия детей в группе; Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.

Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий. 2. Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. В пятилетнем возрасте дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.

Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей среднего дошкольного возраста на занятиях: распределение деятельности по роли (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. К шестилетнему возрасту становятся возможными использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Возраст шести лет, по данным нашего исследования, может быть рассмотрен как сензитивный период для развития содержательного взаимодействия дошкольников в образовательном процессе. 4. Развитие продуктивного взаимодействия детей 5 лет со сверстниками на занятиях ведет к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.

П РИМЕРЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ИНТЕРЕСА К ПАРТНЕРУ ПО ОБЩЕНИЮ «Кто говорит?» Цель: развитие внимания к партнеру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребенок в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место. «Комплименты» Цель: развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, предают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

И ГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ «Вопрос ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» «Выжигалы» и т.д.). «Вопрос ответ» Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера. Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т.д. (например: «Какое у тебя настроение?» «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» «Выжигалы» и т.д.). «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем- то и т. д.). «Разговор по телефону» Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему. Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем- то и т. д.).

И ГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ «Как говорят части тела» Цель: учить невербальными способам общения. Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи: как говорят плечи «Я не знаю»; как говорит палец «Иди сюда»; как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»; как говорит голова «Да» и «Нет»; как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания». Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель. «Зоопарк» Цель: развитие невербальных способов общения. Каждый из участников представляет себе, что он животное, птица, рыба. Воспитатель дает 23 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

И ГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ «Удержи предмет» Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет. «Змея» Цель: развивать навыки группового взаимодействия. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок «голова змеи», последний «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

И ГРЫ НА ТЕЛЕСНЫЙ КОНТАКТ «Возьмемся за руки, друзья» Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается. «Рисунок на спине» Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ (домик, солнышко, елку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнер должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

О РГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании мы поставили следующие задачи: 1. Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы «Детский сад – семья» в развитии коммуникативных умений дошкольников. 2. Разработка средств, форм, содержания, методов развития коммуникативных умений в педагогической системе «Детский сад – семья». Мы решили строить свою работу в двух направлениях: 1.Работа с коллективом воспитателей. 2.Работа воспитателей с коллективом родителей.

О РГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ Целью работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений. Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы: 1. Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями. 2. Обучение педагогическому тренингу общения. 3. Овладение воспитателями самодиагностикой (В.А.Кан- Калик, Н.Д.Никандров). 4. Консультация: Стили взаимоотношений в системах «Взрослый – взрослый» (воспитатели - родители, воспитатели - воспитатели), «Взрослый – ребенок». 5. Проведение двух семинаров - практикумов «Развитие коммуникативных умений», «Особенности общения воспитателя с родителями».

О РГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой. Свою работу по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на пять этапов: 1 этап - моделирование взаимодействия. На этом этапе происходит установление компенсаторных связей («Детский сад – семье», «Семья - детскому саду») с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания (Г.Т. Хоментаускас, Л.Я.Вага, В.В.Столин). Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку. 2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе работа строилась в двух направлениях: 1.Привлечение внимания родителей к детям. 2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям. Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей среднего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми.

О РГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ 3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия. На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности коммуникативном развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером. Далее мы планируем проведение 4 этапа - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника. Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители. Последний этап 5 - совместное с родителями исследование личности ребенка. На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый «Клуб общения», где вся работа с детьми будет планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, походы и т.д.

ВЫВОДЫВЫВОДЫ Выводы 1. Полученные данные позволяют сделать заключение о необходимости создания условий, способствующих постепенному возвращению в детские сады сюжетной игры, являющейся незаменимой школой общения, мышления, воображения и произвольного поведения для детей дошкольного возраста. Эту важнейшую в современных условиях роль – сохранения и развития детской игры – должны взять на себя, прежде всего, детские практические психологи и педагоги, которые призваны обеспечивать условия для нормального психического и личностного развития и ребенка. Положение о закономерностях детского развития и о качественном своеобразии каждого возрастного этапа должно быть основанием профессиональной деятельности детского психолога. Создание оптимальных педагогических условий для полноценного проживания каждого возрастного этапа, по- видимому, и служит главной задачей практического педагога и психолога. 2. Задачей дальнейших обследований детей среднего дошкольного возраста должен стать анализ состояния ведущей для дошкольников деятельности и уровня развития главных новообразований этого возраста, которые складываются в первую очередь в игре (воображения, инициативности, произвольности, способности к символическим игровым замещениям, коммуникативных способностей).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр : Автореф. дис.... канд. пед.наук: / Е.М. Алифанова; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, – 29 с. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ст. дошкол. возраст // Дошкол. воспитание C Богуславская Н.Е. Весёлый этикет: Учеб. пособие по развитию коммуникатив. способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР, – 314 с. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психол С Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук : / С.В.Проняева; Шадрин. гос. пед. ин-т. - Екатеринбург, – 27 с. Рыбак Е.В. Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство коммуникативного развития старших дошкольников : Автореф. дис.... канд. пед. наук: / Е.В. Рыбак; Арханг. гос. техн. ун-т. - Архангельск, – 29 с. Суханова С.В. Как помочь ребенку полюбить учебу или о пользе коммуникативной компетентности : [Из опыта работы школ. психолога]/ С.В. Суханова // Психолог в школе C Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание C