ЕГЭ 2012
Первая часть : условие, в котором сообщаются определенные сведения Вторая часть : требование - вопрос Для ответа на поставленный вопрос следует совершить определенные интеллектуальные действия
УказанияБаллы Сделаны два вывода, указан ответ 3 Сделан один вывод, указан ответ 2 Сделаны только два вывода или указан ответ 1 Максимально 3 балла
1. В основе задачи лежат высказывание, суждение, размышление ученого, писателя, философа, подчас выраженные в афористической форме Пример : Английский философ Г. Бокль писал : « Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна ; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен ». Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества ? Оно было произнесено полтора столетия назад – с тех пор общество изменилось. Каковы, на ваш взгляд, основные ценности современного общества ?
2. Задача построена на выражении некой позиции, сложившейся в общественном мнении, на расхожих суждениях и оценках Пример : Принято считать, что конформное поведение, основанное на неукоснительном следовании общепринятым нормам, делает человека несвободным, снижает творческое начало в личности и тем самым обедняет духовную жизнь общества. Приведите примеры конформизма, покажите позитивные и негативные последствия конформного поведения.
3. Условие задачи содержит реальные факты общественной жизни Пример : Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению существенной части Мирового океана. В рамках каких глобальных проблем можно рассматриваться эти события ? Аргументируйте свой ответ.
4. В условии представлены показатели развития, статистические данные. Пример : Весной 2004 года компания Siemens заявила о намерении сократить 10 тыс. рабочих мест и вынести значительную часть производства в Венгрию ( за предыдущие три года компания сократила 35 тыс. рабочих мест ). Сейчас безработица в Германии превышает 10%. Каковы причины такой политики компании ? Назовите общемировой процесс, проявлением которого служат приведенные и аналогичные факты.
5. В условии задачи моделируется ситуация, отражающая существенные черты, механизм реализации определенного общественного явления, процесса. Пример : Цены на товары и услуги растут. Люди стремятся « тратить деньги сейчас », предприятия также покупают дорогостоящие товары. Учитывая возросшую стоимость, рабочие требуют и получают более высокую заработную плату. Администрация фирм компенсирует свои затраты на рабочую силу, взвинчивая цены на свою продукцию. О каком экономическом явлении идет речь ? Укажите его основные причины.
6. В условии представлена конкретная общественная ситуация правового, экономического, социального, бытового и иного характера. Пример : 17- летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку ? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос ? Какой дееспособностью он обладает ?
7. Условие содержит описание структуры, системы, обобщенные характеристики объекта, процесса. Пример : В федеральном законе « Об образовании » среди принципов государственной политики в области образования назван и такой принцип : общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. В чем вы видите конкретное проявление этого принципа в практике обучения ?
В выступлении ученого на научной конференции прозвучали такие слова : « Конечно, мир развивается, совершенствуется, становится лучше. Очевидно и то, что жизнь человека становится все напряженнее, темп его существования убыстряется. Современные люди подвержены стрессам, сердечным заболеваниям, инфекциям ». Назовите понятие, которое характеризует представления ученого о направлении общественного развития. Он отмечает противоречивость этого процесса. Укажите любые два проявления этих противоречий, не названные ученым.
Ответ : 1) Понятие – « прогресс » 2) Проявления противоречивости прогресса : Прогресс в одних сферах может сочетаться регрессом в других Прогресс не исключает возможности попятного развития в те или иные исторические эпохи Прогрессивные изменения могут приводить к возникновению новых проблем и угроз
По словам одного известного издателя, « газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу ». К какой аудитории обращена эта газета ? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.
Ответ : 1) Аудитория, к которой обращена газета – « массовая аудитория », « широкий круг читателей ». 2) Категория, к которой относится газета – « желтая пресса », « бульварная пресса », « массовая пресса » 3) Признаки « желтой прессы » Акцент на развлекательность Отказ от серьезной аналитики Преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хроники, спорту и пр.
Согласно « третьему закону » французского политолога М. Дюварже, данный тип избирательной системы способствует становлению многопартийной системы в стране. Места партии в парламенте распределяются в зависимости от соотношения голосов избирателей, проголосовавших за них на выборах. Назовите тип избирательной системы, о которой говорит политолог. Укажите любые два ее достоинства, о которых не сказано в задании.
Ответ : 1) Тип избирательной системы – пропорциональная 2) Достоинства пропорциональной избирательной системы : Позволяет представить в органах власти реальную картину расстановки политических сил в стране Обеспечивает обратную связь между государством и гражданами В отличие от мажоритарной системы результаты выборов определяются с учетом голосов всех избирателей, их голоса « не пропадают »
В нашей стране в первой половине 90- х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом : внутренние акционеры ( работники, дирекция ) – 62% акций, внешние акционеры – 21% акций, государство – 17% акций. При этом на мелких внешних акционеров ( обычных держателей акций ) пришлось 10% акций. Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны в собственников предприятий ? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий ? Аргументируйте свои выводы.
Ответ : 1) Да, на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны в собственников предприятий. Аргумент : более половины предприятий были приватизированы 2) Нет, основная масса населения страны не превратилась в собственников предприятий. Аргумент : на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни : он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет ? Какие факторы сыграли здесь решающую роль ? Как они называются в социологии ?
Ответ : 1) Процесс – вертикальная восходящая социальная мобильность 2) Ее факторы : получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий социальный статус 3) Общее социологическое название этих факторов – каналы (« лифты ») социальной мобильности
Еще в начале прошлого века семьи во многих странах были многодетными. Но уже в годы прошлого века в индустриально развитых странах число детей в семье уменьшается. Какие общественные процессы привели к подобным результатам ? ( Назовите три процесса.)
Ответ : 1) Рост занятости женщин в общественном производстве 2) Увеличение числа женщин с высшим образованием 3) Возросшие требования к уровню жизни и комфорта 4) Расширение государственных гарантий и, как следствие этого, уменьшение значения будущей трудовой деятельности детей для старших членов семьи