Цель презентации: Изучение и сравнение русских народных ударных инструментов, знакомство с музыкальными традициями и музыкальной культурой русского народа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русские народные инструменты. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками.
Advertisements

Знакомство с Русскими народными инструментами. Инструменты делятся на Ударные Струнные Духовые -Ложки - Гусли -Свирель -Трещотка - Домра - Жалейка -Бубенцы.
Содержание Ударные: ЛожкиЛожки ТрещоткаТрещотка БубенцыБубенцы РубельРубель ДроваДрова БубенБубенДуховые КугиклыКугиклы СвирельСвирель ЖалейкаЖалейка.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИМЕЮЩИЕ ВЫСОТУ ЗВУКА УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ВЫСОТЫ ЗВУКА 1.Литавры 2.Ксилофон 3.Колокола 4.Колокольчики.
Каждый народ имеет свои песни, и у каждого народа эти песни исполняются под свои народные инструменты. Гармоника (гармошка, аккордеон, баян)- духовой.
Музыка Тема : «Инструменты симфонического оркестра».
Презентация к уроку по музыке на тему: Сказка о русских народных инструментах
«Музыка России» 1 Закрепление по теме.
Проект по музыке (старшая группа) на тему: Проект "Русские народные музыкальные инструменты"
Русские народные музыкальные инструменты Г Д О У детский сад 7 Калининский район Воробьёва Алла Анатольевна.
Корина Илона Викторовна Симфонический оркестр. Корина Илона Викторовна Что такое оркестр? Слово появилось еще во времена Античности. В Древней Греции.
Русские народные инструменты Учитель музыки Литвинова Н.М. МБОУ СОШ 1 г.Приморско-Ахтарск.
МДОУ детский сад «Светлячок» Р.п. Черкасское Вольского района Саратовской области Музыкальный руководитель Власова Н.Е.
В мире красок симфонического оркестра Цель : рассказать об особенностях симфоничес- кого оркестра познакомить со звучанием инструментов оркестра.
МДОУ – детский сад 2 «Аленушка» учебный год.
Музыкальные инструменты 3 класс Презентация Учителя музыки Козловой Е.А.
Стоит в шкафу: Крышку открываешь – зубы торчат. Пальцами нажимаешь – звуки получаешь.
Выполнила: муз. руководитель Мокшанова С.Н. Мир чудес и волшебства Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир музыки и танца.
Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника.
Проект ученицы 1 класса «В» Волковой Дарии. Арфа Звуки ее струн сродни самой природе. Это царственная красавица на сцене.
Транксрипт:

Цель презентации: Изучение и сравнение русских народных ударных инструментов, знакомство с музыкальными традициями и музыкальной культурой русского народа.

Детский шумовой оркестр – один из видов коллективного музицирования. Занятия в оркестре позволяют раскрыть музыкальные способности детей: чувство метроритма, музыкально – слуховые представления, развивает интеллект, расширяет кругозор, эмоционально – образную сферу, дает возможность овладеть приемами игры на ударных инструментах, а развитие моторики при овладение инструментами – это основа прочной базы для координации и коррекции двигательного аппарата. Также уже на начальном этапе обучения учащиеся начинают импровизировать на ударных инструментах, изображая цокот копыт, стук дождя и так далее. Важно, чтобы начинающие музыканты понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. Такое коллективное музицирование помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка в музыке, побуждает к самостоятельным импровизациям. Данный классный час посвящен рассказам о русских народных ударно- шумовых инструментах, об их истории, возможностях и способе изготовления. А также о том, что даже в самом простом музыкальном инструменте – изящество и целесообразность, достигнутые ценой труда, напряженных поисков, а порой и лишений сквозь которые шел к своей цели древний мастер.

Стояло прохладное туманное утро сентября 1964 года. Москва только проснулась. К реке Москве двигалась процессия монахов, они сопровождали 5 нагруженных доверху телег. Из – под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это немилосердно брякало, скрипело и грохотало. Встречные прохожие крестились. Наконец шествие остановилось. Монахи начали разгружать телеги. На землю полетели домры, гусли, рожки и свирели, бубны и трещотки. Потом всю эту гору инструментов подожгли. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все – это, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков – превратилось в золу и горстку угля. Средневековая христианская Русь считала игру на музыкальных инструментах «греху равному пьянству», а тех, кто был почитателем этого искусства – язычниками и богохульниками. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты. Тем более на них играть.

Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты – песнями и плясками зарабатывали себе на жизнь. Они ходили по деревням, где устраивали музыкальные представления, а в своих остроумных куплетах высмеивали глупых попов, жадных купцов и спесивых бояр. И в это время инструменты отбирали на улицах, в домах – везде и сжигали. В этот период русская национальная музыка понесла чувствительный урон. Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь и спасла и инструменты и традиции исполнительства. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

Судить о том, какие именно ударные инструменты были у русских в древности очень трудно. Были и такие "бубны", которые возили на 4 лошадях, а играло на них сразу 8 человек, их называли еще набатами, были и парные бубны, вернее литавры, которые подвешивали в кавалерии впереди седла с обеих сторон. В то время на Руси все без исключения ударные называли бубнами, а игру на ударных – «бряцанием» или «ударянием». Конечно, русская музыка может обойтись без сопровождения ударных инструментов, но в современном оркестре русских народных инструментов – очень много. Они особенно хорошо используются в плясовых наигрышах. Невозможно представить русскую плясовую без ударных. Балалайки и баяна – маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.

Многие инструменты, такие как тарелки, барабаны, литавры, бубен и т.д. – стали уже общенациональными и входят в состав самых разнообразных оркестров мира: симфонических, духовых, эстрадных и народных. Но есть ряд очень самобытных ударных инструментов русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом. Одни из них, такие как ложки, трещотки, бубенцы, узаконили свое место не только в самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене. Другие появляются и там и тут эпизодически. Но всех роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность. На некоторых их них мы и остановимся.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что раньше в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом все, что может издавать звук. Также, среди домашней утвари устойчивою музыкальную функцию – приобрели коса и пила. В 19 – 20 веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов. Игра на ложках в прошлом веке достигала высокого мастерства, о виртуозах – ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых, только они выделываются из более прочных и твердых пород дерева, иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

Трещотка – представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг об друга и издают трескучие звуки. Держат её обычно на уровне головы или груди, ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом, не редко её украшают цветными лентами, цветами и т.д.

Бубенцы Кто не знает изумительного свойства русского народа украсить все-то, что его окружает, привнести в самое обычное элементы красоты и творчества. Так как же можно было скакать на удалой тройке без музыки, без бубенцов и колокольчиков? Они вешались под дугой и при быстрой езде встряхивались издавая целую гамму серебристых звуков. Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов – бубенцы.

Кокошник Люди старшего поколения, наверное помнят, чем были вооружены в прежние времена деревенские сторожа: так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в нее, давая всем понять, что он не спит, честно трудиться, да и воров отпугивал. Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный инструмент – кокошник. Основой его служит деревянный каркас с двух сторон обтянутый кожей, остальные 4 стенки сделаны из фанеры. В верхней части крепится ремешок с шариком, в нижнюю вставляется ручка. Совершаю кистью колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону, и поочередно ударять по широким стенкам кокошника.

Рубель Рубель как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем. Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

Коробочка Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый брусок, с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблуков или например цоканье копыт.

Дрова В народе выдумщики и шутники изобрели свой ксилофон, более простой и любопытный. Представьте себе: на сцену выходит обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими деревянными молоточками начинает играть на них веселые плясовые мелодии. А если к нему присоединятся другие музыканты с подобного рода инструментами, эффект будет большой и неожиданный. Все это в традициях русского скоморошества.

Можно было бы много еще рассказать о других самобытных инструментах или различных предметах, превращенных в таковые. Играют, например, на цветных горшках, бутылках с водой. Пиле, стиральной доске и т.д. Народ, как правило, не выдумывал ничего сложного, все делалось из подручного материала, все было подсказано самой природой и тесно связано с жизнью и бытом. Используя находки наших предков. Теперь, следует помнить о той обстановке. В которой обычно применялись эти затейные скоморошьи орудия (праздники, гулянья, свадьбы). Поэтому в наши дни, демонстрируя инструменты со сцены, нужно играть на них весело, артистично, с задором и юмором.