Учебная задача Учебная ситуация Принципы деятельностного урока Типология уроков Л.В.Занков не только первым увидел в эмоциях созидательную силу, но и создал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметный модуль «Современные технологии» Кейс «Системно-деятельностный урок» Занятие 1.
Advertisements

РАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА Л. В ЗАНКОВА «Если вы владеете знанием, Дайте другим зажечь от него свои светильники» Томас Фуллер.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Система Л. В Занкова Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер.
Мышление является объектом изучения ряда научных дисциплин: теории познания, логики, психологии и физиологии высшей нервной деятельности; последнее время.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Система Л. В Занкова « Если вы владеете знанием, Дайте другим зажечь от него свои светильники.» Томас Фуллер.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Система Л. В Занкова «Если вы владеете знанием, Дайте другим зажечь от него свои светильники.» Томас Фуллер.
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Система Л. В Занкова Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. Томас Фуллер.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Деятельностный подход в образовании. Стандарт: ориентация на результаты образования Основной результат– освоение обобщенных способов действий, достижение.
В чем заключается задача школы? Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
Транксрипт:

Учебная задача Учебная ситуация Принципы деятельностного урока Типология уроков Л.В.Занков не только первым увидел в эмоциях созидательную силу, но и создал систему обучения, в которой эти созидательные силу могут проявиться

Типы уроков в двух образовательных системах Типология уроков в традиционной системе Типология уроков в системе развивающего обучения (по А.К.Дусавицкому, «Школа 2100») Урок ознакомления с новым материалом (урок сообщения новых знаний). Урок закрепления изученного. Урок применения знаний и умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок повторения. Урок контроля. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок рефлексии

Цели уроков Цели традиционных типов урока Цели уроков в системе РО Введение понятия, установление свойств изучаемого объекта, построение правил; Формирование определенных умений; воспроизведение необходимых знаний и умений; систематизация знаний – усвоение системы знаний; контроль за усвоением учебного материала актуализация изученных способов деятельности, формулирование зоны непонимания; формирование нового способа действия; формирование научного понятия через создание модели, обобщенного способа действия; формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Основные понятия Толковый словарь Ушакова Ввести (понятие) – внедрить, насадить, вкоренить… Умение – способность делать ч.н., основанная на знаниях, опытности, навыке. Способ (действия) – тот или иной порядок действия, прием, метод для осуществления, возможность, средство, реальные условия для осуществления ч.- л., путь, дорога… Воспроизведение – воссоздание, повторение, подражание. Модель – геометрический чертеж, схема для пояснения ч.- л.

Принципы деятельностного урока Задачный принцип (проблема – задачи – пути решения) Моделирование Функциональный принцип Присутствие этапа самооценки (рефлексивная деятельность)

Б.Л.Эльконин В теории УД учебная задача отличается от конкретно- практической тем, что ее решение разворачивается не как достижение требуемого результата, а как построение (перестройка) общего способа действия. Этот тип задач направлен на самого действующего – схемы его действия и видения. В теории УД учебная задача возникает (инициируется обучающим) через ситуацию разрыва в выполнении результативного действия, т.е. решении конкретно- практической задачи. Этот разрыв оформляется как отсутствие готовых (уже известных) средств выполнения действия и, соответственно, как необходимость их построения.

Психолог Т. В.Кудрявцев в своей типологии обозначил шесть типов проблемных ситуаций Первый тип предполагает, что имеющиеся у ученика знания не соответствуют требованию задачи. Второй тип предусматривает выбор пути решения и знаний из ряда возможных вариантов. Такая ситуация имеется в задачах с избыточными и недостающими данными. Третий тип проблемных ситуаций связан с необходимостью выбора нового варианта применения известных знаний.

Типология проблемных ситуаций польского ученого И. Козилецкого. Автор построил ее на соотношении цели исходной и конечной ситуаций, предусматриваемых проблемной задачей Первый тип характерен наличием всех данных в начальной ситуации, цель указана и возможно только одно решение (например, «мог или не мог?»). Второй тип предполагает наличие всех данных, но цель (решение) неоднозначна. Третий тип состоит в том, что начальных данных нет или почти нет, но имеется одна ясная цель (например, каковы причины появления указа?). четвертым типом считаются ситуации, где нет ни точной начальной информации, ни определенного решения

Учебная деятельность Учебную деятельность Д. Б. Эльконин рассматривал как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Д. Б. Эльконин указывал, что «учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Эта деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте».

Алгоритм проектирования урока Определить тему урока Спроектировать результаты (П., М., Л.) Продумать группу УУД, позволяющих достичь результат. Продумать тип урока (У. постановки учебной задачи, решения учебной задачи, моделирования и преобразования модели, рефлексии). Определить цель урока как идеальный результат (см. Примерную программу по предмету). Сформулировать задачи урока, позволяющие выйти на промежуточные результаты. Продумать контрольные точки, позволяющие проводить мониторинг достижения результатов. Продумать способы организации урока Подготовить дидактический материал, позволяющий выйти на разноуровневое обучение.

Система РО Л.В.Занкова Образовательная цель – оптимальное общее развитие каждого школьника при сохранении здоровья Дидактические принципы: Высокий уровень трудности (ЗБР) Максимальная умственная напряженность с осознанием меры трудности (от сложного к простому). 3 вида помощи: стимулирующая (ободрение, дополнительные разъяснения); направляющая (общий путь выполнения); обучающая (не усвоен материал).

2 –ой принцип. Ведущая роль теоретических знаний Осознание причинно-следственных связей и зависимостей. ! Определяется уровень теоретической готовности каждого перед изучением нового материала.

3-ий принцип. Быстрый темп прохождения материала Постоянное возвращение к уже известному, открытие нового на основе осмысления известного. Не многократное повторение, а привитие умений и навыков анализа изучаемого материала. «Строение процесса познания напоминает сетку. Здесь нет повторения в целях запоминания, а происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания». Чем больше точек рассмотрения одного и того же явления, тем глубже оно познается.

4-ый принцип. Осознание процесса учения ЗУН – инструмент дальнейшего познания, осознание процесса учения,

5-ый принцип. Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием каждого. Изучение школьников: психологические особенности, качества знания, уровень развития. Конечная цель: довести слабого до среднего, среднего до сильного.

«Ошибка – находка для учителя!» Л.В.Занков «Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания… Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас». В.Д.Еремеева, нейропсихолог.