Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи целью сегодняшнего урока будет показать, что средства художественной выразительности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Advertisements

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Лексические образные средства речи СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Выполнение части В (В 8). Перед вами рецензия, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
К уроку русского языка в 10 классе Учитель: А.С.Мезина МОУ СОШ 1 г.Светлый.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
Чуклай Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кривошеинская СОШ» Проект «Авторская интерактивная презентация»
Задание А 3 Тренажёр. А 3-1. Укажите, какие средства речевой выразительности используются в предложении: «Крепнет мощь человеческая и земная, распрямляет.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Транксрипт:

Слова образные и безобразные или безобразные и образные средства речи целью сегодняшнего урока будет показать, что средства художественной выразительности не так уж страшны и их изучение может быть интересным и увлекательным; изучить новые понятия; решение заданий ГИА (А7) Я не люблю, чего лукавить? Они сложны ведь для меня. От слов МЕТАФОРА,ЭПИТЕТ Моя кружится голова. Уже два дня сижу, учу их, Не лезут в голову ко мне Все эти сложные понятья, Скажу им просто «ау би бэк». ПЛАН УРОКА: 1.Страничка 1 «Немного истории». 2. Страничка 2 «Краткий поэтический словарик. 3. Страничка 3 русского языка

Страничка 1«Немного истории» Виноградов В.В. Якубинский Л.П. Шкловский В.Б. Шкловский В.Б. Якобсон Р.О. Ларин Б.А. Эйхенбаум Б.М Потебня А.А. Эйхенбаум Б.М Потебня А.А.

«оранжевая» песня на слова А. Арканова и Г. Горина Вот уже подряд два дня Вот уже подряд два дня Я сижу рисую. Я сижу рисую. Красок много у меня. Красок много у меня. Выбирай любую. Выбирай любую. Я раскрашу целый свет Я раскрашу целый свет В самый свой любимый цвет: Оранжевое небо. В самый свой любимый цвет: Оранжевое небо. Оранжевое море. Оранжевое море. Оранжевая зелень. Оранжевая зелень. Оранжевый верблюд. Оранжевый верблюд. Оранжевые мамы Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжевые песни Оранжево поют. Оранжево поют.

Как и почему появилось поэтическое слово. Мифология это особый вид устного народного творчества на ранних ступенях развития человечества. Древний человек пытался объяснить в мифах таинственный и загадочный для него мир. Мифология это особый вид устного народного творчества на ранних ступенях развития человечества. Древний человек пытался объяснить в мифах таинственный и загадочный для него мир. Первобытный человек, который еще не выработал привычки отвлеченного, необразного мышления, вос­принимал внешний мир в виде образов, основанных на параллелизме человека и природы, живот­ного и растительного мира Первобытный человек, который еще не выработал привычки отвлеченного, необразного мышления, вос­принимал внешний мир в виде образов, основанных на параллелизме человека и природы, живот­ного и растительного мира

Образное слово традиционно изучается различными филологическими науками: поэтикой, риторикой, стилистикой. Поэтика (греч. poietike поэтическое искус­ство) рассматривает законы построения литератур­ных произведений разных жанров в различные эпохи и систему эстетически-изобразительных средств, ис­пользуемых в этих произведениях. Поэтика (греч. poietike поэтическое искус­ство) рассматривает законы построения литератур­ных произведений разных жанров в различные эпохи и систему эстетически-изобразительных средств, ис­пользуемых в этих произведениях. Образная сторона речи издавна изучалась и р и т о р и к о й (от греч. rhetor оратор) наукой об ораторском искусстве. Образная сторона речи издавна изучалась и р и т о р и к о й (от греч. rhetor оратор) наукой об ораторском искусстве. Стилистика как раздел языкознания учит такому выбору языковых выражений и форм, который был бы наиболее пригодным для целей общения в опре­деленной его сфере (обиходная, публичная, научная речь и т. п.), рассматривает языковые единицы с точки зрения их целенаправленного использования, их выразительности и образности. Стилистика как раздел языкознания учит такому выбору языковых выражений и форм, который был бы наиболее пригодным для целей общения в опре­деленной его сфере (обиходная, публичная, научная речь и т. п.), рассматривает языковые единицы с точки зрения их целенаправленного использования, их выразительности и образности. Аристотель Лессинг Г.Э. Гете И.В. Аристотель Лессинг Г.Э. Гете И.В. Шиллер Ф Пушкин А.С. Гоголь Н.В. Белинский В.Г Чернышевский Н.Г. Чехов А.П. Горький А.М. Толстой А.К.

Виноградов В.В. Якубинский Л.П. Шкловский В.Б. Шкловский В.Б. Якобсон Р.О. Ларин Б.А. Эйхенбаум Б.М Потебня А.А. Эйхенбаум Б.М Потебня А.А.

Страничка 2 «Краткий поэтический словарик » Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловы­ми отношениями с первым. Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловы­ми отношениями с первым. Фигура (лат. figure образ, вид), напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ ственное познание. Ее главное назначение усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким. Фигура (лат. figure образ, вид), напротив, форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ ственное познание. Ее главное назначение усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким.

«Краткий поэтический словарик » ТРОПЫ ТРОПЫ Метафора Метафора Олицетворение Олицетворение Эпитет Эпитет Синекдоха Синекдоха Метонимия Метонимия Сравнение Сравнение Литота Литота Гипербола Гипербола Ирония Ирония Сарказм Сарказм ФИГУРЫ ФИГУРЫ Градация Градация Анафора Анафора Эпифора Эпифора Оксюморон Оксюморон Инверсия Инверсия Бессоюзие Бессоюзие Многосоюзие Многосоюзие Эллипсис Эллипсис

Метафора (с греч. «перенос») – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений: «Ель рукавом мне тропинку завесила» (т.е.ветвь). стихотворение Андрея Вознесенского «Не забудь» Человек надел трусы. Майку синей полосы, Джинсы белые, как снег, Надевает человек. Человек надел пиджак, На него нагрудный знак Под названьем «ГТО». Сверху он надел пальто. На него стряхнувши пыль,, Он надел автомобиль. Сверху он надел гараж (тесноватый но как раз!), Сверху он надел наш двор Как ремень надел забор. Сверху наш микрорайон. Область надевает он. Опоясался как рыцарь Государственной границей. И, качая головой., Надевает шар земной. Черный космос натянул, Крепко звезды застегнул, Млечный Путь через плечо Сверху кое-что еще... Человек глядит вокруг. Вдруг Вдруг у созвездия Весы он вспомнил, что забыл часы. (Где-то тикают они позабытые, одни?..) Человек снимает страны, и моря, и океаны, и моря, и океаны, и машину, и пальто. Он без Времени ничто. Он стоит в одних трусах, держит часики в руках. На балконе он стоит и прохожим говорит: По утрам, надев трусы, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ЧАСЫ!»

Олицетворение (разновидность метафоры)- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать: «Осторожно ветер//Из калитки вышел…». Олицетворение (разновидность метафоры)- изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать: «Осторожно ветер//Из калитки вышел…». Навозну кучу разрывая. Навозну кучу разрывая. Петух нашел Жемчужное Зерно, Петух нашел Жемчужное Зерно, И говорит: «Куда оно? И говорит: «Куда оно? Какая вещь пустая!..» Какая вещь пустая!..» (И. А. Крылов) (И. А. Крылов) Обвеян вещею дремотой. Обвеян вещею дремотой. Полураздетый лес грустит... Полураздетый лес грустит... Из летних листьев разве сотый. Из летних листьев разве сотый. Блестя осенней позолотой. Блестя осенней позолотой. Еще на ветви шелестит. Еще на ветви шелестит. (Ф. И. Тютчев) (Ф. И. Тютчев) Эпитет ( с греч. «приложение»)- художественное определение: «тучка золотая», «утес-великан», «в пустыне чахлой и скупой». Эпитет ( с греч. «приложение»)- художественное определение: «тучка золотая», «утес-великан», «в пустыне чахлой и скупой». Проверка домашнего задания: Проверка домашнего задания: КРАСНАЯ ДЕВИЦА КРАСНАЯ ДЕВИЦА ДОБРЫЙ КОНЬ ДОБРЫЙ КОНЬ ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ КРАСНОЕ СОЛНЫШКО и др… КРАСНОЕ СОЛНЫШКО и др… Эпитеты непременные «спутники» художественного описания природы и человека Эпитеты непременные «спутники» художественного описания природы и человека

Синекдоха ( с греч. «соотнесение)– перенос названия целого предмета на его часть: « И было слышно до рассвета, как ликовал француз». И думал он: И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно. В Европу прорубить окно. Ногою твердой стать при море. Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. И запируем на просторе. (А. С. Пушкин) (А. С. Пушкин)

Метонимия ( с греч. «переименование») –это употребление слова, обозначающего, какой- нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно- следственным отношениям Метонимия ( с греч. «переименование») –это употребление слова, обозначающего, какой- нибудь предмет, для образного названия другого предмета, связанного с первым по смежности, т.е. по местоположению, времени, причинно- следственным отношениям Найдите метонимию в следующем отрывке: И пишет боярин всю ночь напролет, И пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит. (А. К. Толстой) (А. К. Толстой)

Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого: «глаза, как небо голубые», «посмотрит - рублем одарит». Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива… (А.С. Пушкин) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. ( И. Бунин)

Гипербола ( с греч. «преувеличение)– художественное преувеличение: «В шар земной упираясь ногами,//Солнца шар я держу на руках…». Литота ( с греч. «преуменьшение»)– художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик». И шествуя важно, в спокойствии чинном. Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! Н. А. Некрасов) Н. А. Некрасов) Да, если бы все слезы, кровь и пот. Пролитые за всё, что здесь хранится. Из недр земных все выпустили вдруг. То был бы вновь потоп я захлебнулся б В моих подвалах верных. (А. С. Пушкин) (А. С. Пушкин)

Изучение новых понятий в разделе словарика «ТРОПЫ» Ирония - (греч. eironeia притворство, насмеш­ка) насмешливое употребление слов в прямо про­тивоположном значении. Обычно это тонкая насмеш­ка, которая скрывается за внешней учтивостью. Ирония - (греч. eironeia притворство, насмеш­ка) насмешливое употребление слов в прямо про­тивоположном значении. Обычно это тонкая насмеш­ка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой ин­тонацией, которая выражает юмор, укор или неодоб­рение, осуждение. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой ин­тонацией, которая выражает юмор, укор или неодоб­рение, осуждение. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Сарказм - (греч. sarkasmos, от sarkaso рву мясо) Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях со­циального характера Сарказм - (греч. sarkasmos, от sarkaso рву мясо) Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях со­циального характера Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Вот наши строгие ценители и судьи!

Вспомнив и рассмотрев тропы, давайте обратимся к фигурам Градация ( с греч. «усиленние»)– своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. Градация ( с греч. «усиленние»)– своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости. Задание: из отрывков мульфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» выпишите градацию, характеризующую море. Задание: из отрывков мульфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» выпишите градацию, характеризующую море. Задание: прослушайте куплет из песни Н.Кадышевой на стихи С. Есенина и среди средств художественной выразительности определите градацию. Задание: прослушайте куплет из песни Н.Кадышевой на стихи С. Есенина и среди средств художественной выразительности определите градацию. НОВОЕ: Градация может выражаться и графически. НОВОЕ: Градация может выражаться и графически. Кто ел из моей мисочки? Кто ел из моей миски? КТО ЕЛ из моей миски? Это передает не только различное звучание голосов (от тоненького до грубого), но и все усиливающийся страх девочки, оказавшейся в медвежьем жилище.

Анафора ( с греч. «повторение»)– единоначатие: «Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн.» Эпифора ( с греч. «после, концовка»)– единство концовок: « Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…». Жди меня, и я вернусь. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Желтые дожди. Жди, когда снега метут. Жди, когда снега метут. Жди, когда жара. Жди, когда жара. Жди, когда других не ждут. Жди, когда других не ждут. Позабыв вчера. Позабыв вчера. (К. М. Симонов) (К. М. Симонов) Струится непахнущий дождь, Струится непахнущий дождь, Томительный дождь…». Томительный дождь…». Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный со­ ветник? Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный со­ ветник? Почему именно титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н. В. Гоголь) (Н. В. Гоголь)

Оксюморон (с греч. «остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого Оксюморон (с греч. «остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого Инверсия( с лат. «перестановка») – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается куцый», « И смертью чужой сей земли неуспокоенные гости». Инверсия( с лат. «перестановка») – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы: «…где глаз людей обрывается куцый», « И смертью чужой сей земли неуспокоенные гости».

Бессоюзие и многосоюзие синтакси­ческие фигуры, основанные на намеренном пропуске или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь стано­ вится сжатой, компактной, динамичной. Изобража­емые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга...вот уж по Тверской...вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы. Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы. Мелькают мимо будки, бабы. Мальчишки, лавки, фонари. Мальчишки, лавки, фонари. Дворцы, сады, монастыри. Дворцы, сады, монастыри. Бухарцы, сани, огороды. Бухарцы, сани, огороды. Купцы, лачужки, мужики. Купцы, лачужки, мужики. Бульвары, башни, казаки. Бульвары, башни, казаки. Аптеки, магазины моды... (А. С. Пушкин) Аптеки, магазины моды... (А. С. Пушкин)

Изучение новых понятий в разделе словарика «ФИГУРЫ» Эллипсис (греч. elleipsis опущение, выпа­дение) пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: Эллипсис (греч. elleipsis опущение, выпа­дение) пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумеваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня! И рысью по полю при первом свете дня! (А. С. Пушкин) (А. С. Пушкин) Подразумевается: садимся, скачем. Подразумевается: садимся, скачем.

3. Страничка 3 русского языка 1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет». 1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет». 1. олицетворение 1. олицетворение 2. эпитет 2. эпитет 3. метафора 3. метафора 4.сравнительный оборот 4.сравнительный оборот 2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет». 2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет». 1. метафора 1. метафора 2. сравнительный оборот 2. сравнительный оборот 3. антитеза 3. антитеза 4. просторечные слова 4. просторечные слова

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: « У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». 3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: « У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет». 1. сравнительный оборот 1. сравнительный оборот 2. метафора 2. метафора 3. слово разговорного стиля 3. слово разговорного стиля 4. фразеологизм 4. фразеологизм 4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: 4. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: Франц, в мою спальню вещи князя! обратился он к слуге, провожавшему Болконского. Франц, в мою спальню вещи князя! обратился он к слуге, провожавшему Болконского. 1. метафора 1. метафора 2. эллипсис 2. эллипсис 3. антитеза 3. антитеза 4. просторечные слова 4. просторечные слова 5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: « Я три тарелки съел». 5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: « Я три тарелки съел». 1. сравнительный оборот 1. сравнительный оборот 2. метафора 2. метафора 3. метонимия 3. метонимия 4. фразеологизм 4. фразеологизм

Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. « Автор прекрасно делает пейзажные зарисовки, только изредка используя_________(предложения 9, 14, 26) и ____(например, в предложении 22, 27). Он передает состояние природы главным образом с помощью таких средств, как____(предложения 18, 19, 21, 22),_____(предложения 17, 28, 30)…» « Автор прекрасно делает пейзажные зарисовки, только изредка используя_________(предложения 9, 14, 26) и ____(например, в предложении 22, 27). Он передает состояние природы главным образом с помощью таких средств, как____(предложения 18, 19, 21, 22),_____(предложения 17, 28, 30)…» Список терминов: 1)фразеологизмы2)парадокс3)олицетворение4)аллитерация5)эпитеты6)ирония 7)ряды однородных членов 8)уточняющие члены предложения 9)парцелляция10)гипербола

Лев Алексеевич Новиков « Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как космос, вселенная. Возьмем хотя бы литературу: какая бездна глубоких мыслей, идей, образов и эмоций! И все это из слов, тех обычных и. казалось бы, ничем не приметных слов, которые выстроились по алфавиту в словаре, ожидая, когда писатель призовет их и заставит сверкать в своих произведениях всеми цветами смысловой и эмоциональной радуги, вдохнет в них жизнь. Пока они только слова, они – как спокойные клавиши рояля; их жизнь – в творениях писателя, подобно тому как жизнь звуков – в музыке, гармонии звуков, образы которых неисчерпаемы, бесконечны…Это самый тонкий инструмент выражения мысли и самое совершенное средство общения». « Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан: он так же неисчерпаем, как космос, вселенная. Возьмем хотя бы литературу: какая бездна глубоких мыслей, идей, образов и эмоций! И все это из слов, тех обычных и. казалось бы, ничем не приметных слов, которые выстроились по алфавиту в словаре, ожидая, когда писатель призовет их и заставит сверкать в своих произведениях всеми цветами смысловой и эмоциональной радуги, вдохнет в них жизнь. Пока они только слова, они – как спокойные клавиши рояля; их жизнь – в творениях писателя, подобно тому как жизнь звуков – в музыке, гармонии звуков, образы которых неисчерпаемы, бесконечны…Это самый тонкий инструмент выражения мысли и самое совершенное средство общения».

«Сегодня на уроке я узнал…»