Тутолмин А.В. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
LOG O ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Докладчик: координатор.
Advertisements

Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ д.п.н, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Колычева Зоя Ивановна Социально-педагогические технологии в профессиональной подготовке будущего учителя химии.
1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
L/O/G/O Современный урок в начальной школе МСОШ 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Нижневартовск.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
1 Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности учащихся начальной школы Рудавина Светлана Евгеньевна.
Транксрипт:

Тутолмин А.В. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ К О М П Е Т Е Н Т Н О С Т И

ГЕРБ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ФЛАГ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Патриотизм и Верность Отечеству Российскому Русского дворянского рода Т утолминых

ПРОТИВОРЕЧИЯ Слайд 5 - между динамичностью социальных, экономических, технологических преобразований в обществе и инертностью системы профессионального образования, не успевающей своевременно и адекватно реагировать на эти изменения; - между функциональным и системным, информативным и компетентностным, знаниево ориентированным и личностно-развивающим подходами к профессиональному образованию специалистов; - между широким спектром научных изысканий в сфере творческого развития, самосовершенствования специалиста и недостаточной разработанностью концептуальных основ становления и развития его творческой компетентности; - между потребностью общества в творческой личности и не- готовностью образовательной системы её удовлетворить из-за отсутствия учителей, обладающих творческой компетентностью и способных творчески развивать учащихся; - между социальным заказом на подготовку творческих учителей и невозможностью полноценного его выполнения в условиях стандартизированно направленного профессионального педагогического образования;

* Проблема : Каковы теоретико- методологические и методические основы становления и развития творческой компетентности будущего учителя? Цель: Выявить и обосновать теоретико- методологические и методические основы становления и развития творческой компетентности будущего учителя Объект – целостный и непрерывный процесс профессионально- педагогического образования Предмет - становление и развитие творческой компетентности будущего учителя Слайд 6

Гипотеза Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки будет эффективным, если: Будут определены научные основы творческой компетентности учителя: системный, компетентностный, личностно развиваю- щий подходы к её изучению и развитию у будущего учителя; В основу разработки концепции будет положена идея создания творчески развивающего образовательного пространства; Модель становления и развития творческой компетентности будет выстроена как система, охватывающая основные ступени непрерывного педагогического образования, управляющую, управляемую, технологическую подсистемы и комплекс педагогических условий; Слайд 7

Гипотеза * Будет разработан критериально-уровневый аппарат, методы педагогической диагностики и процедуры их использования в процессе становления и развития творческой компетентности будущего учителя; * Будет разработана методика становления и развития творческой компетентности будущего учителя с учётом регионально-национального компонента; * Будет выявлена совокупность педагогических условий становления и развития творческой компетентности будущего учителя Слайд 8

Задачи 1.Определить методологические основы творческой компетентности будущего учителя. 2. Разработать концепцию становления и развития творческой компетентности будущего учителя. 3. Создать и реализовать в образовательной практике системную модель профессионализации, ориентированную на становление и развитие творческой компетентности будущего учителя. 4. Определить критериально-уровневый аппарат, методы диагностики и процедуры их использования в процессе становления и развития творческой компетентности будущего учителя. 5.Разработать методику становления и развития творческой компетентности будущего учителя системе непрерывного педагогического образования с учётом регионально- национального компонента. 6.Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность совокупности педагогических условий становления и развития творческой компетентности будущего учителя. Слайд 9

Методологические основы творческой компетентности Слайд 10 * Антропологический подход, *этнопедагогический подход, *системный подход, *синергетический подход, *компетентностный подход, *деятельностный подход, * личностно - развивающий подход Данные методологические подходы ориентируют в определении целей профессиональной подготовки будущих учителей и механизмов их достижений.

Методологические основы творческой компетентности Слайд 11 Цели современного педагогического образования определяют следующие требования: учёт антропологической и этнопедагогической созидательной заданности человека в профессии; соответствие существующего педагогического образования ожиданиям будущих учителей и социальному заказу общества на подготовку профессионально и творчески компетентного учителя; создание условий для становления и развития творческой компетентности будущего учителя Механизмами достижения целей становятся единство профессионального и личностного в становлении творческой компетентности; творческая насыщенность профессионально- образовательного пространства; верификация и креативизация как качественные императивы профессионализации будущего учителя.

Концепция становления и развития творческой компетентности будущего учителя Творческая компетентность – интегративная профессионально личностная характеристика учителя, обеспечивающая ему эффективность деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях Структурно состоит из совокупности взаимодополняющих компетенций: креативной эрудированности, творческой умелости, творческой готовности (комплекса творчески значимых личностных качеств) Как педагогическое явление характеризуется единством объективных (профессионализм) и субъективных (личностной зрелостью) связей; выполняет ряд функций (смыслотворческую, нормотворческую, самотворческую и развивающую), является системообразующим фактором и условием, реальностью и действительностью, целью и критерием качества профессиональной подготовки Слайд 12

Система профессионализации педагогов начального образования Системный Синергетический Культуро- логический Аксиологический Личностный Деятель- ностный Методология Принципы *Ценностно-смысловое самоопределение *Духовно-творческие ценности *Педагогические закономерности *Психологические особенности личностного развития *Опора на теорию нравственного и научного образования С.И. Гессена * Направленность на творчество *Единство общечеловеческого и национально особенного *Старостат *СНО *Профком Система управления *Целеценностная персонификация *Диверсификация *Эвриологизация педагогической подготовки Специализации *Классный воспитатель *Креатолог *Педагог творчес- кого саморазвития Технологии Профессионализация *Рефлексия и педагогическое самосознание *Креативное поведение *Творческая компетентность *Готовность к творческой педагогической деятельности *Воспитанность будущего педагога Структура Этно-цикл *Цель, задачи, содержание *Воспитывающее пространство *Педагогические условия *Видео-лекции *Onlain - презентации *Тренинг творческого поведения *Виртуальный ономастикон *Креативный тренинг *Компьютерная технология игрового нормотворчества Э т н о- *педагогика *психология *удм. язык *удм. литература *Краеведение *Искусство

Концепция становления и развития творческой компетентности будущего учителя Становление творческой компетентности в системе педагогического образования предполагает организацию адекватного уровню профессионализации будущих специалистов эпизодического, систематического и научного курсов. Включение студентов в разнообразные образовательные программы обогащающего, дополнительного, сопровождающего характера, в стратегии инновационного, творческого саморазвития, обеспечивает повышение творческой компетентности будущего учителя Обращение к методологии, теории и практике становления и развитии творческой компетентности, обеспечивающей успешность будущему учителю в педагогическом труде и компетентную поддержку творческого развития учащихся различных типов школ, целесообразно как к мощному резерву повышения качества педагогического образования Слайд 13

Концепция становления и развития творческой компетентности будущего учителя фактором становления и развития творческой компетентности будущего учителя является творчески развивающее образовательное пространство, создающее благоприятные условия для профессионализации: атмосферу поиска, свободного саморазвития, сотрудничества, выбора индивидуального образовательного маршрута в соответствии с профессиональными наклонностями. процесс становления и развития творческой компетентности будущего учителя становится эффективным, если строится на принципах: *единства формирования и развития в процессе становления творческой компетентности будущего учителя; *единства системного, компетентностного, личностно- развивающего подходов; непрерывности и преемственности; *взаимообусловленности обобщённой образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута будущего учителя в процессе профессионализации; *формирования ориентировочно-поисковой позиции будущего учителя по отношению к любым аспектам своего педагогического опыта. Слайд 14

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕН- НОСТЬ(ТВОРЧЕС КАЯ УМЕЛОСТЬ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ (НАУЧНЫЙ КУРС) ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩИЕ ЧАСТНЫЕ ОСОБЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (КРЕАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ) ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. КОЛЛЕДЖ (СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС) МЕТОДЫ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВА ФОРМЫ ФАКТОРЫ ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. КЛАСС ПРОПЕДЕВТИЧЕС- КИЙ КУРС) Система условий Управляе- мая система Технологическая система Управляю- щая система Слайд 15 МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Модель становления и развития творческой компетентности будущего учителя Модель включает характеристики управляющей и управляемой систем, технологической системы и системы педагогических условий становления и развития творческой компетентности, а также характеристики обобщённой траектории и индивидуальных образовательных маршрутов студентов с определённой профессионально-типологической обусловленностью (воспитатель, психолог, предметник) как предпосылки моделирования содержательных, процессуальных, организационных нормативов педагогического процесса. Содержательные нормативы включают: эвристико-логический и контекстуально-деятельностный способы составления программ обучения по психолого-педагогическим дисциплинам с учётом нормативно-заданного и избирательно-реализуемого компонентов учебно-творческой деятельностистудентов. Процессуальные нормативы включают: обогащение, развитие, взаимодополнительность обобщённой и субъектной образовательной траекторий, обеспечивающих логику профессионализации на этапах пропедевтики, систематики и научного поиска в творчески развивающем образовательном пространстве. Организационно-педагогические нормативы: обеспечение творческой активности и инициативы студента на всех этапах образовательного процесса. Слайд 16

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Социальный заказ – развитие творческой компетентности будущего учителя Система педагогического образования: педагогический класс, педагогический колледж, педагогический вуз Управляющая система: планирование, организация, регулирование Система условий: общие: системный подход, создание творчески развивающей атмосферы, оптимальное функционирование системы профессионализации, научная организация профессионально-творческой подготовки; частные: компетентностный подход, единство теоретической, практической подготовленности, творческой готовности к педагогическому труду; специфические: личностно- развивающий подход, творческое саморазвитие, самосовершенствование, интеллектуальное, духовное, творческое развитие. Технологическая система: формы: спец. курсы, деловые игры, практикум, тренинг, медиапрезентации, защита проектов; методы: традиционные инновационные (контекстный, проблемный, эвристический исследовательский), словарной работы, устный журнал; средства : учебные планы и программы, пособия, мультимедийные дидактические материалы, фолии. Управляемая система: психолого-педагогическая эрудиция, профессиональная умелость, творческая готовность. Слайд 18

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОДЕЛИ Слайд 19 Индивидуальный образовательный маршрут Обобщённая образовательная траектория

ПРОЦЕССУАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ МЕХАНИЗМ СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Н' – мотивационная направленность на творчество Э – эмпатия Р - рефлексия К – коммуникативность П – проницательность М – мобильность Cr – креативность И' – интелектуальное Д – духовное Т – творческое Н 2 – нормативное С – социальное И 2 - индивидуальное СrСr П Н'Н' ЭР К М Саморазвитие Самоопределение Самосовершенствование Креатив- ный уровень Эвристический уровень Стимульно-продуктивный уровень И Н 2 Т И 2 Д С Слайд 21

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Критериальный аппарат Креативная эрудиция Методологические 1. Знание общих принципов изучения педагогических явлений и процессов. 2. Знание закономерностей социализации, образования и воспитания. 3. Знание прогностических стратегий инновационного образования. 4. Знание современных подходов к проблеме педагогической креативности. 5. Знание основ методологической культуры учителя Теоретические 1. Знание философских основ образования, воспитания, саморазвития. 2. Знание истории развития и саморазвития педагогических систем. 3. Знание сущности педагогического творчества и его роли в образовательном процессе 4. Знание условий и источников педагогического творчества. 5. Знание основ становления творческой личности учителя. Слайд 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Креативная эрудиция Психологические 1. Знание психологии труда учителя. 2. Знание основ диагностики профессиональной компетентности учителя. 3. Знание психологии профессионального педагогического мышления. 4. Знание процедуры принятия творческого решения и его воплощения 5. Знание путей становления и развития творческой компетентности учителя. Педагогические 1.Знание педагогических закономерностей, принципов креативной педагогики. 2. Знание целей, содержания, форм, средств и методов педагогической деятельности. 3. Знание основ инновационной педагогической деятельности. 4. Знание основ профессионально-творческой подготовки будущего учителя. 5. Знание основ педагогической эвристики.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Креативная эрудиция Организационные 1.Знание основ педагогического менеджмента 2.Знание особенностей планирования, организации и управления учебной деятельностью учащихся. 3.Знание особенностей осуществления контроля за образовательным процессом. 4.Знание основ самоменеджмента учителя. 5.Знание основ оценки качества и результатов творческой деятельности Методические 1.Знание методов и приёмов обучения, воспитания и развития школьников. 2.Знание эвристических методов развития мышления. 3.Знание методических основ творческого саморазвития личности. 4.Знание методик творческого развития и саморазвития личности учителя. 5.Знание методик творческого развития и саморазвития личности школьника. Технологические 1.Знание сущности и предназначения педагогических технологий. 2.Знание современных образовательных технологий. 3. Знание технологий профессионально-педагогического образования. 4.Знание технологий развития творческого стиля педагогической деятельности. 5.Знание основ формирования и развития технологии творческой компетентности учителя. Слайд 3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Творческая умелость Творческие умения в научно-исследовательской деятельности (исследовательские умения) 1.Умение видеть противоречия и проблемы. 2.Умение выдвигать гипотезы, идеи, проекты. 3.Умение целенаправленно вести наблюдение, диагностировать, тестировать, экспериментировать. 4. Умение фиксировать и обрабатывать результаты наблюдений и экспериментов. 5.Умение научно обоснованно интерпретировать результаты исследований. Творческие умения в педагогической деятельности (коммуникативные умения) 1.Эмпатические умения вчувствования и «вочеловечивания» 2.Умение самостоятельно определять педагогические цели и задачи. 3 Умение инновационного образования (дидактические и методические) 4. Умения нейро-лингвистического программирования. 5.Рефлексвные умения самоанализа успехов и неудач. Творческие умения в общественной деятельности (организаторские умения) 1.Умение мобилизовать себя и других. 2.Умение включаться в общественные дела. 3.Умение сотрудничать. 4.Умение организовывать свой досуг и свободное время других. 5.Умение налаживать межличностное общение «от партнёра». Слайд 4

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Творческая умелость Творческое педагогическое мышление ( эвриологические умения) 1.Умение самостоятельно осмысливать педагогические ситуации и задачи. 2. Умение мыслить проницательно. 3. Умение мыслить парадоксально. 4. Умение мыслить нестандартно. 5.Умение мыслить диалектично. Творческий стиль педагогического труда (технологические умения) 1.Осознание профессионально-творческой направленности своего труда. 2. Умение проектировать свою будущую педагогическую деятельность. 3. Умение работать самостоятельно, самобытно, инициативно, гибко, мобильно. 4. Умение заинтриговывать, импровизировать, поддерживать инициативу. 5. Умения педагогической техники и приёмов саморегуляции творческих состояний. Слайд 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Творческая готовность Эмпатийность 1.Способность чувствовать настроение ученика, группы, класса, коллег. 2.Способность сопереживать ученику в его проблемах. 3.Способность проявлять уважение к каждому ученику. 4. Готовность к безусловному принятию, пониманию и всемерной помощи 5. Способность влиять на эмоционально-волевую сферу личности ученика. Рефлексивность 1.Способность анализировать проблемы собственной деятельности и поведения. 2. Интерес к оценкам своей деятельности другими. 3. Способность учитывать опыт собственных недочётов и ошибок. 4. Способность сомневаться и детально анализировать принимаемые решения. 5. Способность к продуктивному пересмотру своего поведения и деятельности в результате собственных душевных переживаний и размышлений. Слайд 6

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Творческая готовность Креативность 1. Способность актуализировать свои потенциальные возможности. 2. Склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и деятельности. 3. Способность генерировать новые идеи, преодолевать стереотипы, мыслить гибко, действовать оригинально и эффективно. 4. Стремление к выходу за рамки заданного, действовать инициативно, надситуативно. 5. Способность к предвидению, прогнозированию, системному пониманию, конструированию педагогического процесса. Проницательность 1. Способность быть постоянно внимательным к окружающим. 2. Способность слушать и слышать, быть зорким и тонко чувствовать ньюансы происходящего. 3. Постоянная готовность сопоставлять, анализировать и обобщать. 4.Владение обширными познаниями, общей, профессиональной энциклопедической эрудицией 5. Способность к оперативному усмотрению сути происходящего и выстраиванию полной картины понимания проблемы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Критериальный аппарат Творческая готовность Направленность 1.Интерес к парадоксальным, необычным высказываниям, определениям, решениям. 2.Стремление к поиску эффективных педагогических решений. 3.Потребность в инновациях. 4.Владение устойчивой мотивацией на успешность в педагогической деятельности. 5.Способность к преодолению сложившихся стереотипов воспитания и образования Импровизационность 1. Способность действовать нешаблонно, оперативно, полагаясь на интуицию. 2. Способность мгновенно осмысливать парадоксальную идею и принимать решение. 3. Способность к публичной реализации идеи. 4. Способность к созданию творческой атмосферы. 5. Способность к мгновенной оценке педагогической значимости неожиданного решения К оммуникативность 1. Потребность в общении и совместной деятельности с учащимися. 2. Стремление к налаживанию взаимоотношений, сотрудничеству. 3. Способность влиять на учащихся средствами вербального и невербального общения. 4. Способность выслушивать и свободно обмениваться информацией. 5. Владение способностью заинтриговать учащихся, побудить каждого на размышления Слайд 8

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Уровневый аппарат Высокий уровень свидетельствует о широте профессионально-педагогической эрудиции, знаниях креативной психологии и инновационной педагогики. Данный уровень характеризуется умениями самостоятельно, оригинально решать педагогические ситуации и задачи, находить и использовать оригинальные приёмы обучения и воспитания. Мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности будущего учителя сфокусирована на творческую готовность к педагогическому труду, педагогическую проницательность, надситуативную активность, направленность на творчество, коммуникабельность, импровизационность и адекватность самооценки. Слайд 9

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Уровневый аппарат Средний уровень творческой компетентности характеризуется недостаточным стремлением к приобретению знаний креативной психологии и инновационной педагогики, овладению творческими педагогическими умениями. Студент показывает хорошие, ровные результаты вхождения в теорию и практику будущей профессии. Характерным является направленность на традиционную формальную профессионализацию. Структура творческой готовности личности будущего учителя отличается недостаточным развитием, неадекватной самооценкой и невыраженной личностной активностью Слайд 10

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Уровневый аппарат низкий уровень творческой компетентности выражается в овладении основами профессии, применении известных в педагогической теории и практике средств, способов и форм обучения и воспитания школьников, откровенном нежелании углубляться в знание креативной психологии и инновационной педагогики. Данный уровень характеризуется несформированностью структуры творческой готовности к педагогическому труду, стимульной активностью, заниженной самооценкой и невыраженной мотивацией

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Методика ИСКЭ (kreativ. kognitio) Субтест: «Труд учителя» Содержит вопросы, *касающиеся знаний общего характера (представления), *затрагивающие знания частного порядка (осознание), специфические знания (понимание) в области естественных наук, литературы и искусства, обыденной жизни и человекообразования, педагогики и психологии, ноосферного образования и педагогической эвристики Слайд 12

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Методика ИСКЭ (kreativ. kognitio) Субтест: «Педагогическое творчество» Содержит однозначные суждения, среди которых одно или два могут служить основанием для правильного вывода о сущности, источниках и движущих силах, уровне и необходимых условиях для педагогического творчества. Вопросы - задания, включая и правильные ответы, представляют собой основные виды умозаключений, при выполнении задания от испытуемого требуется выбрать тот вариант ответа, который логически вытекает из посылок, а не просто является высказыванием, соответствующим действительности. Разнообразие вариантов суждений дает возможность испытуемым различных ступеней непрерывного педагогического образования давать ответ, полагаясь на: * интуитивное предположение, * непосредственное знание, * упорядоченное логическое рассуждение

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Методика ИСКЭ (kreativ. kognitio) Субтест: «Творческое педагогическое мышление» Каждое задание данного субтеста представляет собой описание двух-трех мыслетехнических упражнений на одно из десяти интеллектуальных качеств, в совокупности образующих творческое мышление. Испытуемому необходимо подобрать из имеющегося перечня–подсказки : *возможно правильное качество (уровень представления), *самостоятельно, т.е. сверяясь с перечнем– подсказкой, определять тренируемое качество (уровень осознания), *однозначное название качества (уровень понимания) Слайд 14

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Методика ИСКЭ (kreativ. kognitio) Субтест: «Компетентность учителя» Каждое задание представляет собой предложение, в котором пропущены одно, два, три слова (вразбивку) или же словосочетание. Они заменены прочерками в соответствующих местах предложения. Среди предлагаемых вариантов испытуемому нужно выбрать именно то слово (слова), которые: * вероятно (уровень представления), *точно подходят по смыслу ( уровень осознания), *несомненно являются теми ключевыми словами, раскрывающими суть (уровень понимания)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Методика ИСКЭ (kreativ. kognitio) Субтест: Творческая готовность к педагогическому труду» Содержит задания, касающиеся знаний психологии творческих способностей учителя. Нужно проранжировать предложенные варианты личностных качеств к каждому заданию, а при ответе на последнее задание сделать обобщение: *об однозначном выборе главного качества (уровень представления), *о многофакторном характере творческой готовности (уровень осознания), *о системной организации структуры творческой готовности (уровень понимания)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: Методика ИСКЭ (kreativ. kognitio) Субтест: «Творческое педагогическое мышление» Каждое задание данного субтеста представляет собой описание двух-трех мыслетехнических упражнений на одно из десяти интеллектуальных качеств, в совокупности образующих творческое мышление. Испытуемому необходимо подобрать из имеющегося перечня–подсказки: *возможно правильное качество (уровень представления), *самостоятельно, т.е. сверяясь с перечнем– подсказкой, определять тренируемое качество (уровень осознания), *однозначное название качества (уровень понимания)

Содержание этапов педагогического процесса (эпизодического, систематического, научного поиска) * комплекс новых методов и форм (метод индивидуальных студенческих разработок словариков внеконтекстных, психологических, педагогических, исследовательских, парадоксальных определений); * тренинг креативности и опыта творческой педагогической деятельности; Методика и технология становления и развития творческой компетентности будущего учителя Слайд 30

Содержание этапов педагогического процесса (эпизодического, систематического, научного поиска) * практикум по развитию творческого педагогического мышления и деятельности; * методические разработки (организация самостоятельной творческой работы студентов); * учебные и учебно-методические пособия по педагогическим дисциплинам («Культура учебной деятельности», «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», «Дидактическое исследование», «Педагогическая проницательность в труде учителя», «Теоретико-методологические основы педагогики» и др.) Методика и технология становления и развития творческой компетентности будущего учителя Слайд 30

АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ становления и развития творческой компетентности будущего учителя АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ становления и развития творческой компетентности будущего учителя Метод индивидуальных студенческих разработок словариков: внеконтексных, педагогических, психологических, исследовательских, парадоксальных определений. Метод герменевтической интерпретации схем «программок» к занятиям психолого-педагогической теоретической подготовки. Метод информационно-методического обеспечения СРС и консультационной поддержки УчРС. Слайд 31

АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ становления и развития творческой компетентности будущего учителя Метод изучения социально- педагогических проблем в студенческих проблемных группах. Метод «устных журналов», подготовка и проведение студенческих олимпиад, конкурсов педагогического мастерства. Метод педагогической виртуальности и компьютерной поддержки творческого саморазвития. Метод креативной драматургии, студенческой театрализации педагогических миниатюр. Слайд 32

становления и развития творческой компетентности будущего учителя ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ становления и развития творческой компетентности будущего учителя ОБЩИЕ: ( Общепедагогические ) научно обоснованная организация педагогического процесса профессиональной подготовки учителей; творчески-развивающее образовательное пространство; педагогический менеджмент непрерывного профессионально образования студентов; реализации принципов профессионально-творческой ориентации, целостности и системности, непрерывности и преемственности; повышение педагогической культуры (КУД и НИДС, самоменеджмент, самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование); Слайд 33

становления и развития творческой компетентности будущего учителя ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ становления и развития творческой компетентности будущего учителя ЧАСТНЫЕ (Методико-технологические) рефлексивно-творческая направленность профессионально-творческой подготовки будущего учителя; атмосфера профессиональной удовлетворённости и творческой неудовлетворённости; развитие мотивационно-ценностного отношения к педагогическому труду и инновационной творческой деятельности; психологическая готовность и педагогическая подготовленность на основе развития способности к педагогическому творчеству. Слайд 34

становления и развития творческой компетентности будущего учителя ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ становления и развития творческой компетентности будущего учителя СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ( личностно-развивающие ) единство в развитии потенциалов личности: интеллектуального, духовного, творческого; интерес к своим творческим достижениям на основе оптимального индивидуального, социального, творческого развития; развитие структуры профессионально-творческой готовности и «ядерных качеств личности». Слайд 35

Результаты эксперимента Диаграмма Низкий Средний Высокий КГЭГКГЭГ в конце эксперимента на начало эксперимента Показатели% Уровни Таблица 1 Сравнительная результативность общепедагогической подготовки (начальное профессиональное педагогическое образование) Слайд 36

Результаты эксперимента Таблица 2 Сравнительная результативность профессионализации (среднее профессиональное педагогическое образование) Низкий Средний Высокий КГЭГКГЭГ в конце эксперимента на начало эксперимента Показатели % Уровни Диаграмма 2 Слайд 37

Результаты эксперимента Таблица 3 Сравнительная результативность профессионализации (высшее профессиональное педагогическое образование) Низкий Средний Высокий КГЭГКГЭГ в конце эксперимента на начало эксперимента Показатели% Уровни Диаграмма 3 Слайд 38

Динамика развития творческой компетентности будущего учителя в экспериментальных группах Динамика развития качества на этапах З н а ч е н и я профессионализации КЭТУТГПТК Исходное состояние1,241,030,781,02 Пропедевтика2,162,052,252,15 Систематика2,983,102,953,01 Исследование3,823,743,653,74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становление, формирование и развитие творческой компетентности обеспечивает эффективность и качество процесса профессионализации будущего учителя Определены научные основы творческой компетентности учителя: системный, компетентностный, личностно развивающий подходы В основу разработки концепции положена идея создания творчески развивающего образовательного пространства; Модель развития творческой компетентности выстроена как система, охватывающая основные ступени непрерывного педагогического образования, управляющую, управляемую, технологическую подсистемы и комплекс педагогических условий; Разработана методика становления и развития творческой компетентности будущего учителя с учётом регионально- национального компонента; Выявлена совокупность педагогических условий становления и развития творческой компетентности будущего учителя.

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ что ежели кто между- усобныя и отвне нанесенныя войны рассудит, в великое удивление придет, что на толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и силы достигнул. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежняго, каждому упадку вышшее восстановление... Противу мнения и чаяния многих, толь довольно предки наши оставили на память, что, применясь к летописателям других народов, на своих жаловаться не найдем причины» (Древняя Российская история. – М., 1766) «Народ Российский от времен глубокою древностию сокровенных до нынешнего веку толь многия видел в счастии своем перемены,