ПНВТСРЧТПТСБВС НОЯБРЬ 2012
12 ноября – 70 лет со дня рождения поэта и литературн ого деятеля Константи на Александр овича Кедрова (1942).
Кедров – одна из самых колоритных фигур российского литературного движения конца ХХ–начала XXI вв. Его биография – особое художественное произведение, где воедино сплетись рождение в эвакуации, родители – провинциальные актёры – и дворянские предки, двоюродный дед – художник, основатель мистического сюрреализма художник Павел Челищева, толпы ошалелых поклонниц, которым он открывал звёздный код, КГБ и Нобелевский комитет, Союз писателей СССР и Пен-клуб… Репродукция картины П. Челищева «Белая лошадь и акробаты» (1941).
Защитив диссертацию и получив учёную степень кандидата филологических наук, Кедров больше десяти лет преподавал фольклор и русскую литературу в Литературном институте, став одним из самых заметных и важных для студентов лекторов. Как выразился один из выпускников, «Кедрова нельзя обойти, его нужно пережить». На фото:К.А. Кедров в 1970-е годы
Кедрову принадлежит понятие «метаметафора». Метаметафора – это зримый эйдос. В Метаметафоре нет человека отдельно от вселенной. Здесь всё есть всё. «Дельфин – это долька моря». Метаметафора как выворачивание может осуществляться в палиндроме и анаграмме, а также в неожиданных грамматических сдвигах. Метаметафора не самоцель поэзии, а ея неизбежное следствие в конце ХХ века.
ПЕЧАЛЬ - ЭТО ПУСТОТА ПРОСТРАНСТВА РАДОСТЬ - ЭТО ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ ВРЕМЯ - ЭТО ПЕЧАЛЬ ПРОСТРАНСТВА ПРОСТРАНСТВО - ЭТО ПОЛНОТА ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕК - ЭТО ИЗНАНКА НЕБА НЕБО - ЭТО ИЗНАНКА ЧЕЛОВЕКА РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ЗАПОЛНЯЮТ ЗВЕЗДЫ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ ЗВЕЗДАМИ ЗАПОЛНЯЮТ ЛЮДИ ЛЮБОВЬ - ЭТО СКОРОСТЬ СВЕТА ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ РАССТОЯНИЮ МЕЖДУ НАМИ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАМИ ОБРАТНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ СКОРОСТИ СВЕТА - ЭТО ЛЮБОВЬ Из титульного стихотворения Константина Кедрова
В 1970-е годы Кедров стал художественным лидером группы поэтов- метаметафористов, среди которых – Алексей Парщиков, Александр Ерёменко, Иван Жданов, Илья Кутик. На фото – Константин Кедров с поэтом Алексеем Парщиковым и прозаиком Егором Радовым, своими студентами- литинститутцами.
Вольное движение по жизни привело к парадоксальному результату: многолетние усилия КГБ по изгнанию Кедрова из Литинститута вдруг увенчались сомнительным успехом в 1986 году, то есть в начале перестройки.
В то же время Кедров создал доныне существующую литературную группу «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз)…
…и философскую теорию метакода – единой системы символов, читаемой и дешифруемой всем мирозданием на микто- и макроуровнях, сложившуюся у человечества систему астрономической символики, понятную в разные времена и в разных культурах. В 1989 году выпустил монографию «Поэтический космос». Рисунок К.Кедрова.
В 1996 году К.А. Кедров в Институте философии РАН защитил докторскую диссертацию по теме «Этико- антропный метод в культуре»..
Стихи Константина Кедрова – звёздная стихия, которая породила и самого поэта. Генрих Сапгир
Когда-то Андрей Белый сравнивал себя с Тредиаковским, открывающим дверь новому Пушкину. Кедров занимается аналогичной выработкой языка, разрушением последнего условного знака открытым в будущее. Который будет способен открыть птицам поэзию Маяковского, превращаясь в язык вселенской безусловности. Александр Люсый
Афоризм от Константина Кедрова: «Тишина – партитура, забитая нотами до отказа».
Как у всякого настоящего поэта и даже просто литератора, у Кедрова жизнь выворачивается в искусство, искусство – в быт, творчество – в скандал, а сенсация – в аттракцион. Например, недавно он придумал фантастическую, невероятную серию «Номинанты Нобелевской премии в области русской литературы» и выпустил здесь свой двухтомник.
АВТОАНАГРАММА КЕДРОВА Кедров код вер, рок дев, вор дек, век орд, вод рек.
Все материалы всех выпусков литературного календаря журнала «Литература» всегда имеют только учебно- просветительское предназначение и не предусматривают извлечения какого-либо дохода и любой материальной выгоды. Редакция журнала «Литература» ни при каких условиях не допускает их коммерческого использования.