На сегодняшний день осознано, что условием участия общественных институтов в развитии образования, в том числе привлечения инвестиций в систему образования,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Advertisements

Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
Муниципальный совет по развитию муниципальной системы образования города Лангепаса Опыт подготовки и предоставления общественности публичного доклада ЛГ.
С ЕМИНАР ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 11 декабря 2008г. Зудиловская сош.
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ Итоги деятельности Управляющего совета МАОУ гимназии 26 г. Томск, ул. Беринга, 4 Тел./факс (8382-2)
Публичный доклад ОУ: разработка, обсуждение, утверждение Совещание руководителей ОУ г Управление образования администрации Богородского района.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ШКОЛЫ Руководя- щие организа- ции Школы Родите- ли Вузы Бизнес- партне- ры Пресса Учрежде- ния доп. образова- ния.
Социальное партнерство – новые возможности оценки деятельности современной школы.
Музыка В.А, заместитель начальника отдела развития общего образования, май 2007 Расширение общественного участия в управлении образованием.
Государственное образовательное учреждение Лицей 1548 «Жизнь любого человека связана с жизнью общества, благополучие которого зависит от социальной активности.
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД Публичный доклад общеобразовательного учреждения – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности муниципального.
LOGO СЕМИНАР ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОКЛАДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Стратегическая Ресурсная Координирующая Информационная.
СЕКЦИЯ 3 Публичная отчетность образовательного учреждения.
Основные направления деятельности и полномочия органов государственно- общественного управления в рамках КПМО Еврейской автономной области Еврейская автономная.
Дмитрий Медведев Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система.
Подготовка анализа работы управляющего совета школы Тюменский областной государственный институт развития регионального образования.
Транксрипт:

На сегодняшний день осознано, что условием участия общественных институтов в развитии образования, в том числе привлечения инвестиций в систему образования, является обеспечение их информированности о состоянии системы образования, достигнутых результатах, стратегии и планах дальнейшего развития Организация подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения Т.Е. Вежевич, главный специалист – эксперт Министерства образования и науки Республики Бурятия, к.п.н.

Развитие публичной отчетности образовательных учреждений – приоритетная задача модернизации образования 2004 год – Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (направление «Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования») 2006 год – Приоритетный национальный проект «Образование» 2007 год – Комплексный проект модернизации образования (показатель «Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово – хозяйственной деятельности»)

Чем определяется необходимость публичного доклада для образовательного учреждения? Изменение современных социокультурных условий, в которых функционирует и развивается школа: 1. Возрастание роли информации и интенсивности информационного обмена 2. Непрерывные изменения, происходящие в системе образования 3. Усиление роли потребителя в оценке качества образовательных услуг 4. Возрастание уровня конкуренции на рынке образовательных услуг

Что такое публичный доклад? Отличается ли он от публичного отчета? Отчет - 1. Письменное или устное сообщение о своих действиях или выполнении изложенного поручения, представляемое лицу или учреждению. 2. Объяснение, изложение происшедшего. Доклад – 1.Сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция. 2.Словесное или письменное изложение начальству служебных дел для их решения.

Публичный доклад образовательного учреждения – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности образовательного учреждения, об основных результатах и проблемах его функционирования и развития за отчетный период

Главные задачи публичного доклада как средства информирования: 1. Повышение открытости системы образования 2. Удовлетворение информационных потребностей различных групп пользователей (органы власти, педагоги, родители, дети, работодатели, СМИ) 3. Создание информационного обеспечения рынка образовательных услуг 4. Проведение общественной экспертизы политико – управленческих решений, стратегий и программ развития образования 5. Привлечение социального ресурса (ресурса «доверия и поддержки»), самостоятельно значимого, а также являющегося необходимым условием инвестиционной привлекательности Публичный доклад является общедоступным источником актуальной и достоверной информации

Требования к содержанию информации: Соответствие информации потребностям целевых групп доклада Достоверность информации Убедительность информации, обеспечиваемая за счет ее аналитического характера, доказательности выводов, опоры на количественные показатели Использование языка, понятного непрофессиональному читателю Ясный стиль изложения Использование средств наглядности

Основные целевые группы публичного доклада Родители Социальные партнеры Местная общественность Учредитель Педагоги Учащиеся

Публичный доклад призван удовлетворить информационные потребности целевых групп и способствовать реализации их интересов Целевая группаИнтересыВостребованная информация Родители Социальные партнеры Местная общественность Работодатель Педагоги Учащиеся

Целевая группа «Родители» Целевая группаИнтересыВостребованная информация Родители Высокое качество обучения и воспитания. Комфортные условия получения образовательных услуг. Здоровьесберегающие и безопасные условия образовательного процесса. Получение информации об образовательных услугах, предоставляемых ОУ, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни, а также об эффективности использования внебюджетных средств. Социально - психологический климат в классе.

Целевая группа «Социальные партнеры» Целевая группаИнтересыВостребованная информация Социальные партнеры Взаимовыгодное сотрудничество Конкретизировать область и задачи сотрудничества со школой, определить наиболее важные потребности учреждения, осознать свой вклад в развитие ОУ. Разнообразие образовательных услуг.

Целевая группа «Местная общественность» Целевая группаИнтересыВостребованная информация Местная общественность Стабильность района (поселка, города), социально – экономическое развитие района (поселка, города), климат в социуме Представление об активности ОУ в социуме, достижения ОУ и ее учащихся, приносящих «славу» району, поселку и т.д., проблемы, требующие активного участия общественности

Целевая группа «Учредитель» Целевая группаИнтересыВостребованная информация Учредитель Эффективное функционирование образовательного учреждения. Высокое качество обучения и воспитания. Более широкое представление об ОУ, возможность оценить не отдельные достижения или проблемы школы, а эффективность реализации стратегии развития.

Целевая группа «Педагоги» Целевая группаИнтересыВостребованная информация Педагоги Самореализация, повышение своего статуса, осознание себя активными участниками школьной жизни Информация о деятельности ОУ.

Целевая группа «Учащиеся» Целевая группаИнтересыВостребованная информация Учащиеся Осознание себя активными и равноправными участниками общественной жизни школы. Информация о деятельности ОУ. Роль ОУ в социуме.

Интересы образовательного учреждения во взаимодействии с целевыми группами Удовлетворить информационные потребности целевых групп (аудитории) Формирование (закрепление) установок целевой группы по отношению к школе (доверие, уважение, стремление участвовать в жизни школы, помогать в решении возникших проблем и т.д.) Побуждение целевой аудитории к конкретным действиям, которые отвечают интересам школы

Подготовка доклада: основные этапы 1. Формирование структуры и содержания доклада – определение ключевых вопросов, которые необходимо раскрыть в публичном докладе, последовательность их рассмотрения. 2. Выбор показателей для проведения анализа. 3. Сбор и обработка информации, расчет индикаторов. 4. Анализ и интерпретация данных. 5. Формулирование оценок и выводов на основе проведенного анализа. 6. Создание текста доклада. 7. Оформление доклада.

Подготовка доклада: организационные задачи 1. Сформулировать основные задачи, которые необходимо решить в процессе подготовки и презентации доклада; определить его целевые группы. 2. Сформировать авторский коллектив (команду), обладающий необходимыми для подготовки доклада навыками и информацией. 3. Спланировать подготовку доклада (разработать план - график) с целью максимального эффективного использования имеющихся ресурсов. 4. Разработать и согласовать макет доклада, отражающий интересы школы и целевых групп. 5. Сформировать информационную базу доклада в соответствии с информационными потребностями аудитории и задачами авторов. 6. Обеспечить необходимое качество анализа и интерпретации данных, позволяющее сформулировать выводы относительно тенденций развития школы, ее достижений, проблем и путей их решения. 7. Оформить текст доклада (стиль, язык, наглядность) с целью обеспечения доступности для целевой аудитории. 8. Согласовать текст доклада с целевой аудиторией. 9. Разработать и реализовать дизайн – проект оформления доклада.

Формирование авторского коллектива Привлечение педагогических работников школы, обладающих необходимой для доклада информацией Привлечение специалистов различного профиля, владеющих методами работы со статистическими данными, навыками редактирования текста, разработки дизайна и оформления издания Привлечение членов педагогического коллектива (учителя математики, информатики, литераторы и т.д.), старшеклассников Привлечение людей, владеющих навыками аналитической деятельности Включение внешнего консультанта (эксперта)

Разработка плана - графика ЭтапВиды работСроки реализа- ции Ответствен- ный Результат

Создание макета доклада Аннотированный макет – это подробный (расширенный) план, план – проспект, отражающего структуру, разделы, основное содержание каждого раздела, а также включает список диаграмм и таблиц, необходимых для аналитических заключений. Окончательная версия макета публичного доклада согласовывается на заседании органа государственно – общественного управления.

Формирование содержания публичного доклада Три подхода к формированию содержания публичного доклада образовательного учреждения: 1. Инфраструктурный подход 2. Подход, ориентированный на конкретный проект или образовательную программу 3. Подход, где стержнем содержания доклада является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного учреждения

Инфраструктурный подход Содержание: 1. Общая характеристика школы. 2. Содержание и результаты учебной деятельности. Предшкольное образование Начальная школа Основная школа Старшая школа 3. Система воспитательной работы в школе. Программа воспитания. Основные направления воспитательной работы. Результаты воспитательной работы. 4. Ресурсное обеспечение. Финансовые ресурсы. Особенности материально – технических ресурсов. Кадровые ресурсы. 5. Управление школой. 6. Социальные партнеры школы. 7. Ближайшие перспективы.

Подход, ориентированный на конкретный проект или образовательную программу Содержание: 1. Школа и социум Социокультурные условия Общая характеристика школы Основные направления деятельности школы. 2. Здоровьесберегающее образование – одно из важнейших направлений деятельности школы Цель и задачи инновационной программы «Здоровьесберегающее образование» 2.2. Основные направления ее реализации: - Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. - Воспитание и сохранение здоровья. - Здоровый образ жизни через дополнительное образование. - Психологические аспекты здоровьесберегающего образования Условия реализации здоровьесберегающего образования (Кадры. Методическое обеспечение. Материально – техническое оснащение. Социальные партнеры) 2.4. Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. 3. Проблемы и перспективы реализации программы здоровьесберегающего образования.

Подход, где стержнем содержания доклада является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного учреждения Содержание: 1. Почему именно гимназия? (историческая справка) 2. Для чего и для кого работает гимназия? (миссия гимназии) 3. Что лежит в основе? (цель и концепция гимназии) 4. Хорошо ли, когда в школе есть изменения? (инновационная работа в гимназии) 5. Насколько современна сейчас школа? (программа развития гимназии) 6. Какие изменения предстоят в будущем? (ближайшие перспективы) 7. Чему учат в гимназии? (содержание гимназического образования) 8. Как учат в гимназии? (качество обучения) 9. Можно ли добиться успехов без системы воспитания? 10. Какие отличительные черты имеет гимназическая среда? 11. Что самое трудное в воспитании? (коллективная деятельность) 12. Чем подтверждается эффективность такой системы воспитательной работы? (уровень воспитанности) 13. … 14. Есть ли у гимназии единомышленники? (распространение опыта)

Преимущества и ограничения каждого из подходов к формированию содержания публичного доклада ПодходПреимуществаОграничения Инфраструктурный подход Подход, ориентированный на конкретный проект или образовательную программу Подход, где стержнем содержания доклада является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного учреждения

Преимущества и ограничения каждого из подходов к формированию содержания публичного доклада ПодходПреимуществаОграничения (риски) Инфраструктурный подход Проще отразить основные направления школы. При формальном отношении к созданию доклада высока вероятность утраты его целостности. Подход, ориентированный на конкретный проект или образовательную программу Логичность и целесообразность. Реализуемые в школах инновации редко являются системными, затрагивающими все стороны деятельности ОУ (имеют локальный характер). Искусственно привязываются к инновационному проекту все направления деятельности ОУ. Подход, где стержнем содержания доклада является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного учреждения Позволяет описать все интересующие аудиторию направления деятельности, обеспечивая целостность и системность. Оригинальность стиля текста доклада. Необходимо иметь четкую миссию, являющуюся реальным ориентиром развития школы. Формальность абстрактной идеи приводит к неудаче.

Согласование доклада Согласование структуры и основных вопросов (макета) доклада Согласование проекта текста доклада Согласование окончательной версии доклада Согласование дизайн – версии доклада Формы согласования: публичные обсуждения, опросы (в том числе и на сайте), интервью, фокус – группы, публичное обсуждение на заседании органа государственно – общественного управления

Формирование информационной базы Основные источники информации: - Формы статистической отчетности образовательного учреждения - Документация школы (программа развития, учебный план, штатное расписание и др.) - Материалы внутришкольного контроля - Отчеты (в том числе и финансовый) - Результаты специальных исследований (мониторинги, опросы, мнение учащихся) - Справочники, сборники муниципальных органов управления образования - Информация здравоохранения, органов внутренних дел

Подбор и расчет индикаторов Индикаторы – аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и тенденции развития Типичной ошибкой является использование для анализа абсолютных значений (без перевода в относительные)

Примеры замены абсолютных показателей относительными Абсолютный показательОтносительный показатель Количество победителей республиканских, всероссийских и международных конкурсов Доля победителей республиканских, всероссийских и международных конкурсов в общем числе участников Количество награжденных муниципальными наградами Доля награжденных муниципальными наградами в общем числе учащихся Привлечение внебюджетных средств за счет конкурсного участия в целевой программе Доля средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход деятельности в бюджет учреждения Численность детей – сирот, переданных под опеку Доля детей – сирот, переданных под опеку, в общей численности детей - сирот

Организация анализа Основные вопросы анализа: Каковы приоритеты (задачи) школы в данном направлении деятельности школы? Каковы сильные стороны (достижения) в данном направлении? Почему пришли к такому выводу? Каковы проблемы школы по данному направлению? Почему сделаны такие выводы? Какие действия будут предприниматься для улучшения данной стороны жизни школы? Качественная оценка состояния и результатов развития школы может быть сделана преимущественно на основе сравнений

Наиболее важные правила по проведению анализа 1. Любые представленные данные должны быть проинтерпретированы и прокомментированы. 2. Любые утверждения лучше проиллюстрировать конкретными данными. 3. В основе любой оценки должны лежать доказательства. 4. Любые факты нужно интерпретировать с точки зрения их значения для участников образовательного процесса. 5. При описании деятельности по реализации приоритетных задач развития образовательного учреждения необходимо предоставлять данные, отражающие полученные результаты и эффекты. 6. Представление информации по каждому блоку вопросов (главе, разделу) должно завершаться выводами.

Редактирование и оформление доклада Задачи: Сделать текст доклада доступным для аудитории (язык, стиль) Привлечь к докладу внимание аудитории Сформировать интерес аудитории к содержанию доклада Обеспечить понимание аудиторией содержания доклада (иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.) Сформировать позитивное эмоциональное отношение к содержанию доклада, включенным в него идеям и посланиям Использование средств работы с текстом (шрифт, заголовки, вставки и т.д.) Дизайн доклада

Презентация и распространение публичного доклада Формы: Организация презентации доклада как особого мероприятия с приглашением представителей различных целевых групп, предварительным анонсированием и последующим освещением события в СМИ Выступление директора школы или (и) председателя управляющего совета на родительских собраниях, встречах с заинтересованными группами с распространение м тиражированного доклада Почтовая рассылка или прямая доставка доклада в виде издания руководителям муниципальных администраций, партнерам и попечителям Размещение текста доклада на сайте школы, органа управления образованием или администрации муниципального образования Рассылка доклада по электронной почте Проведение презентации в рамках дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников или гимназистов Наибольший эффект достигается при использовании нескольких форм (каналов), а идеальным вариантом является PR-кампания

Литература 1. Как узнать, что происходит в образовании. Сб. статей / под общей редакцией И.А. Вальдмана. М., Логос, Константиновский Д и др. От сбора статистических данных – к информационному обеспечению решений. – М., Прометей Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А. Организация подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения. Пособие. – М., Вердана, Открытый информационный доклад школы. Рабочие материалы Российско – британского проекта «Управление качеством образования на основе взаимосвязи внутренних и внешних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы»//Сб. Общественный институт развития школы. – СПб, Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики/М.Л. Агранович и др. – М., Подготовка публичных докладов муниципальных систем образования и образовательных учреждений: Методические рекомендации/под ред. Т.А. Мерцаловой, С.Г. Косарецкого. – М.: АСОУ, 2007